Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДетский садКонспекты к вариативной части "Весёлая азбука" в старшей группе
 

Конспекты к вариативной части "Весёлая азбука" в старшей группе

3 сен 2017 в 14:05
Автор: valentina
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 157
Поделиться:
Теги: садик

Вариативная часть в старшей группе «Весёлая азбука»

Сентябрь.

Тема № 1. Звук и буква А

Задание 1. Знакомство со звуком [А].

Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов.

При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»:

август, аист, адрес.

Задание 2. Фонетические упражнения.

Взрослый просит ребенка:

  • показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа… (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе);
  • что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А… (вслед за взрослым, отрывисто);
  • самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши.

Задание 3. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]):

апельсин, артист, суп, астроном.

Задание 4. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове».

Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог.

Он большой, Руки — полукругом перед собой.

как мяч футбольный,

Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик.

Так приятен он на вкус,

И зовут его -… (арбуз)

Задание 5. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках.

Стою на крыше

Всех труб выше. (Антенна)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)

Задание 5. Упражнение для развития координации речи с движениями:

  • Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

  • Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой!И. Токмакова

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Задание 6. Знакомство с буквой А.

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она. В. Ковшиков

На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...)

Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА.

Взрослый просит ребенка ответить на вопросы:

  • Какой первый звук ты слышишь?
  • Какой второй звук ты слышишь?

Тема № 2. Звук и буква О

Задание 1. Знакомство со звуком [О].

Взрослый показывает ребенку картинки: картошка, морковка, лук, капуста, и задает вопросы: «Как все это можно назватьодним словом?» — «Овощи.» — «Какой первый звук в слове овощи!» (произнося слово, взрослый голосом выделяет звук [О]).

Задание 2. Выбрать из ряда имен только то, которое начинается на звук [О] (взрослый называет имена четко, голосом выделяя первый звук в словах).

Аня, Ира, Антон, Оля, Уля...

Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет. (Облако)

Когда ночь длинна, а вода холодна? (Осенью)

Сер, но не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, а не лошадь. (Ослик)

Выучить чистоговорки:

О-о-о — я надел пальто.

О-о-о — мне тепло.

Задание. Упражнение для развития координации речи с движениями:

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

(Ребенок выполняет соответствующие движения.)

Задание 4. Знакомство с буквой О.

О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может, с нею мы родня?» О. Гофман

На что еще похожа буква О?

Буква О из пальчиков: большой и средний пальцы образуют кольцо.

Тема № 3. Звук и буква У

Задание 1. Дидактическое упражнение «Узнай музыкальный инструмент по звуку» (развитие слухового внимания).

Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Репка».

Взрослый читает ребенку сказку «Репка», рассматривает вместе с ним иллюстрации в книге. В ходе беседы по этой сказке взрослому рекомендуется в пассивном и активном словаре ребенка уточнить и закрепить следующие понятия: первый, последний, начало, середина, конец; за, после, перед, между.

Для этого взрослый задает ребенку вопросы: Кто тянул репку первым! Кто стоял за бабкой? Кто стоял перед бабкой? Кто стоял между бабкой и Жучкой? и т. д.

Задание 3. Знакомство со звуком [У].

Задание 1.Взрослый рассказывает ребенку о том, что звук [У] гласный, его можно петь, т. к. при произнесении звука [У] язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха. Для обозначения всех гласных звуков используется красный кружок.

Взрослый знакомит ребенка с символом звука [У]: волк воет на луну: УУУУ...

Фонетические упражнения:

а) произнести вслед за взрослым на плавном длительном выдохе:

  • волк воет: уууууууууу...
  • поезд едет: уууууууууу...

б) произнести вслед за взрослым с постепенным усилением и ослаблением силы голоса:

  • поезд приближается: ууууУУУУУУ...
  • поезд удаляется: УУУУууууу...

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [У]».

Взрослый произносит разные звуки, а ребенок хлопает в ладошки тогда, когда услышит звук [У]:

у, п, у, к, в, у, у…

Задание 3. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».

Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.

Он плывет по простыне, Пестрая крякушка

Как кораблик по волне. Ловит лягушек,

Он хозяйкам добрый друг — Ходит вразвалочку,

Электрический...(утюг) Спотыкалочкой. (Утка)

Длинная и гибкая, Кто на себе свой домик носит?

Охотится за рыбками, (Улитка)

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может… (удочка)

Выучить чистоговорки:

У-У-У — губы хоботком тяну.

У-у-у — дай трубу.

У-у-у — всех детей зову.

