Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяЕГЭ и ГИА4 варианта КИМов ЕГЭ с ответами
 

4 варианта КИМов ЕГЭ с ответами

22 окт 2013 в 10:29
Автор: Крючкова N.V.
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 17125
Поделиться:
Вариант 1
Часть 1
А1 В каком слове верно выделена буква, обозначаю¬щая ударный гласный звук?1) брАла 3) красивЕйший2) завИдно 4) окрУжит
А2 В каком варианте ответа выделенное слово упот¬реблено неверно?1) ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек умеет отстоять свои интересы и достоинство без оскорбления и унижения другого человека.2) Каждый раз наши герои ставятся перед выбо¬ром: совершить им ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ поступок или пойти по пути более выгодному для карь¬еры.3) Самое первое КРАСЯЩЕЕ вещество, которое было применено как краситель, — сажа.4) Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисципли¬нарной ответственности только за тот дисцип¬линарный ПРОСТУПОК, в отношении которого установлена его вина.
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) их друзья 3) ляжьте2) более слабый 4) из абрикосов
А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Будучи специалистом в другой области,1) его интересовала региональная история.2) мне необходимо время, чтобы ответить на ваш вопрос.3) непонятно, как вы смогли справиться с этой за¬дачей.4) Николай Сергеевич опубликовал несколько ин¬тересных статей, связанных с историей края.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).1) Следует отметить о том, что, кроме вашей пози¬ции, вашего понимания того или иного вопроса, существуют и другие точки зрения на тот же предмет.2) Л.П. Гроссман в статье «Достоевский-худож¬ник» выделил целый ряд композиционных черт, наиболее характерных для романов этого автора.3) Фотография запечатлевает всегда только един¬ственный, точно зафиксированный во времени момент.4) Целесообразно при изучении норм литератур¬ного языка использовать языковой материал Интернета.
А6 В каком сложноподчинённом предложении прида¬точную часть нельзя заменить причастным оборо¬том?1) Спичечная головка сделана из материала, кото¬рый загорается даже от небольшого нагревания.2) Сыр снаружи покрыт коркой, которая не позво¬ляет ему засохнуть и препятствует росту плес¬невых грибов.3) В настоящее время в России насчитывается бо¬лее двадцати вузов, которые предлагают полу¬чить высшее образование в режиме онлайн.4) Каждый человек проходит в своём развитии те этапы, которые прошло всё человечество.Прочитайте текст и выполните задания
А7—А12.(1)… (2) Средиземноморская зима — дитя мягкого морского климата. (3) Из-за того что море охлаждается медленнее, чем суша, и ветры, дующие с моря, прогрева¬ют землю, зимы на юге Европы сравнительно тёплые. (4) Они изобилуют дождями, но снега немного, если он вообще выпадает. (5) Суровые северные зимы с морозами и снегом связывались в сознании грека или римлянина исключительно с миром варваров. (6)… эти лишённые разума и достойные лишь жалости люди были обделены вниманием богов, и тяжёлые природные условия в дан¬ном контексте воспринимались как ещё одно божествен¬ное наказание.
А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?1) Средиземноморье объединяет в себе страны двух континентов — Евразии и Африки, а так¬же многочисленные острова и архипелаги.2) Погода в Болгарии зимой формируется под воз¬действием умеренно-континентального клима¬та, который преобладает практически на всей территории страны.3) От греческого письма произошли все европей¬ские алфавиты.4) Античная цивилизация, по существу, не знала зимы в её северном, привычном для русского человека, варианте.
А8 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?1) Однако 3) В свою очередь,2) По мысли грека, 4) Следовательно,
А9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?1) люди были (предложение 6)2) суша охлаждается (предложение 3)3) снега немного (предложение 4)4) зимы тёплые (предложение 3)
А10 Укажите верную характеристику пятого предло¬жения текста.1) простое осложнённое2) сложносочинённое3) сложноподчинённое4) сложное бессоюзное
А11 Укажите правильную морфологическую характе¬ристику слова ОБДЕЛЕНЫ в предложении 6.1) глагол 3) причастие2) прилагательное 4) деепричастие
А12 Укажите значение слова ВАРВАР (предложение 5).1) жестокий человек 3) нищий2) чужеземец 4) враг
А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?В дореволюцио(1)ое время на вещах, куп-ле(2)ых у бродячих торговцев или в частных мага¬зинах, можно было зачастую заметить непонят¬ные букве(3)ые обозначения.1) 1,3 2) 2 3) 1, 2, 3 4) 1
А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?1) пот… рять, заш… тается, гар… нтировать2) м… лодия, пож… леть, лош… диный3) заг… релый, страт… гический, б… бровый4) сл… гаемое, ц… левой, напр… жение
А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та буква?1) и… купить, во… создать, пере… дача2) пост… нфарктный, меж… здательский, с.мпровизировать3) пр… скверный, пр… тихнуть, пр… коснуться4) пре… сказать, по… бросить, о… бросить
А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?1) слав… щийся, зала… вший2) колебл… щийся, посе… нный3) маляры крас.т, измер… нный4) забот… щийся, люди бор… тся
А17 В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква И? А. доверч… вый В. обтач… ватьБ. вермишел… вый Г. нул… вой1) В 3) А, В2) А, Б, Г 4) Г
А18 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?1) Не видать (ни)чьих следов вокруг того пустого места.2) Писем нам получать (не)откуда.3) Он не умел говорить (не)правды.4) Похоже было, что пуговицы (не)случайно отор¬ваны, а нарочно срезаны.
А19 В каком предложении оба выделенных слова пи¬шутся слитно?1) (ПО)СРЕДИ красивого, (НА)ПОЛОВИНУ ско¬шенного луга росла пушистая ель.2) Волчок, (НЕ)СМОТРЯ на свою внешность, ВСЁ(ТАКИ) в ту пору был ещё почти щенком.3) (И)ТАК получилось, что мы оба читали одно и ТО(ЖЕ) стихотворение.4) (В)ОБЩЕМ, я ТО(ЖЕ) готов поехать с вами.
А20 Укажите правильное объяснение постановки запя¬той или её отсутствия в предложении:Под светом фонаря я забрался на груду щебня( ) и дотронулся наконец до пыльной трубы.1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Жизнеописание Харитины1) единственной жен¬щины-бойца в Порт-Артуре2) я нашёл в мемуарах одного священника3) участника обороны.1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 2, 3 4) 3
А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?Облака быстро бежали под луной, и1) каза¬лось, что это быстро плывёт луна. Впереди и поза¬ди'2' казалось3 была только вода с небольшими волнами.1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3
А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)1) Слышался шум леса да треск сучьев в костре.2) Снег был на невидимых снизу крышах и на скользкой земле и на узеньких голых подокон¬никах.3) Поставьте в солнечный день на окно свечу или лампу.4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперёк улицы.
А24 Как объяснить постановку тире в данном предло¬жении?Стояла невыносимая жара — улицы были пус¬тынны.1) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.2) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния указывает на следствие того, о чём говорит¬ся в первой части.3) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.4) Обобщающее слово стоит после однородных чле¬нов предложения.
