Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьи«Воспитание толерантности в условиях многонационального общества»
 

«Воспитание толерантности в условиях многонационального общества»

28 янв 2013 в 09:19
Автор: Людмила
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 9532
Поделиться:
Пояснительная записка
          
Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.
Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка старшего дошкольного возраста понимаю общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении 
Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их  национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
Под толерантностью исследователи понимают:
ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо  стараться  сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;;
Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
Русские народные подвижные игры,
Проведение календарных праздников
Изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
Знакомство детей с традициями народов разных стран;
Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира
Знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
Непосредственная образовательная деятельность, созданная на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. 
Проект составлен для детей 4 -7 лет. Модель формирования толерантного поведения разработан с учётом возрастных особенностей детей, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. Одной  из таких технологий является метод проекта
Проект позволил организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и помог разработать систему  мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.
Гипотеза
Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
 
 
Паспорт проекта
 
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
 
Цели и задачи проекта.
Цель:
Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.
Задачи:
1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса .
2.Пополнение материальной базы группы
3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.
4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством людей разной национальности.
5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.
7.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
 
После реализации данного проекта в группе ожидаются следующие результаты:
            Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
положительное отношение к реализации данного проекта – 100%;
участие родителей в проводимых мероприятиях -80%;
успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
 положительный психологический климат в группе – 100%;
участие и помощь педагогов  ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию -80%Характеристика методов и средств реализации проекта:
 
1.Непосредственная  образовательная  деятельность, включающая  различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе  единого содержания.
2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.
3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.
4.Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.
5.Фольклорные концерты и театрализованные представления.
6.Целевые прогулки, экскурсии.
Проект рассчитан на три года.
 
Ресурсное обеспечение
 
1.Географическая карта России;
2.Государственные символы России:  герб, флаг, гимн; герб, флаг  города Лангепас; герб, флаг ХМАО 
5.Мулитимедийные презентации: «Календарные песни», «В гостях у деда Краеведа», «Рождество», «Русские народные костюмы»;
6. Дидактические игры по развитию речи
7. Русские народные детские музыкальные инструменты;
8.Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;
9.Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;
10. Аудиодиски с русскими народными песнями
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реализация проекта:
«Воспитание патриотизма посредством устного народного творчества».
 
 Тематика мероприятий
на 2010 -2011 учебный год в старшей группе №6
Проект «В гости к бабушке Варваре»
 
Месяц
Тема
Содержание
Сентябрь
«Восенушка – осень – сноп последний косим»
Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.
ДИ «С какого дерева детки?».
Разучивание песенки-попевки «Восенушка – осень»
Дигра «Овощи и фрукты»
«Чти всегда следы прошлого»
Беседа с детьми об истории Руси. Мультимедийная презентация «Календарные праздникии»
Октябрь
«Октябрь  — грязник – ни колеса, ни полоза не любит»
Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках. «Покров, Сергиев День»
«Быт и основные занятия русских людей»
Загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок о русском гостеприимстве.
Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов»
Ноябрь
«День единства и согласия»
Выставка «Это — Родина моя». Беседа о людях разных национальностей, их быте, традициях. Мультимедийная презентация  «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
«Югра– наш дом»
Беседа с детьми о жителях Ханты – Мансийского округа. Обычаи и традиции в сказках ханты и манси Мультимедийная презентация «в гостях у деда Краеведа»
Декабрь
«Зима – не лето, — в шубу одето
Разучивание загадок о зиме. Разучивание заклички «Ты мороз, мороз…», песенки «Как на тоненький ледок»
«Зимние узоры»
Знакомство с творчеством вологодских мастериц.
Январь
«Новый Год»
Знакомство детей с историей празднования праздника. Разучивание колядки «Щедровочка».
«Пришла коляда на кануне Рождества»
Рассказ о Рождественских праздниках и колядовании.  Разучивание колядок. Мультимедийная презентация «Рождество»
Февраль
«Русский самовар и чаепития на Руси»
Чайные посиделки. Пение частушек.
«Папы разные нужны, папы всякие важны»
Рисование портрета папы. Беседы о мужских профессиях.
Март
«При солнышке – тепло, при матушке – добро»
Беседа о маме с включением  пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ « Какая моя мама»
«Весна, весна, поди сюда»
Рассказ о старинных обычаях встречи весны Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.
Апрель
«Красная горка»
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек.
Развлечение «В гости к бабушке Варваре»
 
