Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДиректору и завучуПоложение об учебном сетевом (телекоммуникационном) проекте
 

Положение об учебном сетевом (телекоммуникационном) проекте

6 ноя 2013 в 12:47
Автор: Helen
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2292
Поделиться:
С введением в жизнь новых стандартов образования, учителя школы стали все более активно применять метод учебных сетевых (телекоммуникационных) проектов.С введением в жизнь новых стандартов образования, учителя школы стали все более активно применять метод учебных сетевых (телекоммуникационных) проектов. Не смотря на достаточно большое количество ресурсов для организации данного вида работы, фактической экспертизы по созданным и проводимым проектам не осуществляется, что, по большому счету, является недопустимым. В связи, с чем появилась необходимость проведения внутренней (школьной) экспертизы учебных сетевых проектов, организуемых учителями. Результатом работы в данном направлении явилось «Положение об учебном сетевом (телекоммуникационном) проекте» и создание экспертной группы по оценке проектов.
Технически работа по оценке сетевого проекта выглядит так:
  1. Учитель подает заявку на оценку проекта: для этого ему необходимо предоставить документацию по проекту и ссылку на сайт.
  2. Протокол экспертной комиссии по оценке учебного сетевого проекта располагается в сети, например, на Google диск.
  3. Председатель открывает доступ к протоколу членам экспертной комиссии, которые в течение 2 дней проводят оценку проекта.
  4. При необходимости протокол распечатывается и подписывается комиссией.
В результате оценка проекта происходит оперативно и независимо каждым из экспертов.

ПОЛОЖЕНИЕ
об учебном сетевом (телекоммуникационном) проекте

1.     Общие положения.
1.1.   Настоящее Положение устанавливает правила реализации МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики» учебных сетевых (телекоммуникационных) проектов.
1.2.   Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.
1.3.   Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы:
  • Федеральный Закон Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании» в редакции от 18.07.2011.
  • Приказ Министерства образования и науки российской Федерации №137 от 06.05.05 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
  • Федеральный Закон о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий № 11-ФЗ от 28 февраля 2012 года.
2.     Цели и задачи.
2.1.   Целью использования учебных сетевых проектов является:
  • Формирование единого образовательного пространства школы средствами Интернет-технологий.
  • Стимулирование интереса школьников к знанию и умение практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.
  • Формирование предметных и надпредметных компетентностей на основе информационных коммуникационных технологий.
  • Повышение мотивации обучающихся к расширенному изучению предметов.
2.2.   Использование учебных сетевых проектов способствует решению следующих задач:
  • Создать условия, стимулирующие активную деятельность школьников в сфере использования информационных технологий и освоения ими современных инструментов и способов сетевого поиска, общения и взаимодействия.
  • Стимулировать интерес педагогов и обучающихся к использованию информационно-коммуникационных технологий для целей обучения, развития, социальной активности.
  • Ввести в образовательную практику современные способы социального взаимодействия с использованием телекоммуникационных технологий.
  • Развитие сетевой активности обучающихся, формирование у них навыков исследовательской работы, систематизации и структурирования информации.
  • Формирование у обучающихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления обучающихся в ходе сетевого проекта.
  • Развитие образовательных программ и методик, основанных на проектной деятельности учащихся; содействие их широкому распространению в образовательной системе.
  • Поддержка педагогов, использующих информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
2.3.   Основными принципами применения учебных сетевых проектов является:
2.3.1.      Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе, форумы, электронная почта, блоги и так далее).
2.3.2.      Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