Задание 3. Упражнения для координации речи с движениями.

Взрослый читает стихотворения, голосом выделяя звук [У], и просит ребенка назвать, какой звук часто слышится в этих стихотворениях. Затем ребенок повторяет стихотворения, выполняя соответствующие движения.

У опушки две старушки… Наклоняется, «собирает грибы».

Брали грузди и волнушки.

Филин: — У-ух!

Филин: — У-ух!

У старушек замер дух. Приседает. (Е. Благинина)

Сидит ворон на дубу Ребенок имитирует игру на дудочке.

И играет во трубу:

«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»

Задание 4. Знакомство с буквой У.

Взрослый объясняет ребенку правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем, благодаря этому люди могут читать и писать. После этого взрослый показывает ребенку букву У. Для лучшего запоминания графического образа буквы ребенку предлагается прослушать и выучить стихотворное описание буквы У, предварительно рассмотрев ее в «Веселой азбуке».

У — как у зайчонка ушки.

Эти ушки — на макушке. О. Гофман

Взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос: «На что еще похожа буква У?» (на рогатку, галочку...); поиграть с пальчиками:

Зайки белые сидят

И ушами шевелят

Вот так, вот так.

(Буква У — ушки зайчика: средний и указательный пальцы — вверх, а остальные — сжать в кулак, пошевелить средним и указательным пальчиками);

провести игры с буквой.

Тема № 4. Звук и буква Ы

Задание 1. Взрослый произносит гласные звуки [А], [О], [У] тихо и громко, ребенок определяет, как взрослый произнес эти звуки. Затем взрослый просит ребенка произнести любой гласный звук тихо или громко.

Задание 2. Знакомство со звуком [Ы].

Фонетические упражнения.

Медведь ревет: ыыыы… (произнести звук вслед за взрослым на плавном длительном выдохе).

Пароход плывет: ыыыы...; пароход приближается: ыыыЫЫЫЫ...; пароход удаляется: ЫЫЫЫыыыы…

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ы]»: а, у, ы, а, у, о, ы...; ым, ум, ...; ды, мы, ма...;

сыр, мак, рог, дым, топоры, сумка...

Задание 4. Взрослый предлагает ребенку выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых есть звук [Ы], голосом выделить звук в слове, определить место звука [Ы] в слове (середина, конец слова), используя карточку и красный кружок.

Задание 5. Договорить последний слог в словах, назвать последний звук в них:

ТЫ: кус-..., мос-..., бол-..., ко-...;

ДЫ: са-..., хо-..., гаю-..., ря-…

Задание 6. Вместе со взрослым закончить слово:

Мы… (-ло), лы… (-жи), сы… (-нок).

Задание 7. Дидактическое упражнение «Один — много» (образование множественного числа имен существительных).

Образовать слово по аналогии и ответить на вопрос: «Какой одинаковый последний звук появился во всех этих словах?»

двор — дворы, забор — ..., комар — ..., топор — ..., шар — ...

Задание 8. Взрослый предлагает ребенку прослушать стихотворение и сказать, какое слово часто в нем слышится. Назвать второй звук в этом слове.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его наконец бы отмыло. Я. Аким

Задание 9. Вспомнить названия предметов со звуком [Ы].

Выучить считалку:

Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты — три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты — это я.

Задание 10. Знакомство с буквой Ы.

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы. О.Гофман

На что похожа буква Ы? Игры с буквой.

Октябрь.

Тема № 5. Звук и буква Э

Задание 1. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Задание 2. Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ… х!»

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э]»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 4. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз;

это, эхо, Эдик, усики.

Задание 5. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 6. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз,

электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж,

электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Что это? Это машина, стол, куртка...

Задание 5. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О. Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э. Игры с буквой.

Тема № 6. Звук и буква Ш

Задание 1. Знакомство со звуком [Ш].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ш]»:

ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Задание 3. Договорить последний звук в слове ([Ш]):

каранда..., малы..., ланды..., камы...

Задание 4. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в словах-отгадках.

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком. (Шапка)

Растет на суше,

Голова из плюша. (Камыш)

Белые горошки

На зеленой ножке. (Ландыш)

Задание 5. Знакомство с буквой Ш.

Буква Ш с тремя шипами —

Не хватай ее руками.

О. Гофман

Тема № 7. Звуки [Л], [Л']; буква Л

Задание 1. Знакомство со звуком [Л]. Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Символ звука: большой самолет летит: ЛЛЛЛЛ...

