Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДетский сад«Мастера земли русской»

«Мастера земли русской»

22 фев 2013 в 12:45
Раздел: Детский сад
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 5690
Поделиться:
«Мастера земли русской»
22 фев 2013 в 12:45
Раздел: Детский сад
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 5690
Поделиться:
Статья раскрывает этапы и методику работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе ознакомления детей  с народным декоративно-прикладным искусством через проектную деятельность.

Патриотическое  воспитание,  воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Известно, что знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, способствует формированию основ патриотизма. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутит гордость за свою страну, богатую славными традициями. Учитывая приоритетное направление детского сада, а также доступность изделий народного декоративно-прикладного искусства пониманию детей возникла идея  патриотического воспитания детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Проблема: в настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм.
Цель: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи.
Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев Дымки, Хохломы, Городца, Гжели.
Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к родине на основе изучения народных промыслов России.
Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества. 
Подпроект  «Удивительная Дымка», 2007-2008  учебный год
Задачи:
Развивать эстетические чувства детей при знакомстве с дымковской игрушкой (отзывчивость, увлеченность, восхищение).
Приобщать детей к деятельности по изготовлению дымковских игрушек.
Развивать мелкую моторику рук детей, обогащать словарный запас.
Развивать художественно-творческие способности детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Учить детей любить вою Родину, свой народ, прививать любовь и уважение к труду русских умельцев.Формы и методы реализации проекта:
Выставка изделий дымковского промысла.
Рассматривание дымковских изделий, фотоиллюстраций с изображениями дымковских игрушек, иллюстраций художника Ю. В. Васнецова.
Рассказ воспитателя о дымковской игрушке: историю ее  происхождения; цвета, используемые в росписи; элементы росписи.
Беседы с детьми на темы: «Дымковская игрушка», «Характерные особенности росписи дымковских игрушек».
Разучивание стихов о Дымкове, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.
Составление узоров из отдельных элементов дымковской росписи на листах бумаги различной конфигурации.
Составление декоративных композиций из элементов дымковской росписи на фланелеграфе, на силуэтах дымковской игрушки.
Роспись бумажных силуэтов – коня, оленя, барыни.
Начало лепки игрушек – птичка, уточка, петух.План деятельности педагога по достижению цели
Изучить материал, касающиеся истории дымковского промысла, современного его состояния.
Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с дымкой и обучение их в лепке и росписи.
В группе оборудовать специальный уголок искусства, где находятся пластилин, дымковские игрушки, картинки, таблицы, краски, бумажные силуэты.
Подобрать детскую и педагогическую литературу по Дымковскому промыслу, дидактические игры.
Подготовить практический материал:

Таблицы на больших листах, показывающие последовательность лепки птиц, четвероногих животных, человека.
Таблицы с основными элементами росписи.
Таблицы с готовыми узорами.
Изготовить игрушки – фигурки барышень, коней, оленей, индюков, сюжетные композиции.

Подобрать иллюстративный материал:

Иллюстрации художника Ю. В. Васнецова,
фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек,
слайды и видеофильмы по ознакомлению с Дымкой.

Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.Реализация проекта:
Деятельность детей
Знакомство с дымковской игрушкой.
Рассматривание иллюстраций художника Ю.В. Васнецова.
Рассматривание элементов росписи дымковских игрушек.
Рисование элементов дымковской росписи на квадрате, треугольнике, круге.
Аппликация «Силуэт дымковских игрушек»
Рисование «Украшение силуэта дымковских игрушек»
Лепка «Дымковские птицы»
Рисование «Украшение варежки»
Рисование «Роспись дымковской барышни»Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
Оснащение групповой комнаты изделиями дымковского промысла.
Участие в праздниках и развлечениях.
Совместные выставки работ детей и родителей.
Домашнее задание для родителей:

посещение выставок народного творчества в ЦДО «Радуга», «Художественная школа»
рассматривание иллюстраций в альбомах, художественных книгах «Дымка», «В музее игрушек».Ожидаемые результаты:
1. Дети проявляют интерес к дымковским игрушкам.
2. Выражают положительное отношение (отзывчивость, увлеченность, восхищение)
3. Знают характерные особенности дымковской росписи.
4. Знают названия дымковских игрушек, стихи, потешки, загадки.
5. Умеют украшать  бумажный силуэт дымковской росписью.
Итоги проекта:
Организация выставки «Русское чудо» из детских работ.
Интегрированное развлечение «Русская ярмарка».Постановка новой проблемы:
Как приобщить детей к народному прикладному искусству Хохломы?
 