3.     Требования к учебному сетевому проекту.
Являясь уникальным интеллектуальным продуктом, сетевой образовательный проект вместе с этим должен иметь определенную структуру:
3.1.   Название: краткое, яркое, отражает суть, цель, особенность проекта.
3.2.   Авторы, координаторы, администраторы, организаторы: указаны полностью ФИО, место работы, должность (регалии), контактный e-mail (и/или телефон). Общее количество авторов проекта (с учетом координаторов, администраторов, организаторов) не более 4 человек.
Координация проекта должна быть четкой, но учитывающая индивидуальные особенности участников.
  • Автору проекта необходимо продумывать обратную связь между ним и участниками проекта.
  • Координатору проекта необходимо информировать участников о получении задания.
  • Координатору необходимо соблюдать корректность при оформлении заданий. Следить за четкостью и однозначностью формулировок.
  • Информировать о проекте не позднее, чем за 2 недели до его начала.
  • При разработке проекта тщательно планировать связь с реальной жизнью.
  • Сайт проекта должен появиться до начала проекта, а не во время или после его проведения.
3.3.   Цитата, лозунг, девиз и т.п.
3.4.   Аннотация:
3.4.1.     Содержит краткое обоснование выбранной темы с точки зрения ее актуальности, перспективности.
3.4.2.     Включает по одному-два предложения, отвечающих на вопросы:
3.4.3.     Аннотация должна быть яркой. Её цель – привлечь внимание к проекту.
3.5.   Цели и задачи. Тип проекта.
Типы проектов:
  • Практико-ориентированный проект. Цель проекта решение практических задач, поставленных организатором проекта. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства, он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и др.
  • Исследовательский проект. Цель проекта доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
  • Информационный проект. Цель проекта сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее организатору для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
  • Творческий проект. Цель проекта привлечение интереса обучающихся к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видео фильмы.
  • Игровой или ролевой проект. Цель представление опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
3.6.   Условия участия в проекте.
3.7.   Условия регистрации. На этапе регистрации указать, какую информацию должна содержать регистрационная анкета.
  • Название команды
  • ФИО учителя (координатора, директора)
  • Территория
  • Учебное заведение
  • Класс
  • Адрес размещения проектной работы
  • прочее
3.8.   Сроки реализации проекта: указать начало/конец всего проекта
  • Сроки проведения не более 3-х месяцев.
  • Учитывать при формировании сроков, что в каникулярное время учащиеся, как правило, не могут (да и не должны) принимать участие в проекте.
  • Необходимо оставлять время между этапами для поведения итогов и рассылки заданий нового этапа.
  • Желательно, чтобы сроки проведения проекта соответствовали учебному плану по предмету или событиям, которые описываются в проекте.
3.9.   Этапы проведения проекта: расписать каждый этап – указать:
  • сроки начала/окончания этапа,
  • сроки отправки заданий, приема выполненных работ,
  • задачу этапа, суть работы,
  • виды деятельности на каждом этапе,
  • критерии оценки результатов или когда они будут направлены участникам,
  • когда и в какой форме будут подведены итоги этапа.
При определении структуры проекта придерживаться следующих рекомендаций:
  • Не "утяжелять" проект большим количеством этапов. Количество этапов должно быть разумно, обосновано.
  • Все этапы связаны одной целью, т.е. решая задачи каждого этапа, последовательно приближаемся к решению главной цели.
  • Предусмотреть приемлемые для данного возраста способы оформления результатов.
  • Указаны технические и программные средства, необходимые участникам проекта на каждом этапе.
3.10.   Формирование экспертной группы для оценивания работ участников проекта. При определении состава экспертной группы и при организации ее работы выполняются следующие требования:
  • эксперт должен обладать высокой квалификацией, иметь широкий кругозор;
  • эксперт должен быть объективным и независимым, не иметь прямой или косвенной связи с участниками проекта, проводить экспертизу всесторонне и в полном объеме;
  • эксперт должен вступать в деловое общение только с авторами проекта;
  • эксперт должен обладать твердостью убеждения в своей правоте, отстаивать принимаемые решения вопреки возможному воздействию, уметь предвидеть последствия своих действий;
  • эксперт должен осуществлять экспертную оценку в отведенные для этого сроки, сроки экспертной проверки – не более 7 дней;
  • каждый этап проекта оценивают не менее 2-х экспертов.
3.11.   Критерии оценивания работ участников проекта.
  • Критерии оценки результатов составлены в соответствии с целями этапа (проекта).
  • Необходимо предоставлять критерии оценки каждого этапа участникам проекта заранее, лучше всего вместе с заданием.
  • Оценивать согласно заявленным критериям, не добавлять баллы командам за то, что не было предусмотрено на данном этапе.
  • При неверной оценке организаторами проекта предполагаемых результатов или в случае существенного «перевыполнения» какими-то участниками заданий, учитывать первоначальные критерии и не давать за перевыполнение балл соизмеримый, а тем более больший, чем максимальная заявленная оценка.
  • Предпочтение (бальное) отдавать тем критериям оценки этапа, которые оценивают работу ученика, а не учителя.
3.12.   Формы взаимодействия участников проекта: организация обратной связи.
3.13.   Результаты проекта. Награды, призы.
  • Знакомить участников с результатами выполнения каждого этапа не позднее чем через неделю после его проведения
  • Выставлять вместе с результатами викторины или олимпиады правильные ответы на вопросы.
  • Знакомить участников с материалами, присланными другими участниками проекта.
  • Помещать на сайте проекта лучшие работы или знакомить с ними участников после прохождения этапа.
3.14.  Возможное продолжение/развитие проекта.
И, самое главное, проект должен быть интересен для заявленной категории участников.

4.     Критерии оценивания учебного сетевого проекта.
4.1.   Максимальное количество баллов 130. Учебные сетевые проекты, набравшие по решению экспертной комиссии, менее 40 баллов не допускаются к реализации.
4.2.   Учебные сетевые проекты, набравшие 105 баллов и более:
  • рекомендуются к повторному проведению;
  • могут быть рекомендованы к участию в конкурсах;
  • авторам проекта может быть рекомендовано участие в обобщение педагогического опыта по внедрению учебных сетевых проектов.
4.3.   Каждый критерий оцениваются по пятибалльной шкале:
  • полностью соответствует – 5 баллов;
  • соответствует в большей степени – 4 балла;
  • соответствует частично – 3 балла;
  • соответствует в меньшей степени – 1 балл;
  • не соответствует – 0 баллов.
4.4.   Общая характеристика проекта (тема, цели, план, ресурсы):
4.4.1.     Проект четко ориентирован на требования государственных образовательных стандартов и требует тщательного и глубокого понимания ключевых концепций, оригинального мышления и объединения концепций внутри и между дисциплинами.
4.4.2.     Основополагающий вопрос (ОВ) проекта затрагивает несколько предметных областей и несколько тем внутри одной предметной области.
4.4.3.     Проблемные вопросы (ПВ) отражает основное содержание того, что школьники должны изучить.
4.4.4.     Учебные вопросы поддерживают и обеспечивают понимание ОВ и ПВ. Они прямо обращаются к целям и стандартам изучаемой темы.
4.4.5.     Вопросы, направляющие проект, ориентированы на организацию учебно-исследовательской деятельности и носят проблемный характер.
4.4.6.     Наличие самостоятельных исследований учащихся.
4.4.7.     Выбранные цели и задачи проекта  четко сформулированы, ясно изложены, согласуется с содержанием стандартов и поддерживаются направляющими вопросами.
4.4.8.     План организации проектной деятельности содержит характеристику, описание этапов и мероприятия по их реализации (учебные практики, объем и последовательность заданий для учащихся), методическое и ресурсное обеспечение, сроки, ответственных и т.п.
4.4.9.     Тема, цели, задачи проекта соответствуют возрастным особенностям участников и сформулированы доступным для учащихся языком.
4.5.   Использование информационных технологий для поддержки проекта:
4.5.1.     Выбрана адекватная среда или ИКТ-средства (wiki, блог, сайт, google-группы, SMART-технологии и т.п.) для организации взаимодействия школьников между собой и с социальными партнерами, для организации обратной связи с учителем и рефлексии учащихся.
4.5.2.     Эффективно используются социальные сервисы Web 2.0 для визуализации содержания учебного материала, способов деятельности и представления результатов исследования.
4.5.3.     Интеграция информационных технологий, ориентация на требования государственных образовательных стандартов.
4.6.   Планирование оценочной деятельности:
4.6.1.     Методы оценивания ясно и полностью соотносятся со всеми выбранными стандартами и целями обучения.
4.6.2.     В проекте представлен график проведения процедуры оценивания (формирующего и итогового).
4.6.3.     Оценивание планируется на каждом этапе работы. Описаны критерии оценивания на каждом этапе проекта (как индивидуальной, так и коллективной деятельности учащихся).
4.6.4.     Выбранные технологии предполагают активное участие участников проекта в процедуре взаимооценивания и/или самооценивания.
4.6.5.     Критерии оценивания должны быть доступными и понятными для всех учащихся и их родителей.
4.7.   Работа учащихся:
4.7.1.     Работа, которую ученики выполняют в данном проекте, является значимой и имеет сходство с работой, выполняемой в реальной жизни.
4.7.2.     Проект учитывает образовательные стандарты, на которых основан выбор учебной темы и темы проекта, через следующие действия: сопоставлять и выбирать различные учебные действия с информацией (поиск, применение и представление учеником информации, её преобразование, использование и хранение, проверка достоверности и т.п), владеть логическими действиями и т.д.
4.7.3.     Проект ориентирован на приобретение учениками опыта сетевого взаимодействия по коллективной разработке проекта.
4.8.   Качество сопровождения проекта со стороны координатора проекта:
4.8.1.     Разработаны авторские электронные методические и дидактические материалы, направленные на повышение качества образовательных результатов участников проекта и реализацию инновационных педагогических технологий и принципов дифференцированного обучения.
4.8.2.     Учащиеся обеспечены вспомогательными ресурсами. Разнообразие информационных источников, предложенных учащимся для использования в их учебных исследованиях.
4.8.3.     Степень подготовки УМП для практического использования.
4.9.   Модерация проекта, направленная на соблюдение учащимися норм и правил сетевого этикета:
4.9.1.     В проекте организована работа по упорядочиванию содержащейся информации, контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения.
4.10.  Практическая значимость проекта:
4.10.1. Проект и его результаты имеют практическую значимость.
4.11.  Соблюдение авторского права, наличие ссылок на используемые ресурсы в материалах проекта:
4.11.1. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав. Автор проекта продумал защиту своих прав на создаваемые в рамках проекта электронные публикации

5.     Формирование экспертной комиссии.
5.1.   Для оценивания учебных сетевых проектов школа формирует экспертную группу.
5.2.   В состав экспертной комиссии входят:
  • Заместитель директора по УВР, отвечающий за использование дистанционных образовательных технологий.
  • Учителя, отвечающие за техническую реализацию дистанционных образовательных технологий.
  • Учителя, отвечающие за обучение и консультирование учителей, внедряющих учебные сетевые проекты в воспитательно-образовательный процесс.
  • Руководитель методического объединения, рекомендованный методическим советом.

Похожие статьи:

Начальная школаУмение работать с информацией как планируемый результат обучения младшего школьника

Директору и завучуВнедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс школы

Похожие статьи:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением, формирование устойчивой потребности коллектива в получении управленческой информации, в диагностических материалах, в данных, обеспечивающих...
Человек работает с информацией на протяжении всей жизни.Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности лич­ности.   ...
Комментарии (0)