Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДетский садМетод проектов – как одно из условий познавательно-речевого развития.

Метод проектов – как одно из условий познавательно-речевого развития.

22 фев 2013 в 15:06
Раздел: Детский сад
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 2725
Поделиться:
Метод проектов – как одно из условий познавательно-речевого развития.
22 фев 2013 в 15:06
Раздел: Детский сад
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 2725
Поделиться:
Статья раскрывает пути внедрения проектной деятельности в образовательно-воспитательную практику.

Метод проектов – как одно из условий
познавательно-речевого развития.

 

В последнее время осваиваются новые формы дошкольного образования, разрабатываются новые технологии, осваиваются новые методики, новые нетрадиционные подходы к педагогическому процессу. Меня заинтересовала проектная деятельность, потому что она позволяет воспитателю решать множество психолого-педагогических проблем, при этом учитываются и возрастные особенности, и интересы ребят. Процесс совместной деятельности педагога и детей становится более увлекательным. Осуществление на практике метода проектирования позволяет очень интересно и главное эффективно решать важные задачи познавательно-речевого развития детей. При  отборе содержания проекта я опиралась на имеющиеся у детей потребности и интересы, особое внимание уделяла созданию условий для превращения детей в субъектов своей деятельности. Продумывала мотивацию, заранее моделировала проблемные ситуации, дети участвовали в  выдвижении ближайших и перспективных целей своей деятельности, предлагали различные варианты решения проблем, действовали преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на основе самостоятельно принятого решения. Доминирующими методами, используемые в работе над проектом  были игровые, творческие: придумать, сочинить и фантазировать; познавательные: экспериментирование, исследование и другие. Через объединения различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Например, проекты «Дымковская игрушка» и «Хохломской промысел». Здесь  знакомила детей  с народным промыслом практически через все виды деятельности детей и одновременно решала важные задачи нескольких разделов программы. Для развития речи изделия  народного промысла дает богатый материал:  составление описательных рассказов по игрушкам, рассказывание по картине, творческое рассказывание (фантазирование о характере игрушки), придумывание сказки, обогащение и активизация словаря по теме, составление альбома детских рассказов.

В узорах декоративных  росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность  в исполнении орнамента, знакомство с цветом, знакомство с формой. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Русское народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народным промыслом дополняла музыкальным воспитанием детей.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно-прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Художники  веками наблюдали мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, видели и чувствовали гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность, упорядоченность нашли отражение в узорах декоративных росписей. В них – изображения человека, и животных, и птиц, растительные узоры, орнаменты. Изделия народного промысла помогают понять и почувствовать, что человек – част природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

Ознакомление с народным промыслом дополняла и разделом программы «Ознакомление с художественной литературой»: заучивание стихов о Дымкове, русских потешек, которыми можно озвучивать дымковские игрушки, загадывание загадок, чтение специальной литературы. В работе с детьми по методу проекта я применяю такие формы организации педагогического процесса:
— занятия с включением проблемных ситуаций детского  экспериментирования;
— частичная интеграция (одна из направлений программы интегрируется с другим);
— полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми  разделами программы)
— комплексные блочно-тематические занятия.

При разработке занятий по реализации проекта для детей:
— используя алгоритм создания проблемной ситуации, определяла тему проекта и его цель;
— составила перспективный план продвижения к цели;
— сформулировала задачи и обсудила их с участниками проекта;
— продумала игры и другие виды деятельности.

Кроме детей, участниками проектов были как специалисты ДОУ, так и родители (им давала домашние задания, совместные занятия) Вся  семья, включая детей, получала задания на дом: прочитать нужную для работы сказку, вырезать подходящие картинки и наклеить их в альбом, повторить пальчиковую гимнастику или замесить соленое тесто.
На мой взгляд, эффект от внедрения любого рода проектной деятельности в образовательно-воспитательную практику ДОУ, колоссален. Это результат содействия всех составляющих педагогической системы, который приводит  к их полноценному и быстрейшему развитию.

Похожие статьи:

АлгебраРазвитие познавательного интереса у подростков на уроках математики

Похожие статьи:

Актуальность данной темы обусловлена тем, что личность ребенка должна выходить на первый план в образовательном процессе. Заказ школе на ближайшие годы определен Концепцией модернизации российского образования: ...
Комментарии (0)