 
 
Подпроект «Золотая Хохлома», 2008-2009 учебный год
Задачи:
Продолжать знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-хохломой, с характерными особенностями хохломской росписи, ее производстве, истории, элементами узора, колорита композиции.
Развить художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и дет. деятельности: рисовании и лепке, аппликации.
Воспитывать любовь и уважение к родным традициям в искусстве, его мастерамФормы и методы реализации проекта:
Оформление выставки  изделий хохломских мастеров.
Рассматривание хохломских изделий, иллюстраций, рисунков  с изображениями хохломских изделий.
Рассказ воспитателя об истории хохломы и хохломской росписи (цвета используемые в росписи; элементы росписи).
Беседы с детьми на темы: «Золотая Хохлома», «Характерные особенности хохломской росписи».
Разучивание стихов, частушек о Хохломе,  которыми можно озвучить хохломские изделия.
Составление узоров из отдельных элементов хохломской  росписи на листах бумаги различной формы.
Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на фланелеграфе, на силуэтах посуды.
Роспись бумажных силуэтов.
Использование пластилинографии
 Дидактические игры
Занятия, развлечения.
Создание книг по декоративно-прикладному искусству: «Путеводитель по узорам и орнаментам», энциклопедия « Мастера земли русской».
 Оформление выставок детских работ.План деятельности педагога по достижению цели.
Изучить материал по истории хохломского промысла.
Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с хохломой.
подобрать иллюстративный материал, детскую педагогическую литературу по теме.
Оборудовать уголок народного творчества.
Подготовить практический материал: таблица с основными элементами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия мастеров хохломы.Реализация проекта
Деятельность детей:
Помочь детям войти в проблему (беседы, рассматривание, рассказ и показ иллюстрации)
Разучивание стихов о хохломе: «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома», «У красы точеной».
Заучивание пословиц, поговорок, загадок о хохломе.
Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах посуды
Рассматривание хохломских изделий.
Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи.
Занятие «Расписывание шарфиков для козлят».
Занятие «Ложка для Жихарки».
Занятие «Праздничное блюдо».
Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах посуды.Совместная деятельность педагогов и родителей
Посещение выставок народного-творчества в ЦДО «Радуга», худ. Школа
Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Оборудовать уголок народного  творчества.
Участие в проведении занятий.
Выставки работ детей и родителей.
Чтение и заучивание стихотворений, пословиц о хохломе.
Изготовление подарков в стиле хохломы для мам
Рисование по теме «Хохлома, хохлома».
Сообщение родителям о новой цели работы на будущий год на родительском собрании.
Изготовление дидактического материала по теме.
Консультации для родителей «Хохлома».Ожидаемые результаты:
Умеют различать стили декоративной живописи: дымковской, хохломской.
Знают историю народных промыслов: дымки, хохломы.
Выражают положительное обоснованное отношение к изделиям.
Знают стихи, загадки частушки о дымке, хохломе.5. Умеют рисовать узоры по мотивам дымковской и хохломской росписей на силуэтах.
6. Лепить игрушку, посуду в соотвтетсвии с особенностями народного прпомысла дымки и хохломы.
Итоги проекта:
Оформление выставки детских работ.
Творческий отчет для коллег-педагогов.Постановка новой проблемы.
Приобщение детей к народному  декоративно-прикладному    искусству «Веселый Городец»
Организация выставки «Русское чудо» из детских работ.
Интегрированное развлечение «Русская ярмарка».Постановка новой проблемы:
Как приобщить детей к народному прикладному искусству Хохломы?
 
