Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиМузыкальный руков-льОбразовательная программа "Духовые инструменты"
 

Образовательная программа "Духовые инструменты"

16 окт 2014 в 13:51
Автор: elena
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2042
Поделиться:

Направленностьпрограммы – художественно-эстетическая. Модифицированная образовательная программа «Духовые инструменты» разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008, составлена с учетом межпредметных связей и тесно взаимосвязана с модифицированной образовательной программой «Духовой оркестр». Является общеразвивающей, личностно — ориентированной и позволяет развивать познавательные и коммуникативные интересы детей, а также формировать исполнительские навыки на уровне практического применения.

<o:p> </o:p>

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

Образовательная программа

«Духовые инструменты»

для учащихся среднего и старшего школьного возраста

Срок реализации программы: 5 лет

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

Авторы: Коврыгина Е.А. педагог

дополнительного образования;

Топчу В.Г. педагог

дополнительного образования

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

Пояснительная записка

<o:p> </o:p>

Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познает окружающую действительность, но и осознает и утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом. Оно развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать мысль, формирует нравственные принципы, расширяет кругозор.

Музыкальное искусство, обладающее наибольшей силой эмоционального воздействия на человека, и поэтому – одно из важнейших средств формирования нравственных и эстетических идеалов. Занятия дают обучающимся возможность приобщиться к мировой и отечественной музыкальной культуре, знакомят с лучшими образцами классической и духовой музыки, с творчеством композиторов разных эпох, с музыкальными стилями и жанрами. Все вышеперечисленное невозможно без практического освоения какого-либо музыкального инструмента. Исполняя музыкальное произведение или просто слушая его, ребенок внутренне проходит тот путь эмоциональных переживаний, который прошел композитор, воссоздает прекрасное, самосовершенствуется, приближается к развитым эстетическим нормам.

Актуальность создания данной программы обусловлена тем, что обучающиеся освоив игру на духовых инструментах становятся участниками «Духового оркестра».

Направленностьпрограммы – художественно-эстетическая. Модифицированная образовательная программа «Духовые инструменты» разработана в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008, составлена с учетом межпредметных связей и тесно взаимосвязана с модифицированной образовательной программой «Духовой оркестр». Является общеразвивающей, личностно — ориентированной и позволяет развивать познавательные и коммуникативные интересы детей, а также формировать исполнительские навыки на уровне практического применения.

Педагогическая целесообразностьпрограммы связана с направлением образовательного процесса на развитие эстетического вкуса обучающихся, на практическое применение навыков игры на инструменте, а так же с обеспечением возможности концертной практики для каждого обучающегося, что имеет большое воспитательное значение.

Цель программы: Духовное, нравственное развитие личности обучающихся через формирование умений и навыков исполнительского мастерства

Задачи:

Образовательные:

·формирование специальных компетенций в области музыкального исполнительства;

·формирование исполнительских навыков игры на духовых инструментах;

·формирование умения творчески и эмоционально исполнять музыкальные произведения.

Развивающие:

·развитие технических навыков игры;

·развитие музыкальных и творческих способности детей;

·развитие умения работать самостоятельно и в коллективе.

Воспитательные:

·воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих принимать и уважать духовные и культурные ценности разных народов;

·формирование у детей коммуникативных навыков, чувства ответственности и дисциплинированности;

·формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Отличительная особенность программы заключается в том, что она разработана для детей желающих учиться, без ограничений, независимо от способностей. Программа занятий выстроена таким образом, что теоретические знания обучающийся получает одновременно с практикой, что является наиболее продуктивным и целесообразным.

Спецификой инструментального обучения на духовых инструментах является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, естественно усложняясь и расширяясь в дальнейшем, путем работы над более разнообразным, усложняющимся репертуаром. Занятия на духовых инструментах требуют от обучающихся помимо музыкальных способностей, так же хорошего здоровья и физической подготовки. Поэтому в учебные группы принимаются дети среднего и старшего школьного возраста.