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...;

ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка…

Задание 3. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ла-ал, лу-...; ал-ла, ул- ...

Задание 4. Повторить за взрослым серию слогов:

ла-ло-лу-лы… ал-ол-ул-ил… кла-кло-клу-клы… акл-окл-укл-икл...

Задание 5. Закончить слова:

звуком [Л]: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...;

слогом ЛА: пи..., ска..., ма...;

слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа...

Задание 5. Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились? (Это задание выполняется с помощью взрослого, после подробного объяснения.)

Жи-лы (лы-жи), па-ла..., ка-пал..., ска-ла...

Задание 6. Знакомство со звуком [Л'].

Символ звука: маленький самолетик летит: льльль… (см. цветную вклейку). Характеристика звука [Л']: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 7. Вспомнить как можно больше имен, заканчивающихся на слог ЛЯ:

Коля, Ва..., Га..., То...

Выучить чистоговорки:

Ля-ля-ля — зеленые поля.

Ли-ли-ли — малину мы несли.

Лю-лю-лю — малину я люблю.

Ле-ле-ле — еду на осле.

Задание 8. Дифференциация звуков [Л] — [Л']. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Л]»:

л, ль, л, ль; ля, оль, ал...

Задание 9. Отгадать загадки, назвать, какой звук в отгадке ([Л] — [Л']), и определить его место в слове.

Деревянная дорога,

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг — то овраг. (Лестница)

Над домами у дорожки

Висит кусок лепешки. (Луна)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Листья)

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп и ложки. (Стол)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса)

В дупле живет,

Орешки грызет. (Белка)

Найти лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Л] и [Л']):

ложка, лук, лопата, лента;

селедка, селезень, молоко, плита.

Задание 23. Знакомство с буквой Л.

Л уставилась на цаплю:

«Мы похожи как две капли:

Ноги длинные у цапли,

Как у буквы Л, не так ли?» О. Гофман

На что еще похожа буква Л?

Буква Л из пальцев: указательный и средний пальцы правой руки, слегка раздвинув, опустить вниз, а остальные пальцы сжать в кулачок.

Тема № 8. Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М

Задание 1. Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная — мычит,

Сытая — жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

«Как мычит корова?» — «МММ...»

Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ… (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

Взрослый произносит ряд звуков, слогов, слов и просит ребенка хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [М] (изолированно, в слогах, в словах):

м, а, у, м, м, и;

ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы;

мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Задание 3. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Задание 4. Взрослый предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы;

ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Задание 5. Взрослый произносит слова, голосом выделяя в них звук [М], а ребенок называет одинаковый первый (последний) звук в словах:

мак, муха, машина, мыло;

дом, сом, ком, лом.

Задание 6. Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [М] стоит:

  • в начале слов: мак, муха, маска, марка;
  • в конце слов: дом, сом, альбом;
  • в середине слов: сумка, самолет, лампа.

Задание 7. Закончить предложения (согласование местоимений с существительными):

Это моя… (шапка).

Это мой… (дом).

Это мое… (пальто).

Это мои… (книги).

Задание 8. Знакомство со звуком [М'].

Взрослый задает ребенку вопрос: «Как называется детеныш коровы?» — «Теленок».

Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь…

Задание 9. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М']»:

мь, а, у, мь, и, мь;

мя, ка, па, ми, ки, ме;

мяч, суп, миска, Миша, мир, ворона.

Задание 10. Взрослый просит ребенка перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М']:

мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой — спит,

Летом — ульи ворошит. (Медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

Задание 11. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

А теперь все дружно встали. в кулачки.

Ножками потопали, Выполнять соответствующие

Ручками похлопали. движения.

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

Наши пальчики устали. в кулачки.

Мы немножко отдохнем —

Опять писать начнем.

Ноябрь

Тема № 9. Звуки [Н], [Н']. Буква Н

Задание 1. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива… (звук [Н] выделяется голосом).

Символ звука: погоняем лошадку: «Но...»

Задание 2. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».

Задание 3. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:

н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...;

Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Задание 4. Повторить за взрослым слоговой ряд:

на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...

Задание 5. Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 6. Выучить чистоговорки:

На-на-на — лампа у окна.

Ну-ну-ну — саночки тяну.

Он-он-он — телефон.

Ан-ан-ан — это барабан.

Ин-ин-ин — это магазин.

Задание 7. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н']»: нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;

Нина, нитки, Кира, плетень,

Вика, студень, огонек, собака.

Задание 8. Дифференциация звуков [Н] — [Н']. Назвать первый звук в словах:

Нина, нитки, ноты, носок, небо.

