Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДиректору и завучуВнедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс школы
 

Внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс школы

3 окт 2013 в 09:54
Автор: Helen
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 5144
Поделиться:
Внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс школы
3 окт 2013 в 09:54
Автор: Helen
Рейтинг: +2
Голосов: 2

Просмотров: 5144
Поделиться:

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением, формирование устойчивой потребности коллектива в получении управленческой информации, в диагностических материалах, в данных, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, и так далее – это верный путь повышения эффективности управления учреждением.

Современная социокультурная ситуация требует подъема образовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации.

Под информатизацией образования подразумевается процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования современных информационно-коммуникационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровьесберегающих условиях.

Одним из направлений информатизации образования является разработка модели единого информационно-образовательного пространства школы.

Использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:

  • повышение эффективности учебного процесса,
  • возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,
  • принятие более эффективных управленческих решений,
  • повышение объективности в оценке деятельности педагогов и обучающихся,
  • более эффективное управление познавательной деятельностью обучающихся,
  • возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,
  • оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения, экономия материальных и человеческих ресурсов, высвобождение свободного времени, сокращение объемов рутинной работы.

Для разработки мероприятий по внедрению варианта управления школой на основе информационных технологий необходимо было провести ряд мероприятий. Первое это анализ информационного обеспечения МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики». Для анализа необходимо:

  • дать общую характеристику учебного заведения,
  • изучить структуру управления учреждения,
  • его материально-техническую базу,
  • дать характеристику ИКТ компетентностей педагогического коллектива.

Работа в учреждении началась со знакомства с нормативными документами. Поскольку разработка внедрения началась на этапе подготовки к открытию школы (школа открыта в 2011 году), вся нормативная документация и локальные акты формировалась с учетом использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе и процессе управления школой:

1.Внесение изменений в Устав ОУ

К компетенции Школы относятся:…

— Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. Школа вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным государственным органом Управления образования.

2. Внесение изменений в должностные инструкции.

Владение методикой использования мультимедийных технологий в учебно-воспитательной деятельности, для обеспечения формирования у обучающихся ключевых компетентностей, которые им необходимы для успешной самореализации и адаптации в социокультурной среде. Владение включает в себя:

Использование элементов дистанционного обучения: Знать принципы организации дистанционного обучения. Уметь подбирать для обучающихся ресурсы для работы в микрогруппах, самостоятельной работы и др. Использовать элементы дистанционного обучения при работе с сильными и со слабо успевающими обучающимися.

3.Внесение изменений в положение об оплате труда и стимулировании. Затрагивает части: Порядок распределения компенсационной части фонда. Порядок распределения стимулирующей части фонда.

4.Сформирован пакет локальных актов школы:

  1. Программа информатизации воспитательно-образовательного процесса.
  2. Приказ «О назначении ответственных за информатизацию в ОУ».
  3. Инструкция пользователя автоматизированного рабочего места.
  4. Инструкция по организации антивирусной защиты.
  5. Регламент доступа и работы в сети Интернет.
  6. Приказ «Об организации работы пользователей автоматизированных рабочих мест».
  7. Положение о школьном сайте.
  8. Приказ «О работе официального сайта школы».
  9. Положение об электронном классном журнале.
  10. Приказ «О введении электронного классного журнала».
  11. Положение о творческой группе по обобщению и распространению опыта использования информационно-коммуникационных технологий в МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»
  12. Приказ «О создании творческой группы учителей и назначении руководителя творческой группы».
  13. Положение об использовании дистанционных образовательных технологий в МАОУ «СОШ № 112 с углубленным изучением информатики»
  14. Приказ «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
  15. Приказ «Об организационных мерах по исключению доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания обучающихся».
  16. Приказ «Об организации единого информационного пространства школы».
  17. Приказ «О апробации моделей и регламентов организации образовательного процесса с использованием электронных образовательных ресурсов с многомерным представлением предметной области и предметным погружением».
  18. Положение о библиотечном медиацентре.
  19. Регламент работы библиотечного медиацентра.
  20. Приказ о работе с электронной почтой.
  21. Положение о школьном теле-радио узле.
  22. Положение об использовании мобильных классов.

Следующий этап анализа – структура управления. Управление школой организовано на основе модульной системы. Эта система предусматривает вариативность и оптимальную технологичность содержания, средств, форм и методов обучения, где в управлении активно задействованы не только директор, его заместители и учителя школы, но и сами обучающиеся.

Однако в системе управления школы функционируют не отдельные модули, работающие по известным образовательным моделям, а их оптимальная комбинация.

