Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяБлогипроектпроект
 

проект

0
Голосов: 0
Автор: Мильвара
Опубликовано: 678 дней назад (12 янв 2016 в 15:04)
Блог: проект
Редактировалось: 1 раз — 12 янв 2016 в 11:04
Программа развития творческих способностей дошкольников

группа №6 «Маленькая страна»

МБДОУ д/с №10 «Снежинка»

на 2013-2017учебные годы



Автор: М.М. Меликова




г. Урай 2013 г.


Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Для воспитанников группы «Маленькая страна» МБДОУ детский сад № 10 была разработана и внедрена программа эстетического воспитания детей посредством творческого развития «Волшебный мир театра».
Новизна программы состоит в том, что средства и методы театрально-игровой деятельности все систематизированы, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Актуальность программы
В связи с тем, что театральная деятельность в детском саду является частью приоритетного направления, возникла необходимость скоординировать планирование нескольких видов деятельности: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игра, работа с родителями. Эти действия обеспечат системность работы в данном направлении.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, повышает его уверенность в себе.
Настоящая программа рассчитана на 4 года и описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей (вторая младшая – подготовительная группы). Программа разработана с учетом образовательного стандарта на основе программы Э. Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», но имеет ряд изменений и особенностей.

Участники проекта: Воспитатели – дети – родители.
Тип проекта: Творческий.
Срок реализации: с сентября 2013 года по май 2017года.
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников МБДОУ, организация выступлений детей средней группы перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия – 15 минут и выше в соответствии возраста детей.






















Структура занятий.
1 этап - психологическое вхождение в занятие.
Театральная разминка (психогимнастика, встреча со знакомым или неизвестным персонажем; двигательно-творческие упражнения; упражнения на развитие эмпатии; речевая разминка; ролевая игра и т.д.)
2 этап - познавательный (беседы, рассказ воспитателей, игры, просмотр слайдов и диафильмов, арт-терапия и др.)
3 этап - практический (игровые упражнения, творческие задания и игры, этюды, работа с куклами различных систем, сочинения и пересказ и т.д.)
4 этап – релаксация (игры на расслабление и снятие эмоционального и мышечного напряжения, фантазирование с использованием музыки разного характера, звуков природы).
5 этап – завершающий (подвижные игры, общение детей друг с другом, куклами, воспитателем, импровизационные игры и упражнения и т.д.)































Содержание программы
Программа состоит из пяти разделов работы с детьми:
1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.
2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.
4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

















Виды театра
Театр масок - изготавливаются маски-шапочки, маски-капюшоны, маски-ободки по размеру головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. Также маски могут быть из поролона, папье-маше, из картона и бумаги.
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетическим более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры.












Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах
Младшая группа. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, показываемые воспитателем. Это стимулирует желания детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются так же на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослые благодарят и хвалят детей, здороваются и прощаются. В ход занятий, вечеров развлечений включаются фрагменты драматизации. Расширяется игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.
Ступени:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека.
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с
передачей эмоций героя.
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
•Игра-импровизация под музыку.
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.
• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.
•Ролевой диалог героев сказок.
• Инсценирование фрагментов из сказок о животных.
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).
Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Деятельность воспитателя направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно малыши включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные со взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.
Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя, а так же от игры к игре, где значимы и процесс и результат. От игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление). От создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.
Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, учатся самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства.
Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям предлагаются различные задания. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.
Происходит постепенный переход ребенка от игры по одному литературному
или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.
Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм (углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, интерес к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности).
Новым аспектом совместной деятельности становится приобщение детей к театральной культуре, т.e. знакомство с деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.).
Пятая группа умений предполагает использовать позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах стараются понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.
Для лучшего понимания литературного произведения используется прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы. При рассматривании иллюстраций в книге уделяется внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаются этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок».
В подготовительной группе, наряду с упражнениями на развитие воображения, используются задания на напряжение и расслабление.
Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, используются три типа подготовительных упражнений. Они активизируют воображение и творчество детей, подготавливают к осознанию сущности театрального спектакля, формируют умение играть любую роль. Направляют на развитие понимания образа, обеспечивают постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.
Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики, определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.
Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др.
При обучении детей средствам выразительности речи используются знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Вначале фрагменты из сказок используются как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложняются задания: предлагается разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми














Принципы:
1.Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.






















Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы
искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.


Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец программы);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
- памятки «Организация театральной деятельности в группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- посещение театра всей семьей;
- фотовыставки «Театральные новости»;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа воспитателей.
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, работа с родителями.
Формы работы:
- педсоветы, консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.
Ребенок
1. В основе программы идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:

1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Личностный профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1.Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
3. Самореализация.
Для группы:
1.Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2.Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.
3. Создание картотеки театрализованных игр.



Взаимодействие в ходе реализации программы

Реализация программы предполагает взаимодействие трех основных групп участников: детей, родителей и воспитателей.
В процессе театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями, детьми и педагогами. Расширяется взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской, а также создаются условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям МБДОУ, стимулируется развитие творческой активности детей и их родителей в театрализованной деятельности.
Помимо основных воспитателей группы детей, участвующих в программе, предполагается вовлекать в театральную деятельность других педагогов МБДОУ как помощников, как участников, так и как зрителей.

