Назвать последний звук в словах:

стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

На пальце одном

Ведерко вверх дном. (Наперсток)

Всю жизнь ходят в обгонку,

А догнать друг друга не могут. (Ноги)

Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)

Тема № 10. Звуки [Р]. Буква Р.

Задание 1. Знакомство со звуком [Р].

Прослушать предложение (взрослый голосом выделяет звук [Р]). Какой звук в нем часто слышится?

Барабанщик громко барабанит на барабане: та-ра-ра!

Символ звука: собака громко рычит: РРРРР

Задание 2. Фонетическое упражнение.

Как рычит злая собака? РРРРР… (звук [Р] произносится громко, раскатисто).

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р]»:

р, б, ж, р...; ра, жа, бу, ры...; ар, ам, ур...;

рак, мороз, кошка, ежик, игры, топор, чемодан.

прожектор, конструктор, оркестр, прорубь, дроворуб, трактор.

Задание 4. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Р] по заданному первому слогу: РА: -кушка, -ма...;

РО: -за, -ща...;

РУ: -ка, -чей...;

РЫ: -ба, -бак...

Задание 5. Взрослый произносит пару слов и просит ребенка разделить их на слоги, а затем сравнить эти слова (каким слогом они отличаются?):

ру-ка, ру-баш-ка;

ко-ра, ко-ну-ра;

муш-ка, кор-муш-ка;

мош-ка, гар-мош-ка.

Задание 6. Знакомство со звуком [Р'].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Р']»:

рь, мь, рь, дь...; ря, мя, бю, ри...; арь, амь, омь, урь...;

Рита, рис, кошка, крепко, букварь, домик...

Задание 7. Дидактическое упражнение «Назови профессию» (взрослый начинает предложение и просит ребенка закончить его подходящим по смыслу словом).

В аптеке работает… аптекарь. В колокола звонит… звонарь. Траву косит… косарь. Землю пашет… пахарь. Хлеб печет… пекарь. Директору помогает… секретарь.

Задание 8. Выучить чистоговорки:

Ря-ря-ря — синие моря.

Ре-ре-ре — санки на горе.

Рю-рю-рю — репу я варю.

Ри-ри-ри — горят фонари.

Арь-арь-арь — у меня букварь.

Орь-орь-орь — у Сережи корь.

Ирь-ирь-ирь — у меня снегирь.

Ерь-ерь-ерь — скрипит дверь.

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Крашеное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга)

Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

Кто ни прикасается —

За того цепляется. (Репейник)

Под водой живет,

Ходит задом наперед. (Рак)

Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

Задание 10. Знакомство с буквой Р.

Буква Р — рука в кармане,

Буква Р — подарок маме. О. Гофман

На что еще похожа буква Р?

Тема № 11

Звуки «Ф ». Буквы «Ф».

Задание 1. Знакомство со звуком [Ф].

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию». Взрослый загадывает ребенку описательную загадку: «Это предмет мебели. В него люди вешают свою одежду. Что это?» (Шкаф). Просит назвать последний звук в слове шкаф.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ф]»: ф, п, м, д, ф...; фа, ма, аф, уп, уф...;

флаг, кофта, панама, шкаф, пальто, форма, палка...

Задание 3.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Ф] и [Ф']). Разделить все слова на слоги. Какое слово самое длинное?

Филин, фазан, фотоаппарат, фотограф;

Филя, Фома, Федя, Федора.

Задание 4.

Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке.

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает. (Филин)

Задание 5. Знакомство с буквой Ф.

Подбоченясь, пляшет лихо

Ф — большая щеголиха. О. Гофман

Тема № 12 Буква «Щ»

Задание 1. Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый читает предложение, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.

Я вчера буду купаться. Я вчера купался. Я вчера купаюсь. Я завтра буду купаться. Мы завтра пойдем в лес. Мы завтра были на даче. Он завтра был в кино. Он завтра будет в кино. Он вчера пойдет в кино.

Задание 2. Знакомство со звуком [Щ].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?

Два щенка, щекой к щеке,

Грызли щетку в уголке.

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Щ]»: щ, п, к, щ...; ща, пы, щу...; ащ, ощ, уп...;

щавель, щетка, корова, ящик, молоток, лещ...

Задание 4. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке, разделить слово-отгадку на слоги, произнести слово по звукам.

Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

Задание 5. Взрослый предлагает ребенку:

закончить слово одинаковым звуком [Щ]:

товари..., кле..., бор..., пла..., ве...