А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Первыми русскими библиотеками можно на¬звать*1) хранилища рукописей*2) которые*3) возни¬кали*4) в Древней Руси в соборах и монастырях.1) 1, 2, 3 3) 1, 42) 2 4) 2, 3|
А 26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Он глядел в раскрытую книгу*1) и<2> если подни¬мал иногда глаза на окно*3' то всё равно казалось*4) что он продолжает читать.1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 43) 1, 3, 44) 1, 3
А 27 Прочитайте текст.Граница между годичными кольцами у многих де¬ревьев хорошо заметна, потому что мелкие осенние клет¬ки древесины резко отличаются от крупных весенних. Подсчитав число годичных колец, можно определить воз¬раст спиленного дерева или срезанной ветки. В странах тропического климата, где сезонность чётко не наблюда¬ется, подсчёт годовых колец у деревьев невозможен. Для определения возраста дерева там потребуется микроскоп, который позволит чётко рассмотреть клетки древесины.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?1) Граница между годичными кольцами у многих деревьев хорошо заметна, но в странах тропи¬ческого климата для подсчёта годичных колец потребуется микроскоп.2) Мелкие осенние клетки древесины резко отли¬чаются от крупных весенних, поэтому по годич¬ным кольцам можно определить возраст спи¬ленного дерева или срезанной ветки.3) Подсчитав число годичных колец, можно опре¬делить возраст спиленного дерева или срезан¬ной ветки, однако в странах, где сезонность чётко не наблюдается, определить возраст дере¬вьев невозможно.4) Там, где наблюдается чёткая смена сезонов, воз¬раст спиленного дерева можно определить по количеству годичных колец, а в тропических странах для определения возраста дерева потре¬буется микроскоп, чтобы чётко рассмотреть клетки древесины.Прочитайте текст и выполните задания
А28—АЗО; В1-В8.I) Однажды в кино у меня произошла страннаявстреча. (2) Я слонялся по людному фойе в ожидании на-чала сеанса и вдруг увидел нашу вожатую Аллу, высо-кую, светловолосую, в каплевидных очках. (3) Рядом сней сидел рослый одиннадцатиклассник. (4) Они ели мо-роженое и о чём-то оживлённо разговаривали. (5) Спервая подумал, что обознался, но, когда не поленился и ещёраз прошёл мимо, сомнения мои развеялись — это былиони. (6) Когда все толпой входили в зал, я потерял их извиду. (7) Но потом обнаружил, что они сидят неподалёкуот меня. (8) Вместо экрана я смотрел на них. (9) Я увидел,как одиннадцатиклассник положил руку на спинку крес-ла, на котором сидела Алла. (10) Но тут свет погас, и мнепришлось прервать мои наблюдения.(II) На другой день, пораньше прибежав в класс, яс нескрываемым удовольствием принялся рассказыватьребятам о своём открытии. (12) Я рассказал про мороже-ное и про спинку кресла. (13) И мы все очень веселились.(14) Как вдруг я услышал покашливание и оглянулся —в дверях стоял Учитель. (15) Он молча поманил меняпальцем, и мы вместе вышли в коридор.(16) — Сейчас ты вернёшься в класс, — сказал Учи¬тель, глядя куда-то мимо меня, — и скажешь, что никого не встречал в кино и что всё это с мороженым и спинкой стула ты придумал.— Но ведь я видел их!(18) — Да, ты видел их, но никому не должен был говорить об этом. (19) Стыдно.(20) — Разве стыдно говорить правду? — спросил я и с вызовом посмотрел на Учителя.(21) — Эта правда не принадлежит тебе. (22) Если люди выплеснут всю «правду», какую они знают о дру¬гих, они захлебнутся. (23) Не всякую правду человек дол¬жен знать о другом.(24) И тут я решил подловить Учителя. (25) Я сказал:(26) — Значит, лучше соврать!(27) — Лучше смолчать, — сказал Учитель. — (28) Ты знаешь, что такое чужая тайна? (29) Это тоже правда. (30) Но она принадлежит не всем. (31) В данном случае она не принадлежит тебе. (32) Ты разгласил чу¬жую тайну — всё равно что взял чужое. (33) Подло!(34) Теперь я растерянно смотрел на Учителя и не знал, как ему возразить. (35) А он сказал:(36) — Иди. (37) И скажи, что ты всё это придумал!(38) — Соврать? — резко спросил я.(39) — Ты сам пришёл к этому. (40) Значит, со¬врать… во имя правды.(41) Я уныло поплёлся в класс и упавшим голосом объявил, что всё это вранье, что никакую Аллу я не встре¬чал, а одиннадцатиклассника вообще взял с потолка.(42) Трепло! — сказал кто-то. (43) Я проглотил на¬смешку.(По Ю. Яковлеву.)
А28 На какой вопрос нельзя найти ответ в тексте?1) Что такое чужая тайна?2) Когда нельзя говорить правду?3) Когда приходится лгать во имя правды?4) Что такое любовь?
А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) В предложениях 2-4 представлено описание.2) В предложениях 14, 15 представлено повество¬вание.3) Предложения 35-37 объясняют и подтвержда¬ют то, о чём говорится в предложении 34.4) В предложениях 21-23 представлено рассужде¬ние.АЗО Укажите слово, которое употреблено в переносном значении.1) разговаривали (предложение 4)2) вышли (предложение 15)3) проглотил (предложение 43)4) обознался (предложение 5)
Часть 2
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.В1 Укажите способ образования слова РАСТЕРЯННО (предложение 34).В2 Из предложений 22-26 выпишите наречие в срав-нительной степени.В3 Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.Ответы к заданиям В4—В7 запишите цифрами.В4 Среди предложений 5-11 найдите сложное, в со¬став которого входит односоставное безличное. На¬пишите номер этого предложения.В5 Среди предложений 11-18 найдите все предложе¬ния, осложнённые обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.В6 Среди предложений 28-42 найдите сложноподчи¬нённое с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.В7 Среди предложений 27-34 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью наречия. На¬пишите номер этого предложения.В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выпол¬няя задания
А28—АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот¬ветствующие номеру термина из списка. Если вы не зна¬ете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.«Чтобы показать, как герой с помощью учителя пришёл к правильному решению, писатель использует (предложения 16-40), особую эмоциональностькоторому придаёт такое синтаксическое средствовыразительности, как (предложения 17, 26,33, 37). Такой троп, как (предложение 22),подчёркивает убедительность речи учителя. А («взял с потолка» в предложении 41) служит для рече¬вой характеристики героя-рассказчика».Список терминов:1) фразеологизм2) вопросительные предложения3) эпитет4) ряд однородных членов5) метафора6) термины7) метонимия8) восклицательные предложения9) диалогЧасть 3Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проб¬лем, поставленных автором текста (избегайте чрезмер¬ного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). На¬пишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой от¬вет аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения — не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочи¬нение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём бал¬лов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым по¬черком.

Ответы:А1 2 А16 1А2 2 А17 3A3 3 А18 4А4 1 А19 1А5 1 А20 3А6 4 А21 2А7 4 А22 3А8 2 А23 4А9 4 А24 2А10 1 А25 2All 3 А26 3А12 2 А27 4А13 3 А28 4А14 1 А29 3А15 1 А30 3 В1 СуффиксВ2 лучшеВ3 Вдруг увиделиВ4 10В5 11,16В6 41В7 34В8 9,8,5,1

ВАРИАНТ 2
A1 В каком слове верно выделена буква, обозначаю¬щая ударный гласный звук?1) плодоносИть2)нАнявший 2) средств
А3) нАверх
А2 В каком варианте ответа выделенное слово упот¬реблено неверно?1) Вы можете сделать человеку ОБИДНОЕ замеча¬ние, о котором мгновенно пожалеете.2) ОРГАНИЧНЫЕ соединения играют важней¬шую роль в процессах жизнедеятельности.3) ЭТИЧЕСКОЙ основой профессиональной дея¬тельности медицинской сестры являются гу¬манность и милосердие.4) Отчётливо были слышны отрывистые ВОЕН¬НЫЕ команды.