В основу положена четырехуровневая структура управления:

Первый уровень структуры – уровень директора (по содержанию – это уровень стратегического управления). На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус:

педагогический совет, совет трудового коллектива, родительский комитет, органы самоуправления учащихся.

Второй уровень структуры управления (по содержанию – это уровень тактического управления) – уровень заместителей директора. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой.

Третий уровень – методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.

Четвертый уровень – учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации.

Анализ материально-технической базы показал, что школа имеет современную материально-техническую базу:

Общее количество компьютеров – 244, из них 136 стационарных. Все компьютеры объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет.

Кабинеты информатики – 3 кабинета по: 13 АРМ ученика, 1 АРМ учителя, 1 МФУ, 1 интерактивный комплекс (интерактивная доска, проектор, интерактивный планшет), 1 документ камера, 1 web-камера. На 3 кабинета информатики 1 комплекс оперативного контроля знаний (КОКЗ).

Каждый учебный класс оснащен интерактивным комплексом (АРМ учителя, проектор, интерактивная доска, интерактивный планшет), web-камерой. В каждом предметном кабинет имеется документ-камера.

Методический кабинет: 3 АРМ учителя, 7 МФУ, 10 комплектов КОКЗ, каждый комплект состоит из 25 пультов для обучающихся.

Мобильные классы: 4 мобильных класса, 3 из них по 25 ноутбуков, 1 – 16 ноутбуков.

Кабинеты физики, химии, биологии, географии, математики, ОБЖ оснащены датчиками цифровых лабораторий, общее количество датчиков – 539.

Лингафонный кабинет: 13 ученических ноутбуков, 1 интерактивный комплекс (АРМ учителя, интерактивная доска, проектор, интерактивный планшет), 14 наушников, 14 микрофонов, 1 документ камера, 1 web-камера.

Проектное бюро: 7 АРМ ученика, 1 интерактивный комплекс (АРМ учителя, интерактивная доска, проектор, интерактивный планшет).

Библиотека-медиатека: 8 АРМ ученика, 1 АРМ библиотекаря, 1 МФУ, 9 web-камер, 9 наушников, 9 микрофонов, электронный каталог.

Программно-аппаратный комплекс «Интерактивный холл», мультифункциональный актовый зал, конференц-зал, издательский центр.

Административная часть: 20 АРМ учителя, 6 МФУ.

Доступ в Интернет

вид подключения – выделенная линия (оптическое волокно)

скорость подключения – 6 Мб/с

наличие Интернет в компьютерном классе, кабинете ИКТ – 42 ПК

использование Интернет в административных целях – 20 ПК

количество компьютеров подключенных к сети Интернет – 244.

Для оценки уровня ИКТ-компетентности педагогического коллектива использовались следующие методы: наблюдения, анкетирования, опроса. После проведения анкеты, я выполнила анализ, который позволил сделать вывод: на начальном этапе становления школы коллектив является неоднородным.

Уровень владение навыками использования средств ИКТ различный: высокий уровень – 30%, средний – 38%, низкий – 32%.

Уровень использования средств ИКТ и ИКТ-активность педагогов:

использование ЦОР в образовательном процессе – 8%;

использование источников сети Интернет – 47%;

участие в работе профессиональных сообществ – 21%;

участие в дистанционных мероприятиях (семинары, конкурсы и т.д.) – 3%;

участие в сетевых учебных проектах – 0%;

ведение электронного журнала – 52%;

использование электронного документооборота – 2%;

курсы повышения квалификации по использованию средств ИКТ – 2% учителей.

Таким образом, анализ показал, что на первом этапе формирования единого информационно-образовательного пространства школы необходимо провести работу с кадрами школы:

  1. Организовать обучение по программе «Базовая компьютерная грамотность» – для учителей имеющий низкий уровень владения средствами ИКТ.
  2. Организовать обучение по освоению материально-технической базы школы для всего педагогического коллектива.

Следующим шагом было провести анализ имеющихся на рынке программных средств для формирования единого информационно-образовательного пространства школы. При выборе программного средства необходимо понимать, что представляет собой процесс школьного администрирования и обмена информации внутри информационного пространства школы.

Режим школьного администрирования состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Для более эффективного управления требуется создать единую информационную среда, отвечающую соответствующим требованиям:

  • банк данных системы должен содержит максимально полную информацию обо всех элементах учебного процесса;
  • предусмотрена возможность взаимного обмена информацией с органами управления образованием.