закончить слово одинаковым слогом ЩЕ:

зимови..., сокрови..., удили..., хранили..., полотни..., дожди..., голени...

Щука плавает. Барабанщик барабанит. Щенок ел мясо. Коля поймал щуку. Уборщик убирает мусор.

Задание 6. Знакомство с буквой Щ.

Щ — это щетка с загнутой ручкой.

Все перечистим щеткой-колючкой.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Щ? Игры с буквой.

Декабрь

Тема № 13, Буква «Ю»,

Тема № 14, Буква «Е», Тема № 15 Буква «Ё».

Задание 1. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы». Взрослый читает ребенку предложения и задает вопрос. Ребенок отвечает.

Учитель наказал мальчика. Кто провинился? Собаку укусила оса. Кто кусался? Мама зовет дочку домой. Кто дома? Кто на улице? Петю ударил Ваня. Кто драчун? Володю ждет Лена. Кто задержался?

Задание 2. Знакомство с буквами Ю, Е, Ё, Я.

Ю

Целый день юла юлила,

Даже голову вскружила,

А потом она устала,

Покачнулась и упала.

О. Гофман

Е

Ежи делали прически —

Поломали все расчески.

А ежиха так старалась —

Лишь три зубчика осталось.

О. Гофман

Ё

Е — как ель с тремя ветвями,

Ё — как ёлочка с шарами.

В. Ковшиков

Я

От яхты якорь — буква Я.

Поднимем якорь — и в моря.

В. Ковшиков

Задание 3. Дидактическое упражнение «Договори окончание слова». Взрослый произносит начало слова, а ребенок его заканчивает. Какие слова получились? Разделить все слова на слоги, составить с каждым словом предложение:

Я: Ра..., Ма..., Зо..., фе..., ше..., чешу..., стату..., тали..., станци..., ста...

Ю: сто..., по..., жу..., да..., мо..., топа..., чита..., хлопа...

Ё: ружь..., копь..., мыть..., бель..., зверь..., жиль...

Задание 4. Знакомство с буквой Ь.

Как кресло, мягкий — мягкий знак.

Присядешь — и не встать никак.

В. Ковшиков

На что похож Ь?

Взрослый объясняет ребенку, что указание на мягкость согласного — одна из главных задач Ь в русском языке. Буква Ь звук не обозначает.

Вместе с ребенком сравнить пары слов, обратив внимание на то, что с появлением Ь меняется смысл слова:

угол — уголь, вес — весь, ел — ель, ясен — ясень,

мел — мель, пыл — пыль.

Тема № 16

Звук и буква «И» .

Задание 1. Знакомство со звуком [И].

Взрослый загадывает ребенку загадку, просит ее отгадать, назвать первый звук в отгадке.

Не снег, не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

Взрослый объясняет: звук [И] — гласный, его можно петь (губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха); а для его обозначения используется красный кружок. Взрослый знакомит ребенка с символом звука [И]: ослик кричит: ИИИ...

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки». Взрослый произносит разные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладошки только в том случае, если услышит звук [И]:

и, п, м, и, и, в, и...

Задание 3. Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в образовании множественного числа имен существительных).

Утюг — утюги, сапог — ..., носок — ..., паук — ..., чулок — ..., замок — ...

Задание 4. Вспомнить вместе с ребенком имена девочек и мальчиков, начинающиеся со звука [И]:

Ира, Инна, Инга; Иван, Игорь, Илья.

Задание 5. Взрослый предлагает ребенку запомнить и повторить ряд слов. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах? Ира, индюк, игрушки, ива.

Задание 6. Отгадать загадки, назвать первый звук в слове-отгадке.

Всех на свете обшивает,

Что сошьет — не надевает. (Иголка)

Задание 7. Знакомство с буквой И.

Буква И — как три иголки.

Три иголки очень тонки.

В. Ковшиков

Январь

Тема № 17

Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К

Задание 1. Знакомство со звуком [К].

Дидактическое упражнение «Большой — маленький». Какой одинаковый звук в конце всех образованных слов?

рот — ротик, нос — ..., лоб — ..., стол — ..., пес —…

Задание 2. Фонетическое упражнение. Лягушка квакает: «Ква-ква...».

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [К]»: к, м, п, в, к...; ка, ма, па, ва; ак, ам...;

корова, мак, резина, рука…

Задание 4. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, придумать предложения с этими словами.