Май
«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»
Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Чтение сказки «.Сказка из топора»
Мультимедийная презентация «Война глазами художников»
«Май ленивого не любит, проворного голубит»
Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.
 
 
 
Ресурсное обеспечение
 
1.Географическая карта России;
2.Государственные символы России:  герб, флаг, гимн; герб, флаг  города Лангепас; герб, флаг ХМАО 
5.Мулитимедийные презентации: ««Это – Родина моя», «Календарные праздники», «Я живу в России», «Я шагаю по Москве», «Наш  -  дом Югра»,  «Белоруссия», «Киев столица Украины» «Война глазами художников», «Рождество»,  «Костюмы разных народов».
6.Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;
7.Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;
8.Аудиодиски с песнями и мелодиями разных народов
 
Реализация проекта:
 «Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального общества»
Тематика мероприятий
на 2011 -2012 учебный год в старшей группе №6
Проект «Венок дружбы»
 
Месяц
Тема
Содержание
Сентябрь
«Как здорово, что мы все разные»
Конкурс «Мой семейный герб»
Мультимедийная презентация «Это – Родина моя»
«Чти всегда следы прошлого»
Беседа с детьми об истории Руси. Мультимедийная презентация «Календарные праздники»
Октябрь
«Край, где я родился»
Мультимедийная презентация «Я живу в России»
Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Рисование на тему «Край, где я родился»
«Широка страна моя родная»
Загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок о русском гостеприимстве. Мультимедийная презентация «Белоруссия»
 
Ноябрь
«Я живу в России»
Экскурсия в Центр национальных культур Мультимедийная презентация «Я шагаю по Москве»
«Югра– наш дом»
 Беседа с детьми о жителях Ханты – Мансийского округа. Заучивание стихотворения «Тайга»
Мультимедийная презентация «Наш  -  дом Югра» Экскурсия с родителями в городской  Музейно – выставочный комплекс.
Выставка «Новогодние украшения»
Декабрь
«Знакомство с жизнью народов Севера»
Выездная лекция по теме: «Я живу в Югре» с использованием слайдовой презентации   «Летопись нефтяной истории»
«Здравствуй, Новый год»
Заучивание новогодних песен
Январь
Рождественские колядки
Знакомство детей с историей празднования праздника. Разучивание  стихотворения Пётра Морозова «Под Рождество»
 Мультимедийная презентация «Рождество»
 
Украина рядом с нами
 Мультимедийная презентация «Киев — столица Украины»
Февраль
«Мужчины в нашей семье».
Мультимедийная презентация «Русские богатыри» Чтение и иллюстрирование с детьми в  семейном кругу  сказок народов разных стран.
«Масленица, Масленица,
блинами попеканщица»
Заучивание стихотворения А. Усачёв
«Масленица» Мультимедийная презентация «Костюмы народов разных национальностей»
Март
«При солнышке – тепло, при матушке – добро»
Беседа о маме с включением  пословиц и поговорок
 Выставка Сергей Кузьминых  «И вечная природы красота……».
Досуг «Путешествие по свету»
Развлечение для детей с использованием мультимедийной презентации «Жители Севера и пустыни» Выездная лекция по теме: «Я живу в Югре» с использованием слайдовой презентации
Апрель
Татарские сказки
Чтение сказок народов России.
 Выездная лекция в рамках проекта «Виртуальный музей»
Развлечение  «Венок дружбы»
Совместно с музыкальным руководителем организовать праздник
Май
«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»
Рассказ о воинах – защитниках Отечества.
Мультимедийная презентация «Война глазами художников»
«Май ленивого не любит, проворного голубит»
Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.
 