Для организации единой информационной среды был проведен анализ программных средств:

  1. 1С: ХроноГраф Школа 3.0
  2. Net Школа
  3. КМ-Школа

Так как школа является автономным образовательным учреждением, были выбраны программные продукты фирмы 1С (имеющие пакеты 1С «Бухгалтерия» и «1С: Зарплата и кадры»):

  1. 1С: Хронограф Школа 3.0
  2. 1С-Битрикс: Сайт школы
  3. 1С: Образование 4.1 Школа 2.0
  4. 1С: Библиотека
  5. 1С: Школьное питание и 1С: Школьный буфет

И в дополнение система контроля управления доступом PERCo-S-20 «Школа»

По данным исследования информационного обеспечения управления школой были сделаны следующие выводы: материально-техническая база и имеющиеся в наличие программные средства позволяют организовать внедрение информационно-коммуникационных технологий в управление воспитательно-образовательным процессом школы и организовать единое информационно-образовательное пространство школы.

Для реализаций данных целей необходимо:

  • Разработать программу информатизации школы.
  • Разработать нормативно-правовую базу по информатизации.
  • Для создания единой информационной базы школы внедрить имеющиеся программные средства и разработать структуру единого информационно-образовательного пространства школы.

Разработка программы информатизации включала в себя разработку структуры единого информационно-образовательного пространства школы. Процессы взаимодействия участников учебного процесса можно разделить на три основные группы:

  1. Информационная система управления и поддержки принятия решений по планированию и организации учебного процесса (в основе — составление расписания).
  2. Информационная система управления административной деятельностью общеобразовательного учреждения.
  3. Информационная система управления содержанием учебного процесса, включая обеспечение цифровыми образовательными ресурсами.

Для организации использования информационно-коммуникационных технологий, необходимо построить процесс управления школой на основе современной автоматизированной системы управления. После анализа имеющихся программных средств на первом этапе была разработана структура единого информационно-образовательного пространства школы (Схема 1).

Схема 1.

Автоматизированная информационно-аналитическая система управления на базе «1С: ХроноГраф Школа 3.0» служит для создания базы данных школы и содержит следующую информацию (Схема 2).

Схема 2.

Задачей автоматизированной информационно-аналитической системы управления является оптимизация информационных потоков для участников образовательного процесса. Компьютерная автоматизированная система будет использоваться только в случае упрощения привычных и рутинных действий её пользователей. Только в редких случаях, руководствуясь стремлением получить результат при сборе всех данных вместе, можно заставить людей пользоваться системой, которая им менее удобна, чем работа вручную.

Детализируя далее иерархическую модель взаимодействия выделенных ранее групп информационных потоков, можно утверждать, что административные процессы и процессы обеспечения образовательной деятельности тесно взаимодействуют между собой, опираясь на результаты работ по планированию и управлению образовательным процессом в целом (Схема 3).

Схема 3.

Анализ этой модели приводит к следующим выводам:

1. Можно выделить информацию общего доступа, являющуюся основой для информационных потоков, отражающих основные производственные процессы и процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения:

  • общие сведения об образовательном учреждении;
  • общие данные о структуре образовательного учреждения;
  • наиболее общие сведения о материально-технической базе образовательного учреждения (списки кабинетов);
  • общий список изучаемых в образовательном учреждении учебных предметов и дисциплин;
  • общий список сотрудников;
  • общий список обучающихся.

2. Информационные потоки, отражающие основные производственные процессы образовательного учреждения тесно взаимодействуют между собой, при этом опорой для процессов администрирования и процессов обеспечения содержания служат результаты работ по планированию и организации учебного процесса.

3. Информационные потоки, отражающие процессы дополнительного обеспечения деятельности образовательного учреждения, опираются на информацию общего доступа и тесно взаимодействуют с основными информационными потоками, а также между собой.

Таким образом, информационное пространство образовательного учреждения следует формировать следующим образом:

  1. Формируется информация общего доступа.
  2. Информация общего доступа обрабатывается и конкретизируется в системе планирования и организации учебного процесса.
  3. Основная часть конкретизированной информации из системы планирования и организации учебного процесса передается в систему администрирования деятельности учреждения и систему обеспечения содержания образовательного процесса, где происходит ее дальнейшая обработка, хранение и архивация.
  4. Информация общего доступа и конкретизированная (обработанная) информация из систем администрирования и обеспечения содержания попадает в модули дополнительного обеспечения, где происходит дальнейшая работа с ней.
  5. На основе обработанной в системах и модулях информации формируется отчетная документация.

Для использования программных средств необходимо создать автоматизированные рабочие места. Количество создаваемых автоматизированных рабочих мест зависит от информационного пространства школы, в нашем случае были созданы: АРМ учителя и АРМ классного руководителя по количество учебных кабинетов – 56, АРМ заместителя директора – 7, АРМ администратора – 1, АРМ директора – 1, АРМ секретаря/специалиста по кадрам – 1.