Посреди двора стоит копна —

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Мягкие лапки,

А в лапках — царапки. (Кошка)

Сто одежек,

Все — без застежек. (Капуста)

Не огонь, а жжется. (Крапива)

Не зверь, не птица,

Носок, как спица,

Летит — пищит,

Сядет — молчит. (Комар)

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он не знает. (Крот)

Задание 4. Добавить к целому слову последний звук [К]. Какое слово получилось?

Вол...(к), пол..., пар..., сто..., рыба..., лото..., моря..., завтра...

Задание 5. Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько звуков [К] в каждом слове, назвать место звуков [К] в них:

Кабачок, кубик, кусок, комок, каблук,

Задание 6. Знакомство с буквой К.

Клюв раскрыла буква К —

Хочет скушать паука. В. Ковшиков

Тема 18

Звуки [Г], [Г']. Буква Г.

Задание 1. Знакомство со звуком [Г]. Отгадать загадку:

Красные лапки,

Щиплет за пятки.

Кто это? (Гусь)

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»: м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...;

гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.

Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:

Голова на ножке,

В голове — горошки. (Горох)

Стоит под елкой крошка —

Только шапка да ножка. (Гриб)

Без рук, без топоренка

бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.

Задание 4. В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г']:

Галя и Гена едут на машине в гараж.

Гена идет в магазин за горохом.

Галя собрала красивый гербарий.

Гога — герой, он спас голубя от голода.

Задание 5. Знакомство с буквой Г.

Букву Г я не боюсь.

Г — не злой, а добрый гусь.

В. Ковшиков

Февраль

Тема 19

Звук «Д ». Буква «Д».

Задание 1. Знакомство со звуком [Д].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове-отгадке.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес —

И исчез. (Дым)

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д]»:

а, д, м, д, д, и, д; да, ду, ма, мы, до.

Задание 3. Подобрать к словам родственные. Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?

Друг (дружный, дружить...), дом (домовой, домашний...), дуб (дубовый, дубрава...), дым (дымоход, дымный...).

Задание 4. Образовать по образцу новые слова и ответить на вопрос (упражнение в словообразовании). Какой одинаковый первый звук во всех словах?

Дом — домок — домочек — домище;

дуб — ...; дым — ...; друг — ...

Задание 5. Знакомство со звуком [Д'].

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Д']»:

дь, мь, а, дь...; дя, мя, мю, ди...;

Дима, Вика, Маша, дело, деньги.

Задание 6. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Задание 7. Знакомство с буквой Д.

Д — с высокой крышей дом.

В этом доме мы живем. В. Ковшиков

Тема 20

Звуки «В». Буквы «В».

Задание 1. Знакомство со звуком [В].

Волк воет громко: ВВВВВ..., волк воет тихо: ввввв... (изменение силы голоса).

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [В]»: в, п, т, м, в, д...; ва, па, ма, вы...

Задание 3. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить эти слова на слоги:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят

В печке вязаной сидят. (Варежки)

Задание 4. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, определи первый звук в этом слове, составь с ним предложение».

Чик-чирик! К зернышкам — прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

Задание 5. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить слова на слоги:

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

Кругла, как шар,

Красна, как кровь,

Сладка, как мед. (Вишня)

Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (Ветер)

Задание 6. Знакомство с буквой В.

На букве В объеду весь свет,

Ведь буква В — велосипед. В. Ковшиков

Тема 21

Звук «З», буква «З»

Задание 1. Знакомство со звуком [З].

Взрослый предлагает ребенку подобрать рифму к слову майка (чайка, зайка), просит определить первый звук в слове зайка.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [З]»: з, м, б, в, з...; за, ба, га, зы...; зонт, коза, мама, бабуля,

Задание 3. Закончить слово слогами:

ЗА: ва..., ро..., гла..., еле..., гро...;

ЗЫ: ко..., ва..., гро..., бере..., арбу..., моро..., серви...

Подобрать слово к его началу:

ЗА:… мок,… бор,… вод,… гадка.

Задание 4. Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить слова на слоги, назвать одинаковый второй слог во всех этих словах:

музыка, козырек, пузырек;

казаки, фазаны, вокзалы.

Задание 5. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить слова на слоги, составить с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги.

По полю скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом —

Ушки торчком. (Зайка)

Свернешь — клин,

Развернешь — блин. (Зонт)

По земле ползет,

А к себе не подпускает. (Змея)

Что видно только ночью? (Звезды)

Задание 6. Знакомство со звуком [З'].

Взрослый просит ребенка ответить на вопрос и назвать первый звук в ответе: Когда на улице мороз, идет снег, замерзают реки? (Зимой.)

