Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДетский садВариативная часть в старшей группе "Весёлая азбука"
 

Вариативная часть в старшей группе "Весёлая азбука"

3 сен 2017 в 14:07
Автор: valentina
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 180
Поделиться:
Теги: буквы

Дополнительная часть к основной программе

Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5 — 6 лет «Весёлая азбука».

(Срок реализации программы 2017 – 2018 учебный год).

Воспитатель: Гуськова В. А.

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе авторской программы О. С. Ушаковой «Программа развитие речи дошкольников».

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)

Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Актуальность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Цель программы: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.

Задачи программы.

Образовательные:

    ·Формирование и развитие фонематического слуха

    ·Развитие произносительных умений

    ·Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией

    ·Знакомство со слоговой структурой слова

    ·Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения.

    ·Формирование умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения

    ·Расширение словарного запаса детей

    ·Формирование и развитие звуко- буквенного анализа

    ·Подготовка руки ребёнка к письму

Развивающие:

    ·Развитие слухового восприятия

    ·Развитие графических навыков

    ·Развитие мелкой моторики

    · Приобщение детей к художественной литературе

Воспитательные:

    ·Воспитание умения работать

    ·Воспитание самостоятельности при выполнении заданий

    ·Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

Особенности программы.

В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.

Особенности возрастной группы детей 5 – 6 лет.

В 4-5 летнем возрасте заметно увеличивается словарный запас детей за счёт слов, обозначающих свойства и качества предметов. К 5 годам словарный запас составляет около 2000 слов. Для детей этого возраста характерна неустойчивость произношения, когда ребёнок в одном звукосочетании правильно произносит звуки, а в другом — неправильно.

Вместе с тем дошкольники 5 лет отличаются особой чувствительностью, восприимчивостью к звукам речи.

У дошкольников 5 лет формируется осознание своих произносительных умений, поэтому работа по развитию фонематического слуха строится с учётом психических и физических особенностей детей и подготавливает ребёнка к следующему этапу — развитию звукобуквенного анализа.

В усвоении грамматического строя речи происходят значительные изменения: дети учатся согласовывать названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентироваться в окончаниях слов, начинают активно использовать предлоги.

Речь становится связной и последовательной. Происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развивается как диалогическая речь, так и монологическая. Дети могут участвовать в коллективной беседе, пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять рассказы по картинкам или используя игрушки.

Словарь ребёнка 5-6 лет растёт не только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами, антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.), слова, называющие материалы и их признаки (дерево -деревянный, стекло- стеклянный)

Совершенствуется грамматическая система языка. Дети используют в речи простые распространённые предложения, сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для названия одних и тех же предметов.

Дети умеют уже грамматически правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа; образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар- сахарница). Совершенствуют умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта., при описании предметов.

В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов, устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные. Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двух- трёх слов, определяют порядок слов в предложении.

    Способы и формы работы с детьми.

    üДидактические игры

    üФонематические упражнения

    üРабота с текстами

    üТеатрализация

    üРисование

    Режим занятий.

Программа ориентирована на детей 5-6 летнего возраста.

Срок реализации программы- 1 год.

Занятия будут проводиться 1 раз в неделю, будут включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию.

Длительность каждого занятия для детей данного возраста -25мин.

В группе 7 обучающихся.

Основные применяемые технологии:

    üЗдоровьесберегающие технологии

    üКомпьютерные (новые информационные) технологии

    üЛичностно-ориентированное обучение

Планируемые результаты освоения программы:

К концу учебного года ребёнок:

    — знает буквы русского алфавита;

    — пишет буквы русского алфавита в клетке;

    — понимает и использует в речи термины «звук» и «буква»;

    — определяет место звука в слове: в начале, в середине и в конце;

    — различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

    — пользуется графическим изображением звуков (гласные – красный квадрат, твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – синий квадрат;

    — умеет записывать слово условными обозначениями, буквами;

    — соотносит звук и букву;

    — пишет слова, предложения условными обозначениями, буквами;

    — определяет ударный слог, ударную гласную и обозначает соответствующим значком;

    — проводит звуковой анализ слова;

    — читает слова, слоги, предложения, небольшие стихотворные тексты;

    — правильно пользуется терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

    — составляет предложение из двух, трёх слов, анализирует его;

    — овладевает предпосылками учебной деятельности.