А8 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) страховые полиса 3) пойдёмте2) самый долгий 4) услышав
А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Зная состав и свойства почвы,1) это создаёт хорошие условия для выращивания культурных растений.2) известно, как получить высокий урожай.3) можно создать хорошие условия для выращива¬ния культурных растений и получить высокий урожай.4) она является источником минерального пита¬ния и воды для растений.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).1) Замечательную сказку Льюиса Кэрролла «Али¬са в Зазеркалье» переводили на русский язык несколько раз, и каждый переводчик старался средствами родного языка передать тончайшую игру слов, языковые детали английского текста.2) Сравнение слов, имеющих один исторический корень, даёт не только интересную, но и очень полезную информацию.3) Оратору необходимо уметь точно и уверенно за¬давать и отвечать на вопросы.4) Пушкин сам говорил о том, как в его поэзии из¬меняется с годами образ природы.
А6 В каком сложноподчинённом предложении прида¬точную часть нельзя заменить причастным оборо¬том?1) В середине августа 1912 года Каменский при¬обрёл недалеко от Перми участок земли, с кото¬рым надолго связал свою жизнь и литератур¬ную судьбу.2) Ничто не нарушало вечерней тишины, которая как будто спускалась в эти задумчивые часы с неба и плавно оседала на землю.3) Небольшой сад, который состоял из акаций и сирени, шёл вниз к лощине.4) Нельзя не вспомнить о размышлениях Белин¬ского, который в целом ряде своих статей прин¬ципиально разграничивал стихи и поэзию.Прочитайте текст и выполните задания
А7—А12.(1)… (2) Космические аппараты проникают в их эфемерные атмосферы (комы) и исследуют ядра, облада¬ющие размерами от долей километра до десятков кило-метров. (3) Ядра комет по форме не отличаются от не¬больших астероидов, хотя принято считать, что их проис¬хождение различно. (4)… часть астероидов составляют так называемые вымершие кометы. (5) И вообще, грани¬ца между ними всё сильнее размывается, несмотря на то что только кометные ядра могут на 80% состоять из водя¬ного льда — именно это позволяет называть их небесны¬ми айсбергами. (6) Главные видимые отличия комет — сильно.вытянутые орбиты и, конечно, их эффектные хвосты.
А7 Какое из приведённых ниже предложений должнобыть первым в этом тексте?1) Кометы, хвосты которых иногда тянутся на не¬вообразимые расстояния и украшают небо, по¬теряли былую славу небесных вестников зем¬ных неприятностей.2) Запутанная повесть о возникновении Солнечной системы в наши дни раскрывает удивительные подробности.3) Комета Галлея с удивительным постоянством появляется на земном небосклоне через каждые 76 лет.4) Получить имя может не любой астероид, а лишь тот, орбита которого более или менее надёжно вычислена.
А8 Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?1) Однако 3) Во-первых,2) Поэтому 4) Именно
А9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?1) аппараты проникают (предложение 2)2) принято считать (предложение 3)1) их происхождение различно (предложение 3)2) ядра могут (предложение 5)
А10 Укажите верную характеристику второго предло¬жения текста.1) простое осложнённое2) сложносочинённое3) сложноподчинённое4) сложное бессоюзное
All Укажите номер предложения, в котором есть действительное причастие настоящего времени.1) 2 2) 3 3) 4 4) 6
А12 Укажите слово, которое не является многозначным.1) хвост (предложение 6)2) ядро (предложение 3)3) астероид (предложение 3)4) орбита (предложение 6)
А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?Улицы были влажны, пусты(1)ы, полны той ут-ре(2)ей нетронутой свежести, какая скапливается за ночь в маленьком городке, окружё(3)ом полями.1) 1, 3 2) 1, 2 3) 3 4) 1, 2, 3
А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?1) пол… вать, покланяться, замечание2) разделить, политический, блестящий3) оз… рение, ч… новник, мар… фон4) уст… ревший, неспр… ста, помогать
А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?1) пр… бежка, пр… родина, пр… шептать2) ра… будить, ни… ходящий, безболезненный3) преследовать, превосходящий, превращение4) небезызвестный, по… екать, предыдущий
А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пи¬шется буква Я?1) стро… щийся, скле… вший2) зависший, гре… щий3) затерянный, спор… щий4) пен… щийся, проверенный
А17 В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пропущена буква И?А. закручивать В. зад у мч… выйБ. луч… вой Г. задавать1) А, Б 2) А, В 3) Б, В, Г 4) А, Г
А18. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?1) Бобры, достигшие двух лет, уходят от родите¬лей в поисках новых, (не)заселённых мест.2) Каждая семья занимает свой территориально обособленный участок, куда (не)допускаются посторонние бобры.3) Бобры весьма (не)прихотливы и обычно хорошо приспосабливаются к различным кормовым, водным и почвенным условиям.4) Шляпы из бобрового пуха были чрезвычайно прочные, тёплые и почти (не)весомые.
А19.В каком предложении оба выделенных слова пи¬шутся раздельно?1) Колодец (В)НИЗУ казался бездонным, в нём ца¬рила космическая чернота, ТАК(ЧТО) совер¬шенно невозможно было определить глубину.2) Странствующий рыцарь первым делом обра¬щал внимание на щит и плащ едущего ему (НА)ВСТРЕЧУ всадника, ЧТО(БЫ) понять, с союзником или врагом он имеет дело.3) (ВО)ВСЮ ширину взгляда сверкало под солнцем (ПО)ЮЖНОМУ светлое Эгейское море.4) ЕСЛИ(БЫ) вы не пришли, я не знаю, ЧТО(БЫ) я сделала.
20. Укажите правильное объяснение постановки запя¬той или её отсутствия в предложении.Мастер жил на окраине Каширы( ) и вокруг его дома росли старые яблони.1) Сложносочинённое предложение, перед сою¬зом И запятая не нужна.2) Сложносочинённое предложение, перед сою¬зом И нужна запятая.3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Появившись*1) где-нибудь*2) «оловянная чума» быстро распространяется*3) «заражая*4)» все оло¬вянные предметы по соседству.1) 1, 3, 4 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 2
22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?Наверное*1) никто так не любит погреться на солнышке, как змеи. Они*2) можно сказать*3) тяго¬теют к солнечному свету и теплу и подолгу «заго¬рают».1) 1, 2, 3 2) 1 3) 2, 3 4) 1, 3
23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)1) За мужество и отвагу самоотверженность и на¬ходчивость Георгиевскими крестами разных сте¬пеней были отмечены миллионы простых солдат и унтер-офицеров.2) Бобровая шерсть шла на изготовление самых ценных и лёгких пуховых изделий и лучших по качеству фетровых шляп.3) Обычно бакланов можно увидеть на морских по¬бережьях либо около озёр.4) Непогоду предсказывают и низко летающие над землёй ласточки и купающиеся в пыли куры и кричащие в воде утки.