Программа «Духовые инструменты» рассчитана на 5 лет обучения, общее количество часов – 360. Количество часов на каждый год обучения — 72, занятия проводятся два раза в неделю по одному часу. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 03.04.2003г. №27 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03.

Основной формой учебной и воспитательной работы в инструментальном классе является индивидуальное учебное занятие.

В первые годы обучения наряду с традиционной формой проведения урока возможны также мелко групповые занятия, при которых время занятия целиком (или какая-либо его часть) используется для работы с двумя или тремя обучающимися одновременно. Это дает педагогу возможность работать эффективнее и больше внимания уделять развитию навыков чтения нот с листа, ансамблевой игры, а также расширению музыкального кругозора обучающихся.

В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения: одни произведения подготавливаются для публичного исполнения, другие для показа в условиях класса, третьи с целью ознакомления.

Программа предлагает различные по уровню трудности примерные перечни музыкальных произведений. Это поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к обучению обучающихся, по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Предлагаемые репертуарные списки по годам обучения являются примерными, они содержат произведения различной степени трудности и дают большой простор для проявления педагогами инициативы.

Содержание программы предусматривает использование таких форм работы с детьми, как индивидуальная и ансамблевая подготовка, концертные выступления.

Наиболее распространенные воспитательные формы работы с детьми:

·познавательные музыкальные мероприятия;

·концертные выступления;

·лекции – концерты.

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

Структура занятия

Занятие состоит из трех частей: вводная (разминка – проигрывание гамм, упражнений со штрихами, динамикой); основная (работа над пьесами, ансамблем); заключительная (закрепление пройденного материала).

<o:p> </o:p>

Предполагаемый конечный результат реализации программы

<o:p> </o:p>

В ходе реализации дополнительной образовательной программы у обучающихся формируются следующие компетенции:

Специальные:

-знания музыкальной терминологии;

-знания музыкальной грамоты;

-знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

-умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

-умения грамотно и выразительно исполнять музыкальные произведения;

-умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения;

-умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;

-навыки чтения нот с листа;

-навыки подбора по слуху;

-навыков публичных выступлений;

Ключевые:

учебно-познавательные: навыки целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки своей деятельности; умение самостоятельно разрабатывать алгоритм познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, овладение креативными навыками (добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях);

информационные— владение навыками работы с различными источниками информации, навыками работы с компьютером;

когнитивные – готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

социально-коммуникативные – обретение многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогут самовыражению в социуме, готовность и умение

строить контакт в различных психологических ситуациях, возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в оркестре;

ценностно-смысловые— умения ставить цели, определять пути их достижения, принимать решения; выбор индивидуальной образовательной траектории, самоопределение обучающегося в ситуациях учебной и иной, в том числе профессиональной, деятельности.

В результате освоения программы развиваются следующие качества личности:

·ответственное отношение к делу;

·самостоятельность, аккуратность;

·бережное отношение к окружающему миру;

·гражданские и патриотические чувства.

За время обучения обучающиеся приобретают знания, умения и навыки самостоятельного разучивания музыкальных пьес, грамотного и выразительного исполнения музыкальных произведений, а также навыки чтения нот с лиса, игры в различных ансамблях.

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

Механизм промежуточной и итоговой аттестации

в ходе реализации программы

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся проводится два раза в год.

Начальный уровень – в начале освоения программы с 1 по 10 октября.

Стартовый — в начале каждого последующего года обучения с 1 по 10 октября.

Промежуточная аттестация – в конце каждого года обучения с 20 по 30 апреля. Итоговая аттестация – в конце освоения программы с 12 по 19 мая.

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваютсяпо 4 бальной системе, от 2 -5 баллов.

Контроль знаний, умений и навыков на первом году обучения осуществляется по следующим критериям:

— музыкальный слух;

— музыкальная память;

— чувство ритма.