 
Ресурсное обеспечение
 
1.Географическая карта России;
2.Государственные символы России:  герб, флаг, гимн; герб, флаг  города Лангепас; герб, флаг ХМАО 
5.Мулитимедийные презентации: ««Это – Родина моя», «Календарные праздники», «Я живу в России», «Я шагаю по Москве», «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». «Знаменитые полководцы России» «Наш  -  дом Югра»,  «Война глазами художников», «Рождество»,  «Костюмы разных народов», «Пословицы и поговорки»
6. Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.
7.Русские народные детские музыкальные инструменты;
8. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;
9. Альбом «Вологодские мастерицы»
10. Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;
 
Реализация проекта:
«Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального общества»
Тематика мероприятий
на 2012 -2013 учебный год в подготовительной  группе №6
Проект «Дружат  люди всей земли»
 
Месяц
Тема
Содержание
Сентябрь
 «Наша Родина – Россия»
Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора Конкурс «Мой семейный герб»
 «Путешествие в историю»
Беседа с детьми об истории Руси. Консультация музыкального руководителя «Календарные праздники России» Мультимедийная презентация «Календарные праздники»
Октябрь
«Москва златоглавая»
Беседа  о Москве. Мультимедийная презентация «Я шагаю по Москве» 
 
«Город чудный, город древний» (Киев)
 
Беседа о городе Киев
Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов»
Ноябрь
«Венок дружбы»
Выставка «Это — Родина моя». Беседа о людях разных национальностей, их быте, традициях. Мультимедийная презентация  «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». Экскурсия в Центр национальных культур «Фортуна».
«Югорские сказки»»
Мансийская сказка «Дятел и тонкая гранёная иголка.» Изготовление альбома «Я живу в Югре»
Мультимедийная презентация «В гостях деда Краеведа»
Декабрь
«Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»
Экскурсия в музейно – выставочный  комплекс Разучить совместно с музыкальным руководителем народные песни и игр разных народов
«Зимние узоры»
Знакомство с творчеством вологодских мастериц.
Январь
«Знакомство с семейными традициями». Праздник Рождества
Знакомство детей с историей празднования праздника. Разучивание колядки «Щедровочка».
«Пришла коляда на кануне Рождества»
Рассказ о Рождественских праздниках и колядованиях.  Разучивание колядок. Мультимедийная презентация «Рождество»
Февраль
От Руси до России»-
Беседа о честности, любви, доброте Фотовыставка «Мужчины в нашей семье». Мультимедийная презентация «Знаменитые полководцы России»
.«Широкая Масленица»
Рисование портрета папы. Беседы о мужских профессиях.
Март
«Весна пришла, мамин праздник принесла».
Беседа о маме с включением  пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ « Какая моя мама»
Выставка «Моя мама мастерица»
«Дагестан, Дагестан – это сорок разных стран»
Рассказ о старинных обычаях встречи весны на Кавказе Тематическая консультация  «Толерантность и правовая культура дошкольников»
Апрель
Театрализованные игры разных народов
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек. «Весёлые старты» — игры разных народов
 «Встречи в семейных гнездах»
Составление летописи семьи. Составление тематического альбома «Традиции нашей семьи» Оформлении тематической выставки при ознакомлении с предметами быта и культуры народов разных стран.
Май
«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»
Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Мультимедийная презентация «Война глазами художников»
Фестиваль национальных культур
 
   
Фотовыставка «Широка страна моя родная»
 

Похожие статьи:

Статьиразвлечение "Венок дружбы"

ШколаКлассный час «Все мы разные, но…….»

Детский садПроект "Современный Воспитатель"

Похожие статьи:

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.
Создание условий для проявления уважительного и терпимого отношения между учащимися, воспитание толерантности. 
Комментарии (4)