Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДиректору и завучуПуть к успеху!
 

Путь к успеху!

22 апр 2013 в 09:07
Автор: Галя
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2324
Поделиться:
Путь к успеху!
22 апр 2013 в 09:07
Автор: Галя
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2324
Поделиться:
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.      
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Результатом образовательной деятельности должна выступать успешность обучающихся

Путь к успеху или все в твоих руках!

Успех не станет разыскивать тебя.
Ты сам должен его искать.
У. Брайан.
 
             В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.      
           Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Результатом образовательной деятельности должна выступать успешность обучающихся.         
         Успешность — это способность человека добиваться успеха в течение длительного времени. При этом значимым критерием оценки результативности учебно-воспитательного процесса должна рассматриваться динамика личностных достижений обучающихся, в чем и заключается принципиальное отличие новых стандартов, где  целью является не предметный, а личностный результат.   
          Понимая, что важна, прежде всего, личность самого обучающегося  и происходящие с ней в процессе образования изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе, образовательный процесс в прогимназии «Сообщество» строится на основе принципа воспитания успехом. Успех обучающегося – необходимая часть его самовоспитания. Вся ответственность в достижении успехов лежит на ученике, образовательное учреждение  же создаёт условия для многообразной универсальной деятельности, где каждый обучающий, самоопределяясь, находит себе место, добивается успеха  в соответствии своих способностей, его личных усилий. Мы убеждены в том,  что обучающий  должен расти в условиях принятия сообществом его личных усилий, даже если эти усилия очень малы.
     Уровень  личностных достижений обучающихся зависит от степени участия его в жизни прогимназии.  Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, воспитательной работы, а также программ дополнительного образования,      
   Личностные  результаты  обучающихся в учебной  и внеучебной деятельности  рассматриваются  в трех  показателях:
образовательная самостоятельность, подразумевающая  умения обучающегося  создавать средства  для  собственного  продвижения, развития;
образовательная  инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение  создавать  необходимые для собственного  развития ситуации и адекватно их реализовать;
образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных  ситуациях     
   Главная  цель педагогов — помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста.
    Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной системы успешности младшего школьника «Путь к успеху или все в твоих руках!», выстроенной педагогическим коллективом в течение длительного времени.
     Система успешности  построена  на  методах, направленных на выработку навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, умений, обеспечивающих процесс проектирования собственного личностного развития:
1.Умение диагностировать и анализировать состояние своей учебно-познавательной деятельности.
2.Умение планировать и конструировать процесс своей учебно-познавательной деятельности.
3.Умение организовать осуществление своей учебно-познавательной деятельности в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.
4.Умение оценивать свою учебно-познавательную деятельность и ее результаты с выходом в рефлексивную позицию.
5.Умение корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.
     Основными  принципами системы являются:
Личностный подход в воспитании: признание личности высшей ценностью, уважение уникальности, отношение к  обучающемуся как субъекту деятельности.
Деятельностный подход: воспитание возможно только через включение в деятельность.
Гуманистический подход в воспитании: уважение мнения обучающегося, создание психологического комфорта.
Дифференцированный подход к воспитанию обучающихся: отбор содержания, форм и методов в соответствии с возрастными особенностями.
Адаптивный подход: каждому обучающемуся  дело по душе, по силам, по возможностям.
Воспитание на успехе:  помочь каждому обучающемуся  быть успешным.
   При построении системы успешности мы постарались учесть основное содержание оценки личностных результатов в контексте ФГОС и ответить на следующие вопросы: с какой целью оценивать достижения, что важно в первую очередь оценивать, как лучше обеспечить объективность оценок.
Был определен свод  правил:
1-е правило — каждый участник имеет право   на проявление собственной активности;  на выбор деятельности по интересам;   на уважение своего человеческого достоинства;
 2-е правило — учитывается «успехом» любое участие  обучающегося  в разных видах деятельности;
3-е правило — родители не только имеют право на информацию о системе успешности достижений, но и владеть такими средствами, которые бы позволяли самому обучающемуся и родителям прослеживать динамику личностных достижений, (успешности);
4-е правило — самооценка обучающегося  предшествует учительской «оценке».
5-е правило — фиксация результатов может происходить различными способами: электронный вариант, копилка успехов, листы достижений и др.;
6-е правило: каждый участник обязан достойно вести себя при любых обстоятельствах; уважать взгляды и убеждения других участников.
7-е правило -  каждый участник  знает максимальное количество успехов, которые может набрать обучающийся  и минимальное количество успехов за неделю для коррекции  и совершенствования  своей  деятельности.
      
Система успешности состоит  из 4 этапов:
Этап
Содержание
Действия
1 этап
Подготовительный

Задача:
погружение в оценочное пространство.
Принятие и освоение новой социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности 

Ознакомление  обучающихся, родителей с  комплексной моделью успешности «Хочешь быть  успешным,  будь им!» (см. приложение  №1).
Ознакомление  обучающихся, родителей  с  видами, критериями, показателями успешности (см. приложение №2).