Контроль знаний, умений и навыков на втором — пятом году обучения осуществляется по следующим критериям:

— элементарные теоретические знания;

— исполнительские навыки;

— разучивание и исполнение репертуара.

Контроль ЗУН проводится в следующих формах: контрольные уроки, открытые занятия, академические прослушивания, концерты.

Для контроля знаний, умений и навыков обучающихся используются следующие методики на первом, втором и третьем годах обучения: визуальное наблюдение, опрос; на четвертом, пятом годах обучения: визуальное наблюдение, опрос, зачет.

Форма итоговой аттестации — творческий экзамен, состоящий из двух разделов: теоретический и практический. Формы и методы проведения теоретического раздела: тестирование, устный опрос, кроссворды, викторины и т.д.

Критерии теоретического раздела итоговой аттестации:

  • соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям.

Формы и методы проведения практического раздела: концертное прослушивание.

Критерии практического раздела итоговой аттестации:

  • исполнительские навыки;
  • художественное исполнение репертуара.

<o:p> </o:p>

Методическое обеспечение занятий

Для успешного музыкально–исполнительского развития необходимы правильно организованные самостоятельные занятия.

Развитие навыков чтения нот с листа, тесно связанных с развитием внутреннего слуха, успешно осуществляется путем регулярных занятий с педагогом и при выполнении домашнего задания.

Большое значение в формировании исполнительских навыков имеют регулярные занятия с аккомпанементом — фортепиано. Разучивая и проигрывая с фортепиано даже несложные пьесы, обучающиеся развивают навыки ансамблевой игры, учатся правильно распределять звучность инструмента, чисто интонировать, понимать стиль и содержание исполняемого произведения.

Постоянное внимание следует уделять точной интонации – важнейшему средству музыкальной выразительности. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух обучающихся, а также чувство самоконтроля.

Высокая исполнительская культура, разнообразие музыкальных произведений различных авторов, эпох и стилей воспитывают у ребят хороший вкус, исполнительскую манеру, развивают способность понимать прекрасное, расширяют знания по истории музыки и исполнительства, по музыкальной культуре различных народов.

<o:p> </o:p>

Материально – техническое обеспечение

<o:p> </o:p>

Для реализации программы необходимо:

·помещение с хорошей акустикой, звукоизоляцией, вентиляцией;

·качественные музыкальные инструменты(трубы; флейты; кларнеты; альты; тенора; баритоны; тубы; саксофоны);

·синтезатор;

·технические средства обучения;

·аудио и видио записи музыкальных произведений, СD-диски;DVD -диски

·специальная мебель.

<o:p> </o:p>

Дидактическое обеспечение

<o:p> </o:p>

  • нотная литература;
  • биографический материал о композиторах;
  • литература по музыке;
  • примерный репертуарный план;
  • специализированная методическая литература;
  • мониторинг личностного развития обучающихся.

<o:p> </o:p>

Рекомендуемый репертуар

<o:p> </o:p>

Примерный репертуар первого года обучения

<o:p> </o:p>

1.Р.н.п. «Зайка»

2.Р.н.п. «Как под горкой, под горой»

3.Р.н.п. «Песня лисички»

4.Р.н.п. «Не летай соловей»

5.Т.Чудова «Золотой петушок»

6.Р.н.п. «Барыня»

7.Т.Чудова «Праздник»

8.И.Потоловский «Охотник»

9.Укр.н.п. «Вышли в поле косари»

10.Л.Качурбина «Мишка с куклой»

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

Примерный репертуар второго года обучения

<o:p> </o:p>

1.Р.н.п. «Рябушечка»

2.Анг.н.п. «Спи малыш»

3.Р.Кросс «Коломбина»

4.И.Брамс «Колыбельная»

5.И.С.Бах «Менуэт»

6.Укр.н.п. «Ой, джигуне джигуне»

7.К.Глюк «Буре»

