Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДиректору и завучуПрофессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы.
 

Профессионально-педагогическая культура педагога как основа формирования системы здоровьесозидающего пространства школы.

18 дек 2015 в 17:19
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 550
Поделиться:

В статье раскрывается сущность здоровьесбережения и создания здоровьесберегающего пространства, рассматриваются вопросы использования современных здоровьесберегающих технологий для улучшения физического и психологического здоровья детей.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни.

В современных условиях проблема здоровья детей с ОВЗ приобретает глобальный характер. Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление, культивирование здорового образа жизни. Обучение в школе — серьезная нагрузка для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому воспитателю работающему с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению — характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия осуществления воспитательного процесса — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Внедрение в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития. В современных условиях предъявлено требование не только сохранения, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса); учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Классные часы, диспуты: «Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», ежедневная утренняя зарядка, сбалансированное 5-ти разовое питание, уроки физкультуры, ЛФК, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Для формирования здорового образа жизни использую различные формы работы по профилактике вредных привычек, по пропаганде здорового образа жизни: интерактивные беседы, например, «Что имеем — не храним», уроки здоровья: «Эмоции и здоровье», «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты», деловые игры, практикумы: «Здоровый образ жизни», «Вредным привычкам скажем «НЕТ», «Режим дня или как все успеть», мини-лекции: «Что такое здоровье?», «Природа гриппа и ОРВИ и о способах профилактики этих болезней», викторина «Мы выбираем здоровый образ жизни». Провожу тестирование, анкетирование: «Мое отношение к здоровому образу жизни», диалоги с элементами игры, анализ конкретных ситуаций, например, «Привычки человека», что активизирует внимание учащихся к рассматриваемым темам, учит воспитанников самим находить выход из данных ситуаций.Обсуждение памяток по сохранению здоровья, о действиях при чрезвычайных ситуациях и составление памяток самими учащимися – один из эффективных приемов работы, здесь дети увлеченно включаются в коллективную творческую работу:

«Памятка для модников и модниц»

«Какие меры нужно принимать при отравлении»

«Какие меры нужно принимать при ожогах»

«Какие меры нужно принимать при обморожении».

Оздоравливающему эффекту способствует правильно организованная подготовка воспитанников к урокам ( самоподготовка), где учитываются мною:

— психологический климат, положительный эмоциональный настрой (отсутствие внешних монотонных неприятных раздражителей);

— гигиенические условия: нормальная температура в классе и свежесть воздуха; рациональное освещение;

— правильная посадка учащихся;

— различные виды проверки выполнения домашнего задания(чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы);

--проведение физкультминуток и других оздоровительных моментов: дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массажа активных точек, различных физических упражнений: для глаз: «Пчела», «Звезда», «Восьмерка», упражнений для рук: «Аист», «Ворона», упражнений для ног: «Парашютист»; упражнений для позвоночника: «Спина», «Ножницы» и др.

Эмоциональной разрядкой на самоподготовке являются улыбка, шутка, юмористическая картинка, пословица, поговорка, загадка.

Во время прогулок дети любят проводить подвижные игры с предметами и без них: «Хитрые пятнашки», «Скакалка-подсекалка», «Коршун», «Анаконда», «Колобок», «Блуждающий мяч», «Черная палочка», «День и ночь».

Активизация физической деятельности воспитанников проявляется в их участии во всех, проводимых в школе-интернате, спортивно-оздоровительных мероприятиях: Дни здоровья, Осенний кросс, Спартакиада, соревнования по баскетболу и футболу, конкурс песни. Все учащиеся посещают школьные спортивные объединения. Воспитанники группы являются не только постоянными участниками, но и призёрами спортивных мероприятий. В процессе двигательного творчества воспитанники получают возможность личностного самовыражения. Игры снимают напряжение, возникающее в процессе учебных занятий. Они являются одним из самых доступных, эмоциональных действенных средств физического развития. В подборе игр учитываю не только возрастные, но и психо-физические особенности учащихся.

С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, важное место на внеклассных занятиях уделяю проведению физкультминуток, для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе использую следующие виды физминуток:

1. Оздоровительно- гигиеническая.

2. Двигательно – речевые.

3. Подражательная.

4. Физкультурно-спортивная.

5. Танцевально-ритмическая.

6. Тематические физминутки.

Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.

Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.

Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:

во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и

во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.

В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся. В своей работе стараюсь так организовать воспитательную деятельность, чтобы воспитанник обладал «навыками» управления здоровьем в собственной жизни, чтобы воспитанник после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.

Похожие статьи:

Начальная школа"Формирование здорового образа жизни в условиях санаторно - лесной школы"

Детский садМетоды здоровьесберегающего воспитания и развития детей дошкольного возраста

АлгебраИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

ФизкультураЗдоровьесберегающие технологии новые аспекты внедрения

Иностранный языкПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Похожие статьи:

В статье, посвященной моей теме самообразования, освещены вопросы здоровьесбережения в условиях санаторно-лесной школы с круглосуточным пребыванием детей коренной национальности...
«здоровье — не все, но все без здоровья – ничто» говорил древнегреческий философ Сократ...
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Данная статья поможет начинающему педагогу выстроить свою систему преподавания предмета, применяя здоровьесберегающие технологии...
В организации учебного процесса основной формой был и остаётся урок, где должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной задачи.Цель данной работы – представить здоровьесберегающие технологии, применяемые мною в образовательном...
Комментарии (0)