2 этап
Основной
«Выбирай, твори и делай!»
 
Задача: реализация собственных планов, интересов в различных сферах деятельности.
Поиск и установление личностного смысла на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов, выполнение решения поставленных задач, направленных на реализацию собственного плана

Ознакомление  обучающихся     с «Поляной  дел»   на  четверть.
Составление обучающимися собственной «Дорожки выбора»  дел.
Вручение успехов разной цены за участие, призовые места.

3 этап
Рефлексивный  «Портфолио моего успеха»
 
Задача: Восстановление  и осмысление  собственного продвижения, определение задач для дальнейшего продвижения.
 
Развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.

Подсчет и фиксирование успехов   за четверть  по критериям  в  портфолио достижений.
Заполнение мониторинга достижений обучающихся через самоанализ  и самооценку собственных достижений (по уровням):

     1-й уровень:  Деятельность обучающегося  по добросовестному выполнению поручения (формирует добросовестность к порученному делу).
     2-й  уровень:   Выполнение общественных поручений, при которых  обучающийся  сам находит и использует некоторые способы его осуществления (формирует навык самоконтроля и требовательности к себе).
     3-й  уровень:   Обучающийся  сам выбирает дело и определяет пути его выполнения (характеризуется творческое отношение ребенка к конкретному делу).


Составление карты достижений обучающегося за  учебный год технология «Картография» (см. приложение №3)

      Наибольшая сумма успехов (общая копилка) дает право носить звание «Самый, самый классный класс», а классный руководитель — «Самый, самый классный руководитель».
4 этап
Аналитический
Задача: фиксация достижений.
 
Развитие  способности к оценке действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы, доброжелательности  и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
4.1.Работа Совета Мудрейших
4.2.Планета звезд

Выявление «Пятерки» активных обучающихся  в четверти:

Поздравления  и вручение «Дарика» на   линейке.
Помещение  фотографий  активных обучающихся на  «Планету звезд».

4.3.Церемония  награждения «Самоцветы»
   Награждения активных обучающихся (десятка), родителей на торжественной церемонии в конце года в соответствии с Положением о церемонии награждения.
«Книга Достижений»
       Занесение  результатов достижений  участников образовательного процесса  образовательного учреждения в книгу – летопись.
2-3 этапы, 4.1., 4.2. повторяются каждую четверть.
  
   Включенность обучающихся  в различные виды деятельности фиксируется разными способами: «Успех», «Дарик», «Бук», сертификат (приложение №2).
   Определенный способ фиксации личностных достижений показывает обучающимся  его продвижение вперед, позволяет сделать оценку работы оптимистичной, закрепить уверенность в своих возможностях. А уверенность в успехе рождает интерес у обучающихся  к учению, стремление к познанию.
   Результаты  личностных  достижений обучающихся  образовательного учреждения стали основанием для разработки такого мониторинга (приложение № 4), который бы позволял  анализировать собранную  информацию в целях своевременного принятия адекватных управленческих решений.
Данный мониторинг дает возможность классному руководителю:
  — определить интересы, потребности каждого обучающихся в достижении успеха  через избирательную активность того или иного вида деятельности,
— определить стремление обучающегося  к личностным достижениям;
— оценить эффективность методов формирования стремления детей  к личностным достижениям;
— увидеть и проанализировать наметившиеся тенденции в  коллективе;
— увидеть сильные и слабые стороны в организации воспитательного процесса, а значит — успешнее спланировать свою деятельность в будущем;
-соотнести получаемые им воспитательные результаты с целями и прошлыми достижениями в своей воспитательной практике.
   Материалы  мониторинга позволяют выявить самых активных обучающихся, самый, самый класс и самого, самого  классного руководителя. 
   Система успешности способствует достижению поставленных задач. Выпускника прогимназии  «Сообщество»  отличает целеустремлённость,  самоорганизованность, коммуникабельность:
— социально — успешный  (уверенный в собственных силах и возможностях),
— избирательно — инициативный (желает знать, понять, заботиться),
— социально — контактный (умеет сотрудничать),
— самостоятельный, ответственный (берётся за дело и доводит его до конца).
   Таким образом, применяемая система успешности   является:
— средством формирования мотивации, личностной установки у обучающихся на созидательные действия, социально-значимую инициативу, самостоятельность и ответственность.  Иначе говоря, «Я – тот, кто действует».
— средством формирования потребности у  обучающихся  в признании, уважении, самосовершенствовании, заинтересованности в высоких оценках окружающими его достоинств и успехов в различных видах деятельности;
— средством развития субъектной позиции у обучающихся как способности управлять своими действиями: планировать способы своих действий, реализовывать намеченные планы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий;
— важным условием получения результата образования в контексте ФГОС.
Комментарии (0)