Задание 7. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [З']»: зь, мь, бь...; зя, зе, би...; зима, лето, зимородок, пила...

Задание 8. Взрослый произносит слова целиком и просит ребенка разделить их на слоги, назвать одинаковый второй слог в словах:

резина, низина, корзина, дрезина.

Тема № 22. Звук [Б]; буква «Б».

Задание 1. Дифференциация звуков [Б]. Назвать первый одинаковый звук в словах:

батон, булка, баранка

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопнуть в ладошки, если услышишь звук [Б]»:

п, б, б, п...; ба, па, по, бу...;

Задание 3. Боря, боты, папка, бабка, папа, баба...

Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги» (взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый произнесенный слог). Подумать, какое слово самое длинное?

Помидоры, папа, бабуля, подарок, бусы, бумага.

Задание 4. Дифференциация звуков [Б']. Назвать первый звук в словах:

бегемот, белка, бизон ([Б']).

Март

Тема № 23 Звук «Х». Буква «Х».

Задание 1. Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко —… (холодно).

Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько слогов в слове хобот? Какое слово длиннее (короче)? Назвать первый звук в словах:

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»: х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...;

хлеб, молоко, батон, мох, ухо...

Задание 3. Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 4. Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без… (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Зерно клюет,

Голосисто поет. (Петух)

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X']»: хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь…;

хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 6. Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 7. Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать. О. Гофман

На что похожа буква X?

Тема № 24 Звук и буква Ж

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи:

  • У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
  • У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?

Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

Задание 2. Знакомство со звуком [Ж].

Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:

ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...

Задание 5. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?

Эта..., гара..., чи..., черте..., мор...

Задание 6. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.

В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук)

Задание 7. Знакомство с буквой Ж. Ж похожа на жука, Только не жужжит пока.

Тема № 25. Звук и буква Ч

Задание 1. Дидактическое упражнение «Правильно ли это?». Взрослый читает предложения, а ребенок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.

Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу.

Задание 2. Знакомство со звуком [Ч].

Прослушать скороговорку. Какой звук часто слышится в ней?

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч]»: ч, п, к, ч...; ча, па, чу...; чай, мяч, палка, почка...

Повторить за взрослым серию слогов:

ча-чо-чу-чи, чу-чи-ча-чо...; ач-оч-уч-ич, ич-уч-ач-оч...

Задание 4. Отгадать загадки, назвать первый (последний) звук в отгадках.

Бумага есть, перо есть,

Да без них писать не будешь. (Чернила)

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте. (Часы)

Черный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (Грач)

Снизу камень, сверху камень,

Четыре ноги, одна голова. (Черепаха)

Задание 5. Знакомство с буквой Ч.

С арифметикой я в мире:

Ч похожа на четыре. В. Ковшиков

На что еще похожа буква Ч

Тема № 26. Звук и буква Ц

Задание 1. Взрослый просит ребенка подобрать к предложенным словам по одному слову в рифму.

Мостовая (автобусы, такси, трамваи).

Мышка (сыр, мясо, книжка).

Пес (лапа, шея, нос).

Задание 2. Знакомство со звуком [Ц].

Мама спит. Девочка просит детей не шуметь: «Ц! Ц! Ц! Тихо! Не шумите!» (Звук произносится отрывисто.)

Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ц]»: ц, п, ц, ц...; ца, фа, пу, цу...; цирк, цифра, курица, молоко, рука...

Задание 4. Закончить слово звуком [Ц]:

дворе..., молоде..., жиле..., певе..., плове..., ледене..., продаве...

Задание 5. Закончить слово слогом ЦА:

мельни..., води..., певи..., кури..., ули..., больни...

Задание 6. Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание ребенка на появление звука [Ц] в новом слове).

Дерево — деревце, блюдо — ..., болото — ...,

зеркало — ..., тело — ..., масло — ..., дело — ..., мыло — ...

Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

Явился в желтой шубке,

Прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)

Отгадать загадки, назвать последний звук в отгадках, разделить слова-отгадки на слоги, составить с ними предложения.

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец)

На гору бегом,

С горы кувырком. (Заяц)

Задание 8. Вспомнить как можно больше слов со звуком [Ц].

Задание 9. Знакомство с буквой Ц.

Что за хвостик на конце —

На конце у буквы Ц?

Этот хвостик не виляет,

Комаров не отгоняет.

О. Гофман

Апрель

Тема № 27 Звук и буква «Й».

