Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиНачальная школаПриемы работы над правильностью и беглостью чтения

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения

1 мая 2013 в 16:47
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 5482
Поделиться:

Приемы работы над правильностью и беглостью чтения

          Правильность- чтение без искажений, без ошибок.Причина ошибочного чтения учащихся начальных классов заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого. На синтетическом этапе понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, то есть чтение осуществляется по смысловой догадке. У начинающего чтеца смысловая догадка часто  становится причиной неправильного восприятия, а затем и произнесением слова.
          Учащиеся чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают.
           В целях предупреждения
таких ошибок целесообразно:
а) выяснить перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затруднено;
б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов;
 г) предварительное чтение текста про себя;
д) систематический контроль учителя за чтением учащихся;
е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера.
            Исправляются ошибки следующим образом:
— ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;
— ошибки, искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;
— ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;
— к исправлению ошибок, связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.
     Учитель замечает и фиксирует все ошибки ученика, но прерывает чтеца лишь в случае искажения, мешающего пониманию текста.
      Беглