Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиАнализ развития содержания понятия "тревожность» в психологии"

Анализ развития содержания понятия "тревожность» в психологии"

8 июн 2016 в 21:40
Автор: Lopenkova89
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 472
Поделиться:

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

Понятие тревожности занимает важное место в психологических теориях и исследованиях, с тех пор как З. Фрейд подчеркнул её роль при неврозах. В 90-е гг. XIX в. З. Фрейд впервые определил тревогу как следствие неадекватной разрядки либидо. Впоследствии он проводит ряд уточнений первоначальной концепции тревоги. Теперь он связывает тревогу с состоянием нарастающего психического напряжения, которое является в свою очередь результатом, не находящей выхода энергии либидо [64, с. 66]. И затем в «Лекциях по психоанализу» (1916–1917) он уже однозначно говорит о том, что возбуждение, не завершившееся разрядкой, превращается в страх и проявляется в неврозах страха. Таким образом, страх и тревога видятся как обратные, отрицательные стороны сексуального влечения [65, с. 26].

Только впоследствии, в процессе разработки метапсихологии З. Фрейд определяет тревогу как функцию Эго [65, с. 36]. С этой точки зрения тревога приобретает адаптивную функцию, ее назначение состоит в предупреждении индивида о надвигающейся угрозе, с которой необходимо как-то справиться.

Этому представлению, не хватает широко принятого определения.

Тревожность является одной из сложнейших проблем современной психологической науки и во многих работах авторы ссылаются на ее неопределенность, недостаточную разработку, неточность и многозначность самого понятия тревожности. Сложность применения существующих, весьма многообразных точек зрения к анализу страха и тревоги у детей связана, по меньшей мере, с двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимость разграничения внешней и внутренней, определенной и неопределенной угрозы возникает в развитии довольно поздно. С другой – разграничение внутренней и внешней угрозы зачастую искусственно, особенно применительно к детям.

Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова полагают, что тревожность развивается из-за наличия у ребенка некоего внутреннего конфликта, причинами которого могут быть:

1. Противоречивые требования, которые предъявляются родителями, родителями и детским садом.

2. Неадекватные требования, зачастую завышенные.

3. Негативные требования, унижающие ребенка, которые ставят его в зависимое положение [51, с. 54].

Большинство специалистов сходятся во мнении, что в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки, а после 12 лет – наоборот, у девочек фиксируется больший уровень тревожности, чем у мальчиков.

З. Фрейд считал, что тревожность является повторением в фантазиях ситуаций, которые связаны с испытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Он выделил объективную тревожность, вызванную реальной внешней опасностью; тревожность невротическую, которая возникает вследствие опасности не известной и не определенной; моральная тревожность определяется Фрейдом как «тревожность совести» [64, с. 34].

Понятие «тревожность» было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. Врожденные влечения-инстинкты являются движущей силой поведения человека. Столкновение биологических влечений с социальными запретами и порождает неврозы и тревожность. Младенцы и дети по теории З. Фрейда-существа с неподавленными инстинктами, и у них заметно проявление тревоги. Ученик З. Фрейда А.Адлер [2], выдвинул положение о том, что в основе невроза лежат несексуальные влечения, в частности — страх, боязнь жизни, трудностей, а также неудач в достижении определенного положения в группе людей, которого индивид не смог добиться. Чувство неполноценности и слабости становятся причиной его тревожности. Проблема тревожности стала предметом специального исследования неофрейдистов и прежде всего К. Хорни. Она ввела понятие «основная тревога», которая по ее мнению, является результатом неправильных человеческих отношений. В целом причиной тревоги может быть все, что нарушает в ребенке чувство уверенности, надежности в его взаимоотношениях с родителями. В результате тревог и беспокойства вырастает личность раздираемая конфликтами [67, с. 73].

Г. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которые являются продуктом межличностных отношений. Он рассматривает тревожность, как одно из основных свойств личности, как фактор, определяющий ее развитие. В каждом возрастном периоде развития, по его мнению, возникает потребность. Так, у младенца – потребность в нежности матери, в детстве – потребность во взрослом, в отрочестве – потребность в общении со сверстниками, в юношеском возрасте – потребность в любви. Неудовлетворение этих потребностей порождает тревогу и мешает нормальному развитию [15, с. 73].

Американские психологи П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, Дж. Гивитц [40] пришли к выводу о том, что тревожность основана на реакциях страха, но страх является врожденной реакцией на определенной ситуации, связанные с сохранением целостности организма на этом основании они выделяют источники тревоги:

1.Тревога из-за потенциального физического вреда;

2.Тревога из-за потери любви;

3.Тревога может быть из — за вызвано чувством вины, которая обычно появляется не раньше 4-х лет. (У старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного);

4.Тревога из — за неспособности овладеть средой. (Она проявляется, когда человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда) [40, с. 82].

К. Роджерс, представитель гуманистического направления в психологии определяет личность как продукт развития человеческого опыта или как результат усвоения общественных форм сознания и поведения. Если у человека возникает чувство несоответствия своего поведения с социальными нормами среды, то у него формируется тревожность [57, с. 134]. Другой источник тревожности К. Роджерс видит в том, что существует ряд явления, которые лежат ниже уровня сознания, и если эти явления носят угрожающий для личности характер, то они могут быть восприняты подсознательно, еще до того, как они осознаны. Причина тревоги в столкновении двух уровней сознания личности – сознательного и бессознательного [57, с. 136].

В отечественной литературе почти нет работ, специально посвященных изучению тревожности, однако были разработаны другие проблемы, касающиеся состояния тревожности.

В исследовании уровня притязания у подростков М.С. Неймарк обнаружила отрицательное эмоциональное состояние в виде беспокойства, страха, агрессии, которое было вызвано неудовлетворением их притязаний на успех. Такое эмоциональное неблагополучие как тревожность, наблюдалось у детей с высокой самооценкой. При неудачах дети пытаются перенести их на других людей, если это не происходит, самооценка занижается. Тревога возникает из- за трудностей [41, с. 53].

Исследование Л.С.Славиной, посвященное изучению детей с аффективным поведением, показало, что сложные эмоциональные переживания у детей связаны с аффектом неадекватности. При изучение «трудных» детей, было выявлено, что за плохим поведением ребенка часто скрыты аффективные переживания, связанные с каким – либо неблагополучием в его взаимоотношениях с окружающими, либо в учебной деятельности. И если ученик становится неуспевающим или отвергаемым членам группы — это приводит к острым переживаниям, тревоги, которые обуславливают срывы поведения [60, с. 60].

Исследования отечественных психологов дают основание сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения ребенка лежит какое – то эмоциональное переживание, неспокойство, тревожность, неуверенность за свое благополучие. Эти исследования можно рассматривать как теоретическую базу для понимания тревожности как явления социального, а не биологического. Все это в дальнейшем можно применить в работе по выявлению особенностей проявления школьной тревожности.

Необходимо отметить, что дошкольников необходимо учить преодолевать тревогу, особенно важно это на ранних этапах, когда происходит активное становление психики ребенка. Следует передавать ребенку опыт взаимодействия с окружающим миром, с учетом его возрастных особенностей. Формирование базального доверия к окружающему миру необходимо для преодоления детской тревожности.

По мнению С.С. Степанова тревожность может быть определена как переживание эмоционального неблагополучия, которое связано с предчувствием опасности или неудачи [63, с. 50].

Подводя итог различным мнениям по определению тревожности, существующим на сегодняшний день, можно сделать вывод о том, что в психологии понятием «тревожность» обозначают состояние человека, характеризующееся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, которое обладает отрицательной эмоциональной окраской. В рамках данного исследования под тревожностью будем понимать некое чувство эмоционального дискомфорта, включающее астенические, негативные эмоции, ощущение угрозы и опасности и не выявленным источником.

В отечественной и зарубежной литературе понятие «тревожности» и его характеристика достаточно подробно рассматривается многими исследователями.В психологической литературе встречаются разные определения понятия «тревожности», но большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его ситуативно – как явление и личностную характеристику с учетом переходного состояния человека и его развития. В рамках данного исследования под тревожностью будем понимать Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, проявляющаяся повышенной склонностью человека к беспокойству, тревоге, страху, который зачастую не имеет под собой достаточных оснований. Психологи выделили следующие виды тревожности:

— личностную («тревожность характера») и ситуативную тревожность (Ч. Спилбергер [62]);

— «связанную» тревожность и «разлитую, свободно витающую» (З. Фрейд [64]);

— открытую и скрытую тревожность (А.П. Прихожан [53]);

— мобилизирующую и расслабляющую тревожность (Н.Д. Левитов [37], Е.К. Лютова, Г.Б. Монина [38]);

— адекватную и неадекватную тревожность – в ситуации общения у подростков (Л.И. Божович [6], А.М. Прихожан [54]);

— нормальную и невротическую тревожность (Р. Мэй [42], К. Хорни [67]);

— ситуативную тревожность – межличностную, внутригрупповую, деятельностную (Ю.Л. Ханин [66]);

— тревожность дискомфорта и «Я — тревожность», обусловленную недостатком уважения и самоуважения (А. Эллис [71]).

Таким образом, анализ развития содержания понятия «тревожность» в психологии, представленный в рамках данного раздела показал, что впервые данное понятие было употреблено З. Фрейдом 90-е гг. XIX в., с тех пор многие исследователи посвятили свои работы труды вопросам изучения тревожности. В рамках данного исследования рассмотрены подходы Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова, А.Адлера, К. Хорни, К. Роджерса, П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган, Дж. Гивитц, М.С. Неймарка, Л.С. Славиной и С.С. Степанова. В результате сделан вывод, что тревожность является составной частью состояния психического напряжения — стресса, которое возникает у ребенка из неблагополучной семьи вследствие царящей в доме дисгармонии, ссор и конфликтов. Все это значительно травмирует детскую психику и накладывает глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Особенно следует уделять внимание уровню тревожности, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшее развитие личности ребенка.

Так же рассмотрены подходы к классификации типов тревожности, в числе которых классификации Ч. Спилбергера, З. Фрейда, А.П. Прихожан, Н.Д. Левитова, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной; И. Божович, Р. Мэй, К. Хорни. В качестве базовой в рамках данного исследования используется классификация Ч. Спилбергера.

Комментарии (0)