На завершающем этапе при анализе реализации программы «Волшебный мир театра»- будут подведены итоги, выявлены положительные стороны, и намечены пути на улучшение работы в этом направлении с детьми.
Ожидаемые результаты:
К концу завершения программы ребенок
Знает:
1.Что такое театр
2. Какие виды театра существуют
3.Кто создает театральные спектакли.
Умеет:
1. Выражать свое отношение к явлениям к жизни и на сцене
2. Образно мыслить и импровизировать.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
5. Правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу.
Приобретает навыки:
1.Общение с партнером
2.Элементарного актерского мастерства
3.Действий с воображаемыми предметами
4. Бережного отношения к куклам, декорациям, реквизиту костюмам
5.Коллективного творчества.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Сценарии театральных кукольных занятий» Н.Д. Сорокина – М.,2006.
2.«Театр в детском саду» И.П. Кошманский – Ростов-на-Дону., 2004.
3.«Играем в театр» Т.Н.Доронова – М.,2005.
4.«Театрализованная деятельность в детском саду» А.Е.Антипина – М.,2006.
5.«Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших
школьников» Э.Г.Чурилова -М.,2006.








Программа развития творческих способностей дошкольников

группа №6 «Маленькая страна»

МБДОУ д/с №10 «Снежинка»

на 2013-2017учебные годы



Автор: М.М. Меликова




г. Урай 2013 г.


Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. Для воспитанников группы «Маленькая страна» МБДОУ детский сад № 10 была разработана и внедрена программа эстетического воспитания детей посредством творческого развития «Волшебный мир театра».
Новизна программы состоит в том, что средства и методы театрально-игровой деятельности все систематизированы, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Актуальность программы
В связи с тем, что театральная деятельность в детском саду является частью приоритетного направления, возникла необходимость скоординировать планирование нескольких видов деятельности: совместная деятельность, самостоятельная деятельность, игра, работа с родителями. Эти действия обеспечат системность работы в данном направлении.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, повышает его уверенность в себе.
Настоящая программа рассчитана на 4 года и описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей (вторая младшая – подготовительная группы). Программа разработана с учетом образовательного стандарта на основе программы Э. Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», но имеет ряд изменений и особенностей.

Участники проекта: Воспитатели – дети – родители.
Тип проекта: Творческий.
Срок реализации: с сентября 2013 года по май 2017года.
Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников МБДОУ, организация выступлений детей средней группы перед младшими и пр.).
3. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
6. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия – 15 минут и выше в соответствии возраста детей.






















Структура занятий.
1 этап - психологическое вхождение в занятие.
Театральная разминка (психогимнастика, встреча со знакомым или неизвестным персонажем; двигательно-творческие упражнения; упражнения на развитие эмпатии; речевая разминка; ролевая игра и т.д.)
2 этап - познавательный (беседы, рассказ воспитателей, игры, просмотр слайдов и диафильмов, арт-терапия и др.)
3 этап - практический (игровые упражнения, творческие задания и игры, этюды, работа с куклами различных систем, сочинения и пересказ и т.д.)
4 этап – релаксация (игры на расслабление и снятие эмоционального и мышечного напряжения, фантазирование с использованием музыки разного характера, звуков природы).
5 этап – завершающий (подвижные игры, общение детей друг с другом, куклами, воспитателем, импровизационные игры и упражнения и т.д.)































Содержание программы
Программа состоит из пяти разделов работы с детьми:
1. Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.
2. Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3. Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие игры со словом.
4. Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.

















Виды театра
Театр масок - изготавливаются маски-шапочки, маски-капюшоны, маски-ободки по размеру головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. Также маски могут быть из поролона, папье-маше, из картона и бумаги.
Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетическим более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры.