24.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?В этих местах было много рыбы, но мы не ре¬шались брать с собой удочки: места были чужие, опасные, где грозила всякая неожиданность.1) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния указывает на следствие того, о чём говорит¬ся в первой части.2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.3) Первая часть бессоюзного сложного предложе¬ния указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.4) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?В похвальной надписи1) поэт должен строго держаться заранее заданной темы2) отступить3) от которой4) он не может.1) 1,3 2) 2 3) 2, 4 4) 3
26.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Сколько он так просидел*1) нельзя было по¬нять*2) но*3) когда открыл глаза*4) то увидел*5) как по лугу шли брат с сестрой.1) 1, 2, 4, 52) 2, 3, 53) 1, 2, 3, 4, 54) 1, 3, 4
А27 Прочитайте текст.-Среди драгоценных камней особенно высоко ценятся так называемые кристаллы «чистой воды». Это означает, главным образом, то, что в них чрезвычайно мало микро¬включений. Искусственные кристаллы по своему совер¬шенству нередко превосходят природные: они полностью лишены микровключений. Однако цена природных драго¬ценных камней на целые порядки выше цены этих абсо¬лютно совершенных, но искусственных собратьев.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?1) Среди драгоценных камней особенно высоко це¬нятся так называемые кристаллы «чистой во¬ды», потому что в них чрезвычайно мало микро¬включений, а искусственные кристаллы по сво¬ему совершенству нередко превосходят природ¬ные, так как они полностью лишены микро¬включений.2) Особенно ценными считаются драгоценные кам¬ни, почти не содержащие микровключений, однако искусственные кристаллы, полностью лишённые микровключений, ценятся на поря¬док ниже природных.3) Цена природных драгоценных камней на целые порядки выше цены искусственных собратьев, а среди искусственных драгоценных камней особенно высоко ценятся так называемые кристал¬лы «чистой воды». 4) 4) Искусственные кристаллы обычно выращивают в условиях, исключающих образование микро¬включений во время их роста, потому что осо¬бенно высоко ценятся так называемые кристал¬лы «чистой воды».Прочитайте текст и выполните задания
А28—АЗО; В1-В8.(1) Самая мощная положительная эмоция — сча¬стье. (2) Человек обычно стремится выбрать для себя по возможности такую деятельность, которая дала бы ему достижимый при данных обстоятельствах максимум сча¬стья в том смысле, как он его понимает.(3) Когда человек испытывает счастье? (4) Тогда, когда наступает совпадение задуманного и достигнутого или когда этот момент приближается. (5) Следовательно, путь к счастью — в замыслах, идеалах, целях и мечтах. (6) Они являются предвосхищенными результатами, ещё отсутствующими в действительности. (7) Не было бы их — не было бы и приятных чувств. (8) Чем ближе и дос¬тупнее была поставленная цель, тем скромнее положи¬тельная эмоция. (9) Таким образом, человек, желающий испытать сильные положительные эмоции, полностью понять, на что он способен, должен ставить перед собой трудные и далёкие цели — именно их достижение прино¬сит ощущение счастья.(10) Великие силы рождаются для великой цели: человек, поставивший перед собой очень трудную задачу, становится физически здоровее и психически устойчивее. (11) Почему? (12) Представьте себе, что вы идёте, глядя на далёкую, но манящую вас звезду, высоко подняв голо¬ву. (13) Тогда мелкие препятствия на вашем пути не бу¬дут привлекать внимания и мелкие трудности не будут огорчать, потому что вы их просто не заметите. (14) Ни¬когда не поздно поставить перед собой значимую цель.(15) Так, выдающийся немецкий учёный Альберт Швей¬цер в 30 лет был уже профессором философии Страсбургского университета и, кроме того, известным в Европе органистом. (16) Тем не менее он решает стать врачом и поступает на медицинский факультет того же универси¬тета. (17) На этом новом поприще Швейцер завоевал все¬мирное признание.(18) Многочисленные факты иллюстрируют влия¬ние значимости цели на повышение устойчивости к трав¬мирующим факторам. (19) Например, особая невоспри¬имчивость к болезням и усталости у матери, ребёнок ко¬торой в опасности. (20) Если поставленная человеком цель, чрезвычайно значимая в общечеловеческом масш¬табе, а не только в личном плане, не может быть осуще¬ствлена даже в течение всей жизни человека, то это не уменьшает ее стимулирующего влияния. (21) История че¬ловечества полна примеров полного раскрытия творчес¬ких способностей и возникновения психической неуяз¬вимости у людей, которые шли к благородной и далёкой цели. (22) И наоборот, если человек ставит перед собой только близкие, легко достижимые цели, то это может быстро привести его к разочарованию в жизни и мораль¬ному опустошению. (23) Самый большой вклад в буду¬щую счастливую жизнь своего ребёнка сделают те роди¬тели, которые помогут сыну или дочери сформировать далёкую и значимую жизненную перспективу.(Р.М. Грановская.)А28 В каком(-их) предложении(-ях) приводится пример, подтверждающий мысль автора о том, что никогда не поздно поставить перед собой значимую цель?1) 12, 13 2) 15-17 3) 19 4) 20, 21
А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?1) Предложение 22 противопоставлено по содер¬жанию предложениям 20, 21.2) В предложении 5 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 3, 4.3) В предложениях 10-13 представлено рассуж¬дение.4) Предложения 16, 17 содержат описательный фрагмент.
A30 Укажите значение слова ПОПРИЩЕ (предложе¬ние 17).1) начинание, инициатива2) убеждение, мировоззрение3) область деятельности4) увлечение, любимое занятиеЧасть 2Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.В1 Из предложения 23 выпишите все слова, образо¬ванные ПРИСТАВОЧНЫМ способом.В2.Из предложений 18-20 выпишите краткое при¬частиеВ3.Укажите тип подчинительной связи в словосоче¬тании ПУТЬ К СЧАСТЬЮ (предложение 5).Ответы к заданиям В4—В7 запишите цифрами.В4 Среди предложений 5-13 найдите сложное, в со¬став которого входит односоставное определённо-личное. Напишите номер этого предложения.В5 Среди предложений 8-13 найдите предложение с необособленным -согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.В6 Среди предложений 18-23 найдите сложноподчи¬нённые с придаточным условия. Напишите номера этих предложений.В7 Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного место¬имения. Напишите номер этого предложения.В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выпол¬няя задания А28—АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот¬ветствующие номеру термина из списка. Если вы не зна¬ете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.«Р.М. Грановская строит рассуждение с исполь-зованием таких синтаксических средств выразитель-ности, как (предложения 3, 4), (предложения 5, 9, 15, 19, 22),___________ (предложения 20, 22), что помогает читателю следить за ходом авторской мысли. Такой троп, как (предложения 12, 13), делает аргументацию понятной и убедительной».Список терминов:1) аллегория2) вводные слова3) гипербола4) ряд однородных членов5) риторический вопрос6) лексический повтор7) вопросно-ответная форма изложения8) ирония9) синтаксический параллелизмЧасть 3Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проб¬лем, поставленных автором текста (избегайте чрезмер¬ного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). На¬пишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой от¬вет аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения — не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочи¬нение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём бал¬лов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым по¬черком.

Ответы:А1 1 А7 1 А13 4 А19 4 А25 2 В1 Сделают, сформировать В7 6А2 2 А8 1 А14 4 А20 2 А26 1 В2 осуществлена В8 7,2,9,1А3 1 А9 2 А15 3 А21 3 А27 2 В3 управление А4 3 А10 1 А16 3 А22 1 А28 2 В4 12 А5 3 А11 1 А17 2 А23 1 А29 4 В5 12 А6 1 А12 3 А18 2 А24 4 А30 3 В6 20,22

ВАРИАНТ 3

Часть 1
А1 В каком слове верно выделена буква, обозначаю¬щая ударный гласный звук? 1) звОним 2) свеклА 3) поднЯтый 4) бухгАлтеров
А2. В каком варианте ответа выделенное слово упот¬реблено неверно?1) ЭФФЕКТНОЕ появление на сцене — составная часть профессионального успеха артиста.2) Сотрудниками библиотеки был проведён СОЦИ¬ОЛОГИЧЕСКИЙ опрос среди читателей.3) Оттенки синего цвета УДАЧЛИВО сочетаются с самыми разнообразными цветами.4) ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ отказ пожать чью-либо руку однозначно воспринимается как проявле¬ние неприязни.