Базы данных располагается на отдельном сервере, организовано создание резервных копий всей базы данных. Администратор распределяет доступы для каждого из подключенных компьютеров, в зависимости от их назначения. Работа данной системы рассчитана на использование локальной сети всего образовательного учреждения. Эта система может функционировать в однопользовательском режиме и в сетевом режиме.

Для автоматизации школьной бухгалтерии выбран пакет «1С: Бухгалтерия 8.1. Набор для бухгалтерии образовательного учреждения», включающий в себя «1С: Зарплата и кадры», «1С: Бухгалтерия образовательного учреждения».

В целом взаимосвязь между программными продуктами, формирующими единое информационно-образовательное пространство школы, выглядит следующим образом (Схема 4).

Схема 4.

Внедрение информационной системы «1С: ХроноГраф Школа 3.0» было организовано в несколько этапов:

Подготовительный этап: Установка программного продукта, организация доступа к нему с АРМ школы. Создание базы данных. Сроки реализации: сентябрь-октябрь 2011 года.

Подготовительный этап началась с введения информации (создание базы данных) по функциональным подсистемам автоматизированной информационно-аналитической системы (АИАС):

  • Подсистема «Делопроизводство»
  • Подсистема «Планирование»
  • Подсистема «Успеваемость»
  • Подсистема «Приказы»: Формирование и издание приказов по образовательному учреждению в автоматизированном режиме
  • Подсистема «Тарификация»
  • Подсистема аналитики

После того, как была готова база данных, необходимо было приступать к созданию автоматизированных рабочих мест. Для организации АРМ требовалось только организовать доступ к программному средству, так как каждое рабочее место в школе оборудовано компьютером, подключенным к локальной сети и сетевому принтеру.

1 этап: Внедрение на уровне администрации образовательного учреждения. На данном этапе очень большое значение имеет уровень ИКТ компетентности администрации и понимание необходимости внедрение данной системы. Для данного этапа установлены сроки: октябрь-ноябрь 2011 года.

На первом этапе внедрения было проведено обучение администрации школы по использованию программного продукта «1С: ХроноГраф Школа 3.0». Обучение включало 6 занятий: 1 теоретическое, 2 практических и 3 индивидуальных.

2 этап: Внедрение на уровне учителей и классных руководителей. Для данного этапа сроки: ноябрь-декабрь 2011 года.

На втором этапе внедрения были организованы курсы по обучению сотрудников работе с программным средством. Курсы включали 10 занятий: 2 теоретических, 3 практических и 5 индивидуальных. Курсы прошли все сотрудники школы.

3 этап: Использование и доработки системы. Для данного этапа установлен срок: январь-август 2012 года.

Использование в управлении учебным учреждением информационной системы «1С: ХроноГраф Школа 3.0» обеспечивает оперативность в обработке и выдаче информации, а следовательно, позволяет быстро реагировать на изменившиеся ситуации для принятия управленческих решений.

Из вышесказанного можно сделать вывод: грамотное использование информационных технологий в управлении школой – это инструмент оптимизации и автоматизации множества рутинных циклов, несомненно, повышающих эффективность управления образовательным учреждением.

Исследование показало, что внедрение информационных технологий в управлении школы способствовало:

  • повышению эффективности процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
  • существенному сокращению время реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения).

Созданная и развернутая модель информационно-аналитической системы позволяет:

  • Администрации: вести управление по результатам деятельности; принимать эффективные управленческие решения; четко видеть динамику происходящих в школе изменений.
  • Педагогическим работникам: управлять познавательной деятельностью обучаемых; отслеживать результаты обучения и воспитания обучающихся; получить доступ к педагогической информации школы.
  • Представителям учредителя, методическим службам: иметь информацию о деятельности школы и ее развитии.
  • Обучающимся и их родителям (законным представителям), представителям общественности: иметь доступ к информации о деятельности школы и результатах образовательного процесса; оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания.

Использование ИКТ в управлении школы – это не просто автоматизация некоторых функций и деловых процессов в учреждениях образования. Речь идет о существенной перестройке работы на базе ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных услуг.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением, формирование устойчивой потребности коллектива в получении управленческой информации, в диагностических материалах, в данных, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение, и так далее – это верный путь повышения эффективности управления учреждением.

Похожие статьи:

Директору и завучуПоложение об учебном сетевом (телекоммуникационном) проекте

Похожие статьи:

С введением в жизнь новых стандартов образования, учителя школы стали все более активно применять метод учебных сетевых (телекоммуникационных) проектов.
Комментарии (4)