Подпроект «Веселый Городец», 2009-2010 учебный год.
Задачи:
Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о городецком промысле, познакомить с изделиями горордецких мастеров, их разнообразием.
Учитеь видеть красоту городецких узоров.
Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.
Создавать условия для эмоционального восприятия искусства детьми, для их творческой деятельности, для совершенствования технических приемов лепки, рисования, аппликации.Формы и методы реализации проекта:
Выставка изделий городецкого промысла.
Рассматривание городецких игрушек и предметов быта (или их изображений), созданные мастерами Городца: разделочную доску, короб, декоративную тарелку, прялку, детский стульчик, коня-качалку.
Рассказ воспитателя о Городецком промысле.
Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
Разучивание стихов, частушек о Городце.
Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Чудо-кони», «Чудо-птицы».
Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
Составление описательных рассказов «Кони-птицы» по своим рисункам.
Посещения постоянно действующей выставки детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Городца».План деятельности педагога по достижению цели:
Подобрать соответствующий материал, литературные источники, изделия и иллюстрации народного искусства.
Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:

плакаты «Чудо-птицы», «Чудо-кони»
альбомы для детского художественного творчества «Чудо-птицы», «Чудо-кони»
наглядно-методическое пособие «Веселый Городец»
альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей», «Городец»
технологические карты по декоративному рисованию «Конь-птицы» (последовательность изображения городецкого коня)
технологические карты по декоративному рисованию «Чудо-птицы» (последовательность изображения городецкой птицы)
книжки-раскраски с подсказкой «Веселый Городец»
изготовить дидактические игры

Предложить родителям принять участие в реализации проекта.
Вовлечь  родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров.Реализация проекта:
Деятельность детей:
Экскурсия на выставку изделий из Городца.
Рисование элементов городецких узоров.
Рассматривание городецких узоров.
Рисование «Городецкие доски».
Рисование «Городецкие птицы».6. Рисование «Сказочный сад»
     7. Аппликация «Гирлянда из цветов на полосе»
8. Аппликация «Городецкие птицы» (коллективная работа)
9. Лепка «Сказочная птица»
10. Пластилинография «Веселый Городец».
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
Оснащение групповой комнаты изделиями городецкого промысла.
Участие в праздниках и развлечениях.
Оформление совместных выставок работ детей и родителей: «В мире прекрасного», «Сказочный сад».
Домашнее задание для родителей:

посещение выставок народного творчества в ЦДО «Радуга», «Художественная школа»
рассматривание иллюстраций в альбомах «Веселый Городец»

Консультации по теме  «Городецкая роспись».
Наглядная пропаганда «Папка-передвижка».
Консультация «Как знакомить детей дошкольного возраста с изделиями декоративно-прикладного искусства». Сообщение на родительском собрании.
Дни открытых дверей. Просмотр родителями занятий по декоративно-прикладному искусству.Итоги проекта:
Организация выставки «Как у настоящих мастеров их Городца»
Ожидаемые результаты:
1.Имеют представление о народных промыслах. Умеют различать изделия разных народных промыслов (дымка, хохлома, городец).
Выделять элементы узора и составлять из них композицию.
Самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.
Подбирать и передавать колорит нужной росписи.
Пользоваться несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный).
Передавать выразительные особенности в лепке.
У детей появился интерес к истории и культуре нашего народа.
Умеют выражать впечатления через свое творчество.Постановка новой проблемы:
Как приобщить детей к народному промыслу Гжели?
 
Подпроект «Голубая Гжель», 2010-2011 учебный год.
Задачи.
Познакомить детей с образцами гжельской  керамики, ее специфическими чертами, выраженными в формах изделий и приемах из узорного оформления по содержанию (мотивам), композиции украшения, технике росписи. Расширить знания и представления детей о народных художественных промыслах, воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве, его мастерам.
Учить детей приемам вырезания из бумаги форм наиболее распространенных изделий (кружки, чашки, вазы, кувшины, квасники), определяя при этом взаимосвязь видов деятельности, сочетая задания по аппликации и декоративному рисованию в определенной последовательности усложнения содержания.
Учить детей способам кистевой росписи вырезанных силуэтов по типу создания окаймляющего орнамента и свободной композиции мотива ветки и букета синими красками по белому полю вырезки.
Поддерживать интерес каждого ребенка к творческому воспроизведению народных образцов в разной технике.Формы и методы реализации проекта:
Выставка изделий гжельской керамики.
Рассматривание гжельской керамики, иллюстраций, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель».
Рассказ воспитателя о Гжельской керамике.
Беседы о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
Художественное слово о Гжели.
Просмотр видеофильма «Глиняное чудо».
«Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Гжельская роспись» и «Учимся рисовать».
Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
Вырезание силуэтов изделий, соответствующих формам гжельской керамики, наклеивание и роспись силуэтов приемами орнаментации.
 Посещения постоянно действующей выставки детских рисунков «Как у настоящих мастеров из Гжели».План деятельности педагога по достижению цели:
Подобрать соответствующий материал, литературные источники, изделия и иллюстрации народного искусства.
Подготовить учебно-методические пособия, наглядность:

альбомы для детского художественного творчества «Гжельская роспись», «Учимся рисовать»
наглядно-методическое пособие «Гжель», «Сказочная Гжель» Ю.Г.Дорожин, «Рабочая тетрадь по основам народного искусства»  Ю.А.Межуева
альбомы для аппликаций «Вырежи и наклей», «Гжель»
технологические карты по декоративному рисованию «Гжельская роза» (последовательность изображения гжельской розы)
таблицы с основными элементами росписи
таблицы с готовыми узорами: «Гжельская роспись круглых силуэтов изделий», «Растительные узоры в гжельской росписи», «Гжельская роспись на силуэтах посуды»
книжки-раскраски с подсказкой «Голубая  Гжель»
изготовить дидактические игры

Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.Реализация проекта:
Деятельность детей:
1. Экскурсия на выставку изделий из Гжели.
2. Беседа «Сине-голубое чудо».
3. Рассматривание узоров гжельской росписи.
4. Знакомство с техникой рисования гжельской розы.
5. Прорисовка элементов гжельской росписи.
6. Роспись гжельских изделий из шаблонов с элементами гжельской розы.
7. Рисование «Гжельская роза».
8.  Рисование окаймляющего орнамента.
9.  Вырезание силуэтов изделий гжельской керамики.
10.  Наклеивание и роспись силуэтов гжельской керамики приемами орнаментации.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
1. Оснащение групповой комнаты изделиями гжельского промысла.
2. Участие в праздниках и развлечениях.
Оформление совместных выставок работ детей и родителей: «Как у настоящих мастеров из Гжели», «Сказочная Гжель».5. Домашнее задание для родителей:
посещение выставок народного творчества в ЦДО «Радуга», «Художественная школа».
рассматривание иллюстраций в альбомах «Гжель», «Сказочная Гжель».6. Консультация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
7.  Наглядная пропаганда:  папка-передвижка «Голубая Гжель».
8. Консультация «Как знакомить детей дошкольного возраста с изделиями декоративно-прикладного искусства». Сообщение на родительском собрании.
9. Дни открытых дверей. Просмотр родителями занятий по декоративно-прикладному искусству.
Ожидаемые результаты:
Имеют представление о нгародных промыслах. Умеют различать изделия разных народных промыслов (дымка, хохлома, городец, гжель)
Имеют представление о народных промыслах. Умеют различать изделия разных народных промыслов (дымка, хохлома, городец, гжель).
Выделять  характерные средства выразительности, элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен,  симметричный узор композиции.
Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно-прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта.
Самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.
Подбирать и передавать колорит нужной росписи.
Использовать в лепке разные способы.
Умеют самостоятельно провести анализ рисунка и изделия по народному декоративно-прикладному искусству.
Умеют свободно пользоваться кистью, умеют намечать последовательность изготовления изделия, выполнять изделие самостоятельно, умеют контролировать свои действия со словесным объяснением.
У детей появился  ярко выраженный устойчивый интерес к предметам декоративно-прикладного искусства,  истории и культуре нашего народа.
 Умеют выражать впечатление через свое творчество.Итоги проекта:
Организация выставки «Сказочная Гжель».
Занятие – развлечение «В гостях у мастеров»

Похожие статьи:

СтатьиВоспитание патриотизма посредством устного народного творчества

Детский садКонсультация для родителей "Виды народного декоративно-прикладного искусства"

Детский садПроект "Мастера русской земли"

Детский сад"Чайные посиделки"

ШколаВоспитание патриота

Похожие статьи:

В конспекте досуга для подготовительной группы можно найти историю появления чая в России, чайные традиции русского народа, речевые и двигательные задания для детей, воспитание у детей гостеприимства.
Занятие по изготовлению оригами с детьми 6-ого коррекционного класса, приуроченное к празднику День Победы....
Статья посвящена патриотическому воспитанию в школе
 «Патриотизм — это твоё и моё, лично  историческое чувство, это наше достояние и  ответственность. И оно способно, если о нём не забывать, благотворно действовать и повседневной жизни, способно строить твоё сознание, твоё мировоззрение, твои поступки и всю жизнь». ...
Виды народного декоративно–прикладного искусства.
Комментарии (2)