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова1) заведоваю2) величайший3) в обоих случаях4) без макарон
А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Отвечая на поставленные вопросы,1) обращайтесь к словарям, справочным пособиям.2) могут быть использованы словари, справочные пособия, научно-популярная литература по линг¬вистике.3) каждое предложение записывается с новой строки.4) учащимися были допущены орфографические ошибки.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).1) Успехи медицины в лечении инфекционных заболеваний, бывших раньше основной причи¬ной смертности, огромны.2) Министр предлагает внести изменения, соглас¬но которых льготники смогут использовать свои преимущества только в одном выбранном вузе.3) В «Весне» А. Саврасова с проникновенным чув¬ством любви и грусти запёчатлён типичный среднерусский мотив.4) Собака выжила не благодаря -усилиям врачей, а вопреки их приговору.
А6 В каком сложноподчинённом предложении прида¬точную часть нельзя заменить причастным оборо¬том?1) В 1730 году российская императрица Анна Иоан-новна подписала указ об отливке Успенского большого колокола, который впоследствии полу¬чил название «Царь-колокол».2) Главная цель путешествия — исследование воды из разных источников, которые встреча¬ются на пути.3) Василий Каменский в годы войны начал писать глубоко патриотическую драматическую поэму «Ермак Тимофеевич», которую ему не удалось закончить.4) Двадцатичетырёхлетним Микеланджело была решена задача, которая повергает в смущение самое смелое воображение.Прочитайте текст и выполните задания
А7—А12.1)… (2) Язык победителей поглотил местные язы¬ки и диалекты. (3) Образовался единый латинский язык(4)… в V веке Римская империя распалась. (5) С ослабле¬нием политических и экономических связей между её частями распался и язык. (6) От него отпочковались и развились романские (то есть «римские») языки: фран¬цузский, итальянский, испанский, португальский, ру¬мынский и другие.А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?1) Многие языки древности ушли в небытие вмес¬те с их носителями.2) На Русь слова латинского происхождения шли через языки-посредники.3) Наряду с бытовыми, отечественными названия¬ми каждое растение имеет своё латинское наи¬менование.4) В результате завоевательных войн римляне по¬корили Грецию, утвердились на Иберийском полуострове, основали свои колонии в Галлии, Северной Африке, Британии.
A8 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?1) Но вот2) Поэтому3) Зато4) Таким образом,
А9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?1) поглотил языки и диалекты (предложение 2)2) образовался единый язык (предложение 3)3) язык распался (предложение 5)4) языки отпочковались (предложение 6)
А1О Укажите верную характеристику шестого предло¬жения текста.1) сложное бессоюзное2) сложносочинённое3) простое осложнённое4) сложноподчинённое
А11 Укажите правильную морфологическую характе¬ристику слова МЕЖДУ в предложении 5.1) частица 3) предлог2) союз 4) наречие
А12 Значение какого слова объясняется в тексте?1) империя (предложение 4)2) латинский (предложение 3)3) романские (предложение 6)4) итальянский (предложение 6)
А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?В марте 1917 года жители Петрограда были не¬мало озадаче(1)ы и даже встревоже(2)ы таинст-ве(3)ыми знаками, появившимися у дверей мно¬гих квартир.1) 1, 2, 3 2) 1 3) 1, 2 4) 2
А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?1) доп… лнять, рем… нтировать, собираться2) зачисление, освободить, л… стать3) ювелирный, архитектурный, ошибаться4) ат… ковать, к… вер, зар… сли
А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?1) преемственность, преобразование, пр… влека-тельность2) бе… грамотный, не… держанный, ра… дробить3) поДеТчётный, неп… дкупный, нез… селённый4) от… езд, раз… ём, пред… явитель
А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?..1) заброшенный, ответ… м2) забот… вший, невидимый3) раскаявшийся, рапространя… мый4) утрач… нный, прокол… шь
А17 В каком варианте ответа указаны все слова, в кото¬рых пропущена буква Е?А. наде… ться В. милост… выйБ. диванч… к Г. ноч… вать"1) А, Г2) Б, В3) Г4) А, Б
А18 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?1)По обеим сторонам дороги стояли (не) просыхающие даже летом лужи.2) Волчок, как и все хищники, может долго стоять (не)шевелясь.3) Миг падения показался мне (не)скончаемо долгим.4) Конан Дойль, тогда ещё молодой и никому (не)известный писатель, отправил рукопись в издательство.
А19 В каком предложении оба выделенных слова пи¬шутся слитно?1) Съев дневной рацион за час, енот обычно поз¬волял себе вздремнуть, а (В)СЛЕД за этим ©НОВА готов был есть.2) Мы наблюдали за этим шествием, пока не ста¬ло слишком темно, ЧТО(БЫ) различить хоть ЧТО(ЛИБО).3) (В)СЛЕДСТВИЕ аварии (В)ТЕЧЕНИЕ суток воз¬можно прекращение горячего водоснабжения4) Бобрёнок (В)ПЕРВЫЕ дни своей жизни не в состоянии нырять и (ПО)ЭТОМУ может стать жертвой любого наземного, подводного или пер¬натого хищника.
А20 Укажите правильное объяснение постановки запя¬той или её отсутствия в предложении.Мороз обжигал щёки и уши() и от этих ожогов хотелось смеяться.1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.2) Сложносочинённое предложение, перед сою¬зом И запятая не нужна.3) Сложносочинённое предложение, перед сою¬зом И нужна запятая.4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?С моря дул слабый ветерок*1) сметая*2) сохра¬нявшийся ещё кое-где*3) снег.1) 12) 2, 33) 1, 2, 34) 1, 2
А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?На озере Несс*1) по преданию*2) обитает чудо¬вище, иногда кому-то даже удавалось его видеть. А у легенды*3) разумеется*4) большие крылья, и они уносят сказание в дальние страны.1) 1, 22) 3, 43) 1, 2, 3, 44) 1, 3
А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)1) Большое влияние на рост и урожайность плодо¬вых и ягодных культур оказывают удобрения.2) Скворцы то стаями поднимались в воздух то опускались на землю то садились на провода.3) Платону Васильевичу не были нужны ни юве¬лирные магазины ни дорогие бутики с кожаны¬ми изделиями.4) И говор толпы на базарной площади и песни де¬вушек и кваканье лягушек на речке сплетались в мелодию летнего вечера.
А24 Как объяснить постановку тире в данном предло¬жении?Школа была рядом с домом — можно было без пальто бегать на уроки.1) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния указывает на причину того, о чём говорится в первой части.2) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния указывает на следствие того, о чём говорит¬ся в первой части.3) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.4) Обобщающее слово стоит после однородных чле¬нов предложения.