Содержание работы по организации театрализованной деятельности с дошкольниками на разных возрастных этапах
Младшая группа. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, показываемые воспитателем. Это стимулирует желания детей включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются так же на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослые благодарят и хвалят детей, здороваются и прощаются. В ход занятий, вечеров развлечений включаются фрагменты драматизации. Расширяется игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.
Ступени:
• Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека.
• Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с
передачей эмоций героя.
• Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей.
•Игра-импровизация под музыку.
• Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.
• Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.
•Ролевой диалог героев сказок.
• Инсценирование фрагментов из сказок о животных.
• Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам и авторским текстам.
У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок.
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.
Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).
Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Деятельность воспитателя направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно малыши включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные со взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.
Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя, а так же от игры к игре, где значимы и процесс и результат. От игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление). От создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.
Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, учатся самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства.
Проводятся специальные экскурсии, прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения). Для развития воображения детям предлагаются различные задания. Используются мимические этюды, этюды на память физических действий, пантомимические этюды. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности.
Происходит постепенный переход ребенка от игры по одному литературному
или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений; от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя; от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.
Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм (углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, интерес к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности).
Новым аспектом совместной деятельности становится приобщение детей к театральной культуре, т.e. знакомство с деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры (активность и самостоятельность в выборе содержания игр, творчество). Ребенку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.
Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.
Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как «умного, доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.).
Пятая группа умений предполагает использовать позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. На конкретных примерах стараются понять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.
Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.
Для лучшего понимания литературного произведения используется прием «нравственной лесенки». Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы. При рассматривании иллюстраций в книге уделяется внимание анализу эмоциональных состояний персонажей. Предлагаются этюды на разыгрывание сюжетов: «Страшный сон», «Гроза», «Щенок».
В подготовительной группе, наряду с упражнениями на развитие воображения, используются задания на напряжение и расслабление.
Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, используются три типа подготовительных упражнений. Они активизируют воображение и творчество детей, подготавливают к осознанию сущности театрального спектакля, формируют умение играть любую роль. Направляют на развитие понимания образа, обеспечивают постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Это упражнения, которые учат детей контролировать внимание, сосредоточиваться на том объекте, который в данный момент важнее других (например, «Звуки природы»), развивают умение на основе ассоциаций создавать образы.
Второй тип упражнений формирует умения: понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации, определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица сверстника или взрослого; находить средства выразительности для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики, определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по различным позам и принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя; определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок, подбирать собственные выразительные жесты и самостоятельно строить пантомимику.
Третий тип упражнений представляет собой вариант детского аутотренинга и формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты; тренирует способность изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием. Дети упражняются в самовнушении чувства тяжести, легкости, холода, тепла и др.
При обучении детей средствам выразительности речи используются знакомые и любимые сказки, которые богаты диалогами, динамикой реплик и предоставляют ребенку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Вначале фрагменты из сказок используются как упражнения: попроситься в теремок от лица мышки, лягушки, медведя, после чего спросить, кто был более похож по голосу и манерам на данного персонажа. Далее усложняются задания: предлагается разыграть диалог двух персонажей, проговаривая текст и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер, голос персонажа, манера поведения легко узнавались всеми














Принципы:
1.Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.






















Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы
искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок.
Работа с родителями:
Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.
Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.


Формы взаимодействия работы с родителями:
- устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец программы);
- индивидуальные беседы;
- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;
- памятки «Организация театральной деятельности в группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности».
- посещение театра всей семьей;
- фотовыставки «Театральные новости»;
- выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»;
- совместная деятельность;
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- помощь в изготовлении костюмов и декораций.
Работа воспитателей.
Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду.
Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, работа с родителями.
Формы работы:
- педсоветы, консультации;
- создание картотеки театрализованных игр;
- помощь в организации предметно-развивающей среды;
- работа с учебными наглядными пособиями;
- праздники и развлечения;
- выставки, фотоальбомы.
Ребенок
1. В основе программы идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время.

Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности.
2. Развитие речи, мимики, жестов.
3. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
Для воспитателей:

1. Повышение профессионализма.
2. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
3. Личностный профессиональный рост.
4. Самореализация.
Для родителей:
1.Повышение уровня личностного сознания.
2. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
3. Самореализация.
Для группы:
1.Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации.
2.Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности.
3. Создание картотеки театрализованных игр.



Взаимодействие в ходе реализации программы

Реализация программы предполагает взаимодействие трех основных групп участников: детей, родителей и воспитателей.
В процессе театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями, детьми и педагогами. Расширяется взаимодействие с родителями воспитанников, путем создания творческой мастерской, а также создаются условия для психологической адаптации детей и их родителей к условиям МБДОУ, стимулируется развитие творческой активности детей и их родителей в театрализованной деятельности.
Помимо основных воспитателей группы детей, участвующих в программе, предполагается вовлекать в театральную деятельность других педагогов МБДОУ как помощников, как участников, так и как зрителей.

















На завершающем этапе при анализе реализации программы «Волшебный мир театра»- будут подведены итоги, выявлены положительные стороны, и намечены пути на улучшение работы в этом направлении с детьми.
Ожидаемые результаты:
К концу завершения программы ребенок
Знает:
1.Что такое театр
2. Какие виды театра существуют
3.Кто создает театральные спектакли.
Умеет:
1. Выражать свое отношение к явлениям к жизни и на сцене
2. Образно мыслить и импровизировать.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
5. Правильно и доброжелательно оценивать свою и чужую работу.
Приобретает навыки:
1.Общение с партнером
2.Элементарного актерского мастерства
3.Действий с воображаемыми предметами
4. Бережного отношения к куклам, декорациям, реквизиту костюмам
5.Коллективного творчества.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Сценарии театральных кукольных занятий» Н.Д. Сорокина – М.,2006.
2.«Театр в детском саду» И.П. Кошманский – Ростов-на-Дону., 2004.
3.«Играем в театр» Т.Н.Доронова – М.,2005.
4.«Театрализованная деятельность в детском саду» А.Е.Антипина – М.,2006.
5.«Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших
школьников» Э.Г.Чурилова -М.,2006.
Комментарии (0)