Задание 1. Дидактическое упражнение «Как правильно?». Взрослый читает ребенку предложение. Ребенок слушает внимательно, определяет, правильно или неправильно произнесено предложение. Если допущена ошибка, то ребенок ее исправляет.

Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. Лошадь везет телегу. Мышка поймала кошку. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.

Задание 2. Знакомство со звуком [Й]. Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов и назвать последний звук в словах:

воробей, ручей, репей.

Задание 3. Закончить слово слогом. Какой одинаковый последний звук в первом слоге всех слов?

КА: май..., гай..., чай..., лай..., зай...

Задание 4. Отгадать загадки, определить место звука [Й] во всех словах-отгадках, разделить их на слоги, придумать с каждым словом предложение.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. (Чайник)

Вырос в поле, злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репей)

Задание 5. Вспомнить виды транспорта, в названиях которых есть звук [Й] (трамвай, троллейбус). Разделить слова на слоги, определить место звука [Й] в этих словах.

Задание 6. Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звука [Й]):

майка, чайка, гайка, диван;

глупый, молодой, большой, город.

Задание 7. Знакомство с буквой Й.

Вот И краткое, взгляни-ка. Три иголки, сверху нитка.

Тема № 28 Буква «Ь».

На что похож Ь?

Взрослый объясняет ребенку, что указание на мягкость согласного — одна из главных задач Ь в русском языке. Буква Ь звук не обозначает.

Вместе с ребенком сравнить пары слов, обратив внимание на то, что с появлением Ь меняется смысл слова:

угол — уголь, вес — весь, ел — ель, ясен — ясень,

мел — мель, пыл — пыль.

Тема № 29 Повторение алфавита.

Работа в прописях

Тема № 30 Звук «С».

Задание 1. Знакомство со звуком [С].

Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней? Везет Санька Соньку на санках.

Санки — скок, Саньку — с ног,

Сонька — бух в сугроб!

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»: с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...;

Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

Задание 3. Закончить слово слогами:

СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...;

СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....;

СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...

Задание 4. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Не говорит, не поет, А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. (Сом)

Под крышей — четыре ножки, На крыше — суп да ложки. (Стол)

Белый камень во рту тает. (Сахар)

Задание 5. Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:

самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница,

сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.

Задание 6. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С']»: сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...;

Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка…

Май

Тема № 31 Звук «П». Буква «П».

Задание 1. Знакомство со звуком [П].

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть ряд картинок с изображениями следующих предметов: чашка, тарелка, кастрюля, чайник, сковорода, и ответить на вопрос: каким словом можно назвать все эти предметы? (Посуда.) Какой первый звук слышится в слове посуда!

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [П]»: п, м, т, м, п...;

па, ма, мы...;

ап, оп, ум...;

Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик, Соня, Павлуша, Прокоп, Прокопушка, Ваня...

Задание 3. Взрослый предлагает ребенку прослушать слова, запомнить их, назвать одинаковый первый звук:

Петя, петушок, пирог, пила, пенал, песня.

Задание 4.

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Зубастый зверек

Грызет со свистом дубок. (Пила)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. (Петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом. (Подушка)

Задание 5. Знакомство с буквой П.

Тема № 32 Звук «Т». Буква «Т».

Задание 1. Знакомство со звуком [Т].

Взрослый просит ребенка отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Задание 2. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т]»:а, у, т, т, м, и...; та, то, ма, му, ты...; ам, ат, от, ум...

Задание 3. Взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов, выделив голосом звук [Т]: туфли, топор, трусики; самолет, самокат, парашют.

Задание 4. Взрослый предлагает ребенку назвать одним словом: автобус, самолет, самокат, метро, троллейбус, такси, трамвай (транспорт).

Определить место звука [Т] во всех этих словах, используя карточку и синий кружок. (Сколько звуков [Т] в слове «транспорт», где они стоят?)

Задание 5. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках:

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Кланяется, кланяется,

Придет домой — растянется. (Топор)

Задание 6. Знакомство со звуком [Т'].

Символ звука: часы тикают: тьтьть… (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 7. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Т']»:ть, и, мь, ть, а, ть...; тя, те, мя, ми; ать, оть, умь...

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Огромная кошка,

Вся шубка в полосках. (Тигр)

Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

Сколько по ней не иди —

Будет бежать впереди. (Тень)

Задание 9. Знакомство с буквой Т.

Т трудилась целый день.

Забивала гвозди в пень. О. Гофман

Похожие статьи:

Детский садИгра-это важно.

Похожие статьи:

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок...
Комментарии (0)