А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Цинк*1* который*2) совсем не боится воды*3) лег¬ко разъедается даже самыми слабыми кислотами.1) 1, 2, 32) 13) 1, 34) 2
А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Я вспомнил*1) как иногда ходил за водой*2) и*3) если кто-нибудь был возле колодца*4) замедлял шаги*5) чтобы тот быстрее ушёл.1) 1, 2, 52) 1, 2, 3, 4, 53) 2, 44) 1, 3, 4, 5
А27 Прочитайте текст.Сезонная линька — одно из приспособлений, позво¬ляющих животным пережить зимние морозы. В средних широтах у многих млекопитающих, покрытых густой шерстью, перед наступлением холодов появляется под¬шёрсток, дополнительно утепляющий «шубу». А у неко¬торых северных птиц, ведущих наземный образ жизни, ноги к зиме оперяются до самых когтей. Сезонная линька часто имеет и другую функцию — маскирующую, когда окраска животного меняется в тон зимнего пейзажа.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?1) В средних широтах у многих млекопитающих, покрытых густой шерстью, перед наступлением холодов появляется подшёрсток, дополнитель¬но утепляющий «шубу», при этом окраска жи¬вотного меняется в тон зимнего пейзажа.2) У многих млекопитающих, покрытых густой шерстью, перед наступлением холодов появля¬ется подшёрсток, дополнительно утепляющий «шубу», а у некоторых северных птиц, ведущих наземный образ жизни, ноги к зиме оперяются до самых когтей.3) Сезонная линька является одним из приспособ¬лений, позволяющих животным пережить зим ние морозы, кроме того, она может выполнять маскирующую функцию. 4) Сезонная линька выполняет маскирующую функцию, когда окраска животного меняется в тон зимнего пейзажа.Прочитайте текст и выполните задания
А28—АЗО; В1-В8.(1) Многие педагоги прошлого (впрочем, не только прошлого) утверждали, что человек рождается как лист белой бумаги: пиши на нём что хочешь и получишь нуж¬ный результат. (2) При этом абсолютизировалось влияние окружающей среды, общества, оно признавалось един¬ственным фактором, влияющим на формирование лич¬ности.(3) Между тем мы даже из самых поверхностных и случайных, чисто бытовых наблюдений то и дело обнару¬живаем удивительную похожесть человека на кого-то из предшествовавших ему генетических поколений и в этих случаях говорим: «вылитый отец...», «вылитая бабка...». (4) Причём похожесть эта улавливается нами порой от¬нюдь не только во внешнем облике, но и в унаследован¬ных чертах характера. (5) Мало этого. (6) Как часто, а пожалуй, даже всегда, во всех семьях, где растёт не один ребёнок, мы обнаруживаем разницу в характере детей, порой разительную. (7) Именно в таких случаях мне иной раз с возмущением и растерянностью говорили: (8) «Вы подумайте только! (9) Что же такое? (10) Ведь этот подлец родился в честной семье, и брат, и сестра его отличные люди. (11) Откуда же он такой? (12) Родители одни, до¬статок один, строгость и ласка одинаковы, двор один, школа одна, а дети — разные!»(13) В самом деле, почему? (14) Видимо, разные ха¬рактеры воспитывались одинаково и предполагались оди¬наковые результаты. (15) Под разными характерами яимею в виду разные их черты, унаследованные от кого-то из предков, кого мы, возможно, даже не знаем. (16) Нет! (17) Человек не рождается как лист белой бумаги, а если и рождается, то эта бумага всегда разного качества, и пи¬сать на ней надо по-разному, чтобы получился один и тот же, нужный нам результат.(18) В этом убеждают и крайние случаи. (19) Спро¬сите у вдумчивых, опытных педиатров, психологов и фи¬зиологов, изучающих несовершеннолетних и взрослых правонарушителей. (20) Они вам скажут, да это и извест¬но, что многие правонарушители уже с первых классов школы испытывали отвращение к труду, склонность к жестокости, неспособность к усвоению знаний и уже ин¬стинктивно искали себе соответствующую «среду обита¬ния», компанию. (21) Им никто не мешал, характеры были распознаны значительно позже. (22) А ведь очень важен, мне кажется, выбор «среды» с самого начала не самим ребёнком, а учёными-воспитателями на основе ис¬следования его генотипа. (23) «Надлежащий человек на надлежащем месте» — оптимальное решение в борьбе с преступностью, как заметил один крупный наш учёный.(По А. Г. Адамову.)А28 В каком предложении текста изложена точка зре¬ния, противоположная мнению автора?1) 23 2) 17 3) 1 4) 20
А29 Какое из перечисленных утверждений является верным?1) В предложениях 18-21 представлено описание.2) В предложениях 1, 2 представлено повество¬вание.3) Предложение 12 является ответом на вопрос, заданный в предложении 11.4) В предложениях 13-15 представлено рассуж¬дение.АЗО Укажите предложение, в котором употреблены антонимы.1) 17 2) 14 3) 3 4) 6Часть 2Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.В1 Из предложения 17 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.В2 Из предложения 23 выпишите прилагательное, употреблённое в роли существительного.ВЗ Из предложения 21 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.Ответы к заданиям В4—В7 запишите цифрами.В4 Среди предложений 4-10 найдите простое односо¬ставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.В5 Среди предложений 1-5 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым со¬гласованным определением.В6 Среди предложений 6-17 найдите сложноподчи¬нённые с придаточным определительным. Напи¬шите номера этих предложений.В7 Среди предложений 16-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выпол¬няя задания А28—АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот¬ветствующие номеру термина из списка. Если вы не зна¬ете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.«Размышляя о формировании личности, А.Г. Ада¬мов опирается на мнение специалистов и на бытовые наблюдения, поэтому в тексте есть («генотип»в предложении 22, «правонарушители» в предложе-нии 20), и («подлец», «отличные люди» в предло-жении 10). С помощью такого синтаксического сред-ства выразительности, как (предложение 20), писатель знакомит нас с результатами исследований педиатров, психологов, физиологов. Доказательство ав-торской точки зрения построено на основе такогоприёма, как (предложения 1, 17)».Список терминов:1) метафора2) диалектизмы3) оценочная лексика4) ряд однородных членов5) риторическое обращение6) противопоставление7) цитирование8) специальная лексика9) сравнениеЧасть 3Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проб¬лем, поставленных автором текста (избегайте чрезмер¬ного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). На¬пишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой от¬вет аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения — не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочи¬нение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём бал¬лов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым по¬черком.

ОтветыА1 4 А7 4 А13 3 А19 1 А25 3 В1 По-разному В7 18А2 3 А8 1 А14 2 А20 3 А26 4 В2 Ученый В8 8346А3 1 А9 3 А15 4 А21 1 А27 3 В3 (не)мешал им А4 1 А10 3 А16 4 А22 3 А28 3 В4 7 А5 2 А11 3 А17 3 А23 3 А29 4 В5 2 А6 3 А12 3 А18 3 А24 2 А30 2 В6 6,15 31

ВАРИАНТ 4
Часть 1
A1 В каком слове верно выделена буква, обозначаю¬щая ударный гласный звук?1) сОгнутый 3) кралАсь2) вклЮчит 4) кухОнный
А2 В каком варианте ответа выделенное слово упот¬реблено неверно?1) ИСКУССТВЕННЫЙ газон позволяет играть в футбол круглый год.2) С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний ЗЕМЛЯНОЙ вал.3) В 17 веке ОСВОЕНИЕ сибирских земель рас¬сматривалось как задача первостепенной госу¬дарственной важности.4) Уже более двухсот лет Хвалынск известен свои¬ми ЯБЛОЧНЫМИ садами.