8.Ж.Оффенбах «Галоп»

9.Р.н.п. «Перевоз Дуня держала»

10.П.И.Чайковский «Старинная французская песенка»

<o:p> </o:p>

Примерный репертуар третьего года обучения

<o:p> </o:p>

1.Г.Ф.Гендель «Тема с вариациями»

2.И.Кригер «Адажио»

3.Н.Лысенко Песня Выборного из оперы «Наталка-Полтавка»

4.Б.Бриттен «Ясеневая роща»

5.А.Жилинскис «Детская полька»

6.А.Варламов «Красный сарафан»

7.Итал.н.п. «Санта-лючия»

8.В.Косенко «Пастораль»

9.В.Греченина «Веселая кадриль»

10.Я.Дюссек «Старинный танец»

<o:p> </o:p>

Примерный репертуар четвертого года обучения

<o:p> </o:p>

1.Ф.Шуберт «Тамбурин»

2.Перел. Т.Чудовой «Французский нар.танец»

3.Д.Кабалевский «Галоп»

4.В.А.Моцарт «Майская песня»

5.Дж.Перголези «Сицилиана»

6.Тирольская народная мелодия»

7.Корелли «Прелюдия»

8.В.Греченина «Веселая карусель»

9.Дж.Бонончини «Рондо»

10.А. Марчелло «Аллегро»

<o:p> </o:p>

Примерный репертуарный план пятого года обучения

<o:p> </o:p>

1.«Итальянская песенка»

2.В.Щелоков «Проводы в лагерь»

3.М.Огинский «Полонез»

4.Дж.Фрескобальди «Токката»

5.Б.Бриттен «Пантомима»

6.И.Бутсет «Шествие»

7.Т.Чудова. Концертная пьеса с вариациями на тему украинской народной песни «Ехал Казак за Дунай»

8.З.Палиашвили Лекури из оперы «Даиси»

9.Д.Шостакович «Заводная кукла»

10.Д. Кабалевский «Рондо-токката»

<o:p> </o:p>

Список литературы

<o:p> </o:p>

1. Андреева Е. Основы музыкальной грамоты. – Киев: Музычна Украина,1984

2. Власов Н. Школа пьес педагогического и концертного репертуара для младших классов «Золотая труба» часть I. — М.: Композитор, 1996

3. Власов Н. Школа пьес педагогического и концертного репертуара для старших классов «Золотая труба» часть II. — М.: Композитор, 1996

4… Власов Н. Школа пьес педагогического и концертного репертуара повышенной сложности«Золотая труба» часть III. -М.: Композитор, 1996

5.Степурко О. Трубачв джазе. — М.: Советский композитор,1989

6. Самоучитель игры на трубе. — М.: Музыка,1982

7. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. -М., 1986

<o:p> </o:p>

Список литературы для детей и родителей

<o:p> </o:p>

1.Вахромеев В. Элементарная теория музыки. — М., 1975.

2.Максимов С. Музыкальная грамота. — М., 1975.

3.Способин И. Элементарная теория музыки. — М.,1970.

4.Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. — М., 1985.

5.Музыкальные жанры/ Под ред. Т.Поповой. — М., 1968

6.Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. — Л.: Музыка, 1984.

7.Музыкальные вечера. Вып.1-9. — М., 1985.

<o:p> </o:p>

<o:p> </o:p>

Интернет ресурсы

1.http://ru.wikipedia.org/wiki

2.http://alive-inter.net/rus/referat-97228jlkhs

3.http://www.bibliofond.ru/view

4.http://referat.day.az/v22328-derevyanne-dukhove

5.http://www.bestreferat.ru/referat-24602.html

6.http://www.gnesin.ru/mediateka

Похожие статьи:

АлгебраРабочая программа по математике в 5 классе

Похожие статьи:

Пояснительная записка, содержание, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование, критерии оценки знаний, учебно — методический комплект
Комментарии (0)