За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

В конце учебного года планируется провести открытое занятие для родителей.

Примерное комплексно – тематическое планирование.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Тема 1

Звук и буква « А»

Тема 2

Звук и буква «О»

Тема 3

Звук и буква «У»

Тема 4

Звук и буква «Ы»

Тема 5

Звук и буква «Э»

Тема 6

Звук и буква «Ш»

Тема 7

Звук и буква «Л»

Тема 8

Звук и буква «М»

Тема 9

Звук и буква «Н». Чтение слогов.

Тема 10

Звук и буква «Р». Чтение слогов.

Тема 11

Звук «Ф ». Буква «Ф».

Тема 12

Буква «Щ»

Декабрь

Январь

Февраль

Тема 13

Буква «Ю»

Чтение слогов

Тема 14

Буква «Е»

Чтение слогов.

Тема 15

Буква «Ё», «Я».

Чтение слогов.

Тема 16

Звук и буква «И»

Тема 17

Звук «К», буква«К».

Тема 18

Звук «Г ». Буквы «Г».

Тема 19

Звук «Д ». Буква «Д».

Тема 20

Звуки «В ». Буквы «В». Тема 21

Звук «З», буква «З»

Тема 22

Звук «Б». Буква «Б».

Март

Апрель

Май

Тема 23

Звук «Х». Буква «Х».

Тема 24

Звук и буква «Ж».

Тема 25

Звук и буква «Ч».

Тема 26

Звук и буква «Ц».

Тема 27

Звук и буква «Й».

Тема 28

Буква «Ь».

Тема 29

Повторение алфавита.

Работа в прописях.

Тема 30

Звук «С».

Тема 31

Звук «П». Буква «П». Тема 32

Звук «Т». Буква «Т».

Сентябрь

Дата

Тема

Цель

8сентября

Звук и буква «А»

Способствовать развитию звуко – буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением – красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

15сентября

Звуки буква «О»

Способствовать развитию звуко – буквенного анализа. Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением – красным квадратом. Вырабатывать умение определять место звуков «О» в словах и обозначать на схеме красным квадратом. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

22сентября

Звук и буква «У».

Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; развивать внимание, логическое мышление. Объяснить, как писать печатную букву «У», используя образец.

29сентября

Звук и буква «Ы»

Вырабатывать умение интонационно выделять в словах звук «Ы». Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука «Ы».

Октябрь

Дата

Тема

Цель

6октября

Звук и буква «Э»

Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением – красный квадрат. Познакомить с гласной буквой»Э» как письменным знаком звука «Э». Формировать навык написания печатной буквы «Э», используя образец. Закреплять умение соотносить звуки букву, писать гласные буквы «А», «О», «У», «Ы».

13октября

Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала.

Закреплять знания о гласных звуках и буквах «А», «О», «У», «Ы», «Э». Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов

20октября

Звук и буква «Л»

Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

Познакомить со звуком «Л» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение – синий квадрат. Показывать, как читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.

27октября

Звук и буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение.

Познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, развивать внимание мышление. Помогать осваивать понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадки. Объяснить, как интонационно выделять звук «М» в словах. Объяснять, как читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Познакомить с ударением и его обозначением.

Ноябрь.

Дата

Тема

Цель

3ноября

Звук и буква «Н»

Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат. Продолжать знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык интонационно выделять звук «Н» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Н».

10ноября

Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения.

Познакомить с согласным звуком «Р» и его условным обозначением – синий квадрат. Познакомить с буквой «Р» как письменным знаком звука «Р». Знакомить с тем, как писать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. Познакомить с условным обозначением предложения.

17ноября

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы.

Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово РОМА. Закреплять умение различать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Формировать звуковую аналитико – синтетическую активность. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

24ноября.

Буква «Я». Чтение слогов, слов, предложений.

Познакомить с гласной буквой «Я» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать букву «Я», читать слоги МА – МЯ, ЛА – ЛЯ, НА – НЯ, РА – РЯ. Познакомить детей с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением – зелёный квадрат. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать навык записи предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении.

Декабрь.

Дата

Тема

Цель

1декабря

Буква «Ю». Чтение слогов, слов.

Познакомить с буквой «Ю» как буквой, придающей мягкость согласным. Формировать умение писать печатную букву «Ю». Знакомить с тем, как писать печатные слоги и слова. Продолжать помогать детям осваивать дифференциацию гласных, согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков.

8декабря

Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений.

Познакомить с буквой «Е» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать печатную букву «Е». Познакомить с согласными «ЛЬ», «МЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением – зелёный квадрат. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

15декабря

Буква «Ё». Чтение слогов, слов.

Познакомить с буквой «Ё» как буквой, придающей мягкость согласным. Помогать осваивать написание печатной буквы «Ё». Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ». Знакомить с тем, как соотносить звук и букву. Формировать навык чтения слогов, слов.

22декабря

Звук и буква «И». Чтение слогов. Слов.

Познакомить с гласным звуком «И» и его условным обозначением – красный квадрат. Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Январь.

Дата

Тема

Цель

12января

Закрепление пройденного материала

Закрепить умение писать гласные «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И». Продолжать формировать умение читать слоги, различать твёрдость и мягкость согласных. Знакомить с тем, как писать слова МЯУ, МУ, ЮЛА, ЛИМОН. Вырабатывать умение читать предложение, определять первое, второе, третье слово в нём. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

26января

Звуки «Г – К», «К – КЬ». Буквы «Г», «К». Чтение слогов, составление и условная запись предложения.

Знакомить со звуками «Г – К» как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками «Г – ГЬ», «К – КЬ». Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат – твёрдые согласные, зелёный квадрат – мягкие согласные. Познакомить с буквами «Г», «К» как письменными знаками согласных звуков. Формировать навык написания печатных букв «Г», «К» сначала по точкам, а затем самостоятельно.

Февраль.

Дата

Тема

Цель

2февраля

Звуки «Д – ДЬ», «Т – ТЬ». Буквы «Д», «Т». Чтение слогов, предложений.

Познакомить со звуками «Д – Т» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «Д», «Т» как письменными знаками звуков «Д – Т», «ДЬ – ТЬ». Закреплять умение определять место звука в слове и отмечать его условным обозначением – синий квадрат, зелёный квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком.

9февраля

Звуки «В – ВЬ», «Ф – ФЬ». Буквы «В», «Ф». Чтение слогов, предложений.

Познакомить детей со звуками «В — Ф» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «В», «Ф» и звуками «В – ВЬ», «Ф – ФЬ». Вырабатывать навык написания печатных букв «В», «Ф» сначала по точкам, а потом самостоятельно. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

16февраля

Звуки «З – ЗЬ», «С – СЬ». Буквы «З», «С». Чтение слогов, слов.

Познакомить со звуками «З – С» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «З», «С» и звуками «З – ЗЬ», «С – СЬ». Вырабатывать умение писать печатные буквы «З», «С». Знакомить с тем, как читать слоги с «З» + 10 гласных, «С» +10 гласных, читать слова. Формировать навык отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое мышление.

23февраля

Звуки «Б – БЬ», «П – ПЬ». Буквы «Б», «П». Чтение слогов, слов, предложений.

Познакомить с буквами «Б – П» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «Б», «П» и звуками «Б – БЬ», «П – ПЬ». Вырабатывать умение писать печатные буквы «Б», «П», а также читать слоги «Б»+10 гласных, «П»+10 гласных. Совершенствовать навык чтения слов и предложений. Знакомить с тем, как отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Помогать осваивать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Март.

Дата

Тема

Цель

2марта

Звуки «Х – ХЬ». Буква «Х». Чтение слогов, слов, предложений.

Познакомить с печатной буквой «Х» и звуками «Х – ХЬ». Формировать умение писать печатную букву «Х». Знакомить с тем, как читать слоги с буквой «Х»+10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Помогать детям осваивать подбор к картинке соответствующего текста.

16марта

Звуки и буквы «Ж», «Ш». Чтение слогов, слов.

Продолжать знакомить с тем, как работать со схемами слов. Познакомить со звуками «Ж – Ш» — звонкими и глухими. Познакомить с условным обозначением звуков «Ж – Ш» — синий квадрат ( как звуками, которые всегда твёрдые). Познакомить с печатными буквами «Ж», «Ш». Формировать навык написания печатных букв «Ж», «Ш», а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов.

23марта

Звуки и буквы «Ч», «Щ». Чтение слогов, предложений.

Познакомить со звуками «Ч – Щ» как глухими согласными, мягкими согласными. Закрепить умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков «Ч – Щ» — зелёный квадрат. Познакомить с печатными буквами «Ч», «Щ». Вырабатывать умение писать печатные буквы «Ч», «Щ». Формировать навык чтения слогов, небольших текстов. Закрепить умение проводить фонетический разбор слов БЫЧОК, БОЧОК.

30марта

Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текстов.

Познакомить с согласным звуком «Ц». Формировать умение интонационно выделять звук «Ц» в словах. Познакомить с печатной буквой «Ц» как письменным знаком звука «Ц». Вырабатывать навык написания печатной буквы «Ц». Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, память. Вырабатывать умение понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Совершенствовать навык чтения.

Апрель.

Дата

Тема

Цель

6апреля

Звук и буква «Й». Чтение слогов, стихотворных текстов.

Познакомить с мягким согласным звуком «Й» и его условным обозначением – зелёный квадрат. Познакомить с печатной буквой «Й» как письменным знаком звука «Й». Вырабатывать умение писать печатную букву «Й». Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами.

13апреля

Буква «Ь». Чтение слов, стихотворных текстов.

Познакомить с буквой «Ь» е её смягчающей функцией. Вырабатывать умение писать печатную букву «Ь». Совершенствовать навык чтения. Помогать осваивать написание слов. Продолжать знакомить с тем, как соотносить слово с его графическим изображением.

20апреля

Буква «Ъ». Чтение слов, стихотворных текстов.

Познакомить с печатной буквой «Ъ». Формировать навык написания печатной буквы «Ъ». Совершенствовать навык чтения.

27апреля

Закрепление пройденного материала. Чтение слогов, слов, предложений.

Продолжать вырабатывать умение писать названия предметов, читать слова и дописывать подходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Знакомить с тем, как разгадывать ребусы.

Май.

Дата

Тема

Цель

4мая

Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам.

Способствовать развитию звуко – буквенного анализа. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов.

11мая

Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения.

Познакомить с алфавитом. Закреплять умение писать пройденные буквы, звуковую аналитико – синтетическую деятельность как предпосылку обучения грамоте.

Список литературы

Литература педагога для реализации программы.

    ·Программа авторской программы О. С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников»

    ·О. С. Ушакова «Развитие звукобуквенного анализа у детей у детей 5-6 лет»

    ·Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте. Автор – составитель А.В. Аджи. ТЦ «Учитель». Воронеж 2009

    ·Тетрадь с заданиями для развития детей Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Т., Щербинина С. В. «Рисуем по клеточкам».

Похожие статьи:

Начальная школаАля, Кляксич и другие

Похожие статьи:

[Аля, Кляксич и буква А]
Комментарии (0)