A3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.1) четверо студентов2) кратчайший3) расскажущий4) к семистам двадцати рублям
А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.Приобретая билеты в почтовых отделениях,1) с пассажира взимается комиссионный сбор в размере 10% от стоимости билета.2) комиссионный сбор составит 10% от стоимости билета.3) пассажиры платят комиссионный сбор.4) экономится время.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).1) Из издавна применявшихся природных краси¬телей кожи можно упомянуть отвар коры дуба.2) Среди тех, кто оказался в фашистской неволе, были и дети.3) Благодаря мощной корневой системе подсол¬нечник наиболее полно использует влагу и пи¬тательные вещества из глубоких слоев почвы.4) Задача информационно-поисковой службы со¬стоит в том, чтобы найти соответствующие ма¬териалы и выдать их список.
А6 В каком сложноподчинённом предложении прида¬точную часть нельзя заменить причастным оборо¬том?1) Есть много людей, которые живут в одиночест¬ве или чувствуют себя одинокими.2) Многие старинные задачи, которые основаны на ярких жизненных примерах, актуальны и се¬годня.3) Мы шли по обочине дороги, которая была по¬крыта бурыми, ещё не высохшими после снега листьями.4) Под картиной имеется подпись, которая подска¬жет, что здесь изображено.Прочитайте текст и выполните задания
А7—А12.(1)… (2) Землетрясения пытаются предсказывать по облакам, которые в районе грядущего бедствия, дескать, принимают особую форму, по выбросам из недр земли ра¬диоактивного газа радона, по изменениям характеристик электромагнитного поля, по изменению уровня грунто¬вых вод… (3) Однако единого чёткого предвестника нет.4)… наряду с последними спутниковыми методами про¬гноза приходится вспоминать и старинные дедовские методы. (5) Так, например, некоторые люди накануне землетрясения ощущают покалывание в руках и ногах. (6) Известно, что перед землетрясением беспокойно ведут себя кошки и собаки, а пауки меняют рисунок своей паутины, укрепляют её, насколько возможно.
А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?1) В поисках надёжных предвестников землетрясе¬ния исследователи перепробовали, казалось бы, всё.2) Строго научного ответа на вопрос, какая причин¬но-следственная связь лежит между поведением рыб и предстоящими землетрясениями, до сих пор нет.3) Вследствие процессов, происходящих в магме, плиты время от времени начинают сталкивать¬ся, и во всём регионе происходит серия подзем¬ных толчков.4) Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение.
A8 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?1) И потому 3) Именно2) Ведь 4) Хотя
А9 Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?1) землетрясения пытаются предсказывать (пред¬ложение 2)2) приходится вспоминать (предложение 4)3) предвестника нет (предложение 3)4) люди ощущают покалывание (предложение 5)
А10 Укажите верную характеристику второго предло¬жения текста.1) сложное бессоюзное2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями3) простое осложнённое4) сложноподчинённое
А11 Укажите правильную морфологическую характе¬ристику слова ОДНАКО в предложении 3.1) частица 3) предлог2) союз 4) наречие
А12 Укажите значение слова ГРЯДУЩИЙ (предложе¬ние 2).1) будущий 3) предполагаемый2) стихийный 4) разрушительный
А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?Нередко половина дела бывает сдела(1)а, ког¬да учё(2)ые дают название таинстве(3)ому и неизу-че(4)ому.1) 1, 3, 4 2) 1, 2 3) 2 4) 2, 4
А14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?1) кредитор, очер… дь, р… жим2) подрастающий, рекламировать, клев… та3) разл… мать, к… снуться, др… мота4) обновить, пч… ловод, опер… дить
А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?1) возгорание, избежать, во… полнить2) пр… добрый, приморский, пр… открыть3) пред… стория, сымитировать, предынфарктный4) непОыКупный, пре… последний, о… бежать
А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пи¬шется буква А?1) леч… щий, травы колыш… тся2) УСЛЫШ… ВШИЙ, ПЛЯШ… ЩИЙ3) встречынный, волны плещ… тся4) калеч… щий, размеш… нный
А17 В каком варианте ответа указаны все слова, в кото¬рых пропущена буква И?А. останавл… вать В. согр… ватьБ. заботл… вый Г. сол… вой1) А, Б 2) А, В 3) В, Г 4) А, Б, Г
А18 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?1) Край вечернего неба над (не)высокими горами просветлел розовым цветом.2) В голосе его инструктора слышалось отнюдь (не)наигранное презрение.3) Возражать ему (ни)кто не стал.4) Васька Шмаков подавал мне рукой какие-то (не)понятные, но тревожные сигналы.
А19 В каком предложении оба выделенных слова пи¬шутся слитно?1) (В)НАЧАЛЕ пятидесятых годов, (НЕ)СМОТРЯ на тяжёлое состояние здоровья, поэт переехал на юг.2) В середине неба появились три облачка, (ЗА)ТЕМ облака оформили небосклон (В)ВИДЕ двух театральных занавесей, между которыми садилось солнце.3) Новую — обувь (В)НАЧАЛЕ носите недолго, ЧТО(БЫ) она могла приспособиться к форме вашей ноги.4) (И)ТАК, (В)ТЕЧЕНИЕ трёх бесконечных меся¬цев мы лечили птицу.
А20 Укажите правильное объяснение постановки запя¬той или её отсутствия в предложении.Снег таял( ) и под лучами солнца щетинился ледяными иголками.1) Сложносочинённое предложение, перед сою¬зом И запятая не нужна.2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.3) Сложносочинённое предложение, перед сою¬зом И нужна запятая.4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?В это время лодка*1) оставленная нами без управления*2) зацепилась дном за подводную ко¬рягу и остановилась под ветвями*3) нависшей над водой*4) ольхи1) 1, 2, 3, 42) 1, 33) 1, 24) 3, 4
А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?В привязанной на шее альбатроса бутылочке*1) может*2) лежать очень важное письмо… Может быть*3) где-то люди попали в кораблекрушение и им необходима помощь.1)1, 2, 32) 13) 34) 1, 2
А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. {Знаки препинания не расставлены.)1) Личинки бабочек-подёнок или продолжают раз¬виваться в воде или зарываются в ил.2) Корнеплод лопуха может заменить морковь и петрушку и пастернак.3) На льду или на земле пингвины довольно не¬уклюжи.4) Бурная музыка может вызвать ассоциации и с разгулом стихии и с бурей чувств в душе чело¬века и с грозным сражением.
А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?Обстановка «Привала комедиантов» была очень скромной, даже строгой: кресел и стульев там не было, вместо них стояли простые деревянные лав¬ки, обтянутые красным холстом.1) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния указывает на следствие того, о чём говорит¬ся в первой части.2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.3) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.4) Вторая часть бессоюзного сложного предложе¬ния поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Фольклорные записи последних лет*1) указы¬вают на актуальность бытования детского фольк¬лора*2) среди жанров*3) которого*4) особое место за¬нимают колыбельные песни.1) 1,3 2) 2 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 4
А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?Вечерами*1) когда солнце уходит за горизонт*2) и*3) когда небо освещается ярким заревом заката*4) зарянка дарит всему лесному населению серебрис¬тую песенку.1) 1, 2, 3, 42) 1, 33) 1, 44) 2
А27 Прочитайте текст.Отработанные масла, попадающие в окружающую природную среду, лишь частично удаляются или обезвре¬живаются в результате природных процессов. Основная же их часть является источником загрязнения почвы, водоёмов и атмосферы. Накапливаясь, они приводят к на¬рушению воспроизводства рыб и млекопитающих, оказы¬вают вредное воздействие на человека. Таким образом, проблема сбора и утилизации отработанных нефтепро¬дуктов является актуальной.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?1) Отработанные масла, попадающие в окружаю¬щую природную среду, лишь частично удаля¬ются или обезвреживаются в результате при¬родных процессов.2) Проблема охраны окружающей среды является актуальной, потому что отработанные масла, попадающие в окружающую природную среду, лишь частично удаляются или обезвреживают¬ся в результате природных процессов.3) Нефтепродукты служат источником загрязне¬ния окружающей среды, так как, накаплива¬ясь, они оказывают вредное воздействие на жи¬вотных и человека.4) Проблема сбора' и утилизации отработанных нефтепродуктов является актуальной, так как они служат источником загрязнения окружаю¬щей среды и оказывают вредное воздействие на животных и человека.
Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1-В8.Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1-В8.(I) Я попадаю в цирк. (2) Не в праздничный бархат-ный амфитеатр, заполненный смеющейся публикой, а закулисы. (3) Мы с дрессировщицей Натальей Дуровой идёмпо каменным коридорам. (4) Здесь полутемно. (5) Холод-но. (6) Несёт звериным духом. (7) Здесь в неприглядныхсерых помещениях трудом и потом создаются удивитель-ные живые картины, которые в свете прожекторов сменя-ют одна другую в круглой раме манежного барьера.(8) Из-за железной двери доносится тихий стон.(9) — Что это?(10) — Медвежонок.(II) — Болен?(12) — Его избил дрессировщик.(13) — Разве это разрешается?(14) — Болевой способ дрессировки.(15) Нам стыдно перед медвежонком за человека.(16) Почти в каждом живом существе скрыты уди¬вительные таланты. (17) Их можно вызвать к жизни тру¬дом и терпением. (18) И тогда сложные цирковые номера будут казаться самим четвероногим исполнителям игрой, состязанием. (19) Но можно разбудить способности стра¬хом, болью — болевым способом. (20) Тогда исчезнет весёлая непринуждённость. (21) Её сменит чувство само¬сохранения. (22) Это бумажные цветы, но доверчивый зритель не сразу отличит их от живых.(23) А вот и арена цирка. (24) Выступают медведи-конькобежцы под руководством дрессировщика Капито¬нова. (25) Зрители будут хлопать, смеяться. (26) И никто не будет знать, что сегодня утром служители соскребали со льда кровь. (27) После репетиции с медвежонком.(28) — Осторожно!(29) — Наташа схватила меня за руку и оттащила в сторону. (30) Мимо, тяжело дыша, прошла огромная мед¬ведица. (31) Её вёл невысокий человек в костюме тореадо¬ра. (32) Он держал её за ухо — так больней и надёжней — и тихо приговаривал:(33) — Но, но, старая дрянь!(34) Я испугался. (35) Не огромной медведицы, а че¬ловека, вцепившегося ей в ухо, как клещ. (36) Мне стало страшно от его трусости, рождающей жестокость.(37) — Идём, — торопит меня Наташа, — я тебя ещё не со всеми своими познакомила.(38) Чьи-то цепкие холодные лапки хватают меня за палец. (39) Я оборачиваюсь и вижу мохнатого зверька, ко¬торый стоит на задних лапах и выжидательно смотрит на меня.(40) — Это кто ещё такой?(41) — Это Мишка. (42) Енот.(43) Он тихий и застенчивый. (44) Вероятно, челове¬ческая рука никогда не причиняла ему боли, а кормила, ласкала, врачевала. (45) И он тянется к человеческой руке, даже не зная, кому она принадлежит. (46) — Хочешь, я тебе покажу сестру милосердия?(47) И вот у меня на руках кошка — Кисоль.(48) Некрасивая: нескладная, белая с чёрными кляксами.(49) Когда болел Мишка, она была с ним рядом в изолято¬ре, чтобы он не очень скучал. (50) А когда появился Бем-би со сломанной ногой, добровольно перешла к нему в вольер. (51) Действительно, сестра милосердия.(52) — Где ты её откопала?(53) Наташа пожимает плечами:(54) — В сточной трубе. (55) Кто-то бросил. (56) Ма¬ленькую, слепую. (57) Я её из пипетки кормила…(58) Я то приседаю на корточки, то встаю на носки и тянусь, тянусь к доверчивым существам. (59) В каждом открываю что-то новое, необычайное, благородное. (60) Я чешу их за ушами, глажу по шерсти, называю ласковыми именами. (61) И чувствую, как меня наполняет новая волна любви к жизни.(По Ю. Яковлеву.)
А28 О чём говорят слова автора: «Это бумажные цветы, но доверчивый зритель не сразу отличит их от живых»?1) С большого расстояния искусственные цветы легко принять за живые.2) Иногда подделку можно принять за подлинное произведение искусства.3) Болевым способом дрессировки нельзя добиться того, что достигается трудом и терпением.4) Разными способами дрессировки можно добить¬ся одинаковых результатов.А29Какое утверждение является ошибочным?1) В предложениях 29-34 представлено повество¬вание.2) В предложениях 47, 48 представлено описание.3) В предложениях 4-6 представлено описание.4) В предложениях 39, 40 представлено рассуж¬дение.А30 Какое слово является разговорным?1) откопала (предложение 52)2) выступают (предложение 24)3) попадаю (предложение 1)4) смотрит (предложение 39)Часть 2Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.В1 Из предложений 8-12 выпишите слово, образован¬ное БЕССУФФИКСНЫМ способом.В2 Из предложений 26-30 выпишите глагол в форме будущего времениВЗ Из предложений 50, 51 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.Ответы к заданиям В4—В7 запишите цифрами.В4 Среди предложений 6-16 найдите простые одно¬составные безличные. Напишите номера этих предложенийВ5 Среди предложений 34-45 найдите предложение вводным словом. Напишите номер этого предло¬жения.В6 Среди предложений 49-61 найдите сложнопод¬чинённое с параллельным (неоднородным) подчи¬нением придаточных. Напишите номер этого пред¬ложения.В7 Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.В8 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выпол¬няя задания А28—АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соот¬ветствующие номеру термина из списка. Если вы не зна¬ете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.«Используя разнообразные тропы, Ю. Яковлев со-здаёт яркие, запоминающиеся образы. Например, («праздничный бархатный амфитеатр» в предло-жении 2, «в неприглядных серых помещениях», «удиви-тельные живые картины» в предложении 7) помогаютпоказать атмосферу цирка, а («меня наполня-ет новая волна любви к жизни» в предложении 61) —передать душевное состояние автора. Такие синтак-сические средства выразительности, как (пред-ложения 26, 27; 47, 48; 55, 56) и («кормила, лас-кала, врачевала» в предложении 44, «новое, необычай-ное, благородное» в предложении 59, «чешу их за ушами,глажу по шерсти, называю ласковыми именами» в пред-ложении 60), служат для эмоционального воздействияна читателя».Список терминов:1) эпитет2) ряды однородных членов3) вопросно-ответная форма изложения4) градация5) литота6) метафора7) парцелляция8) анафора9) специальная лексикаЧасть 3Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проб¬лем, поставленных автором текста (избегайте чрезмер¬ного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). На¬пишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой от¬вет аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения — не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочи¬нение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём бал¬лов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым по¬черком.

ОтветыА1 1 А7 1 А13 2 А19 3 А25 2 В1 стон В7 4А2 4 А8 1 А14 4 А20 2 А26 3 В2 Будет знать В8 1672А3 3 А9 2 А15 3 А21 3 А27 4 В3 Добровольно перешла А4 3 А10 4 А16 4 А22 3 А28 3 В4 6,15 А5 1 А11 2 А17 1 А23 1 А29 4 В5 44 А6 4 А12 1 А18 2 А24 4 А30 1 В6 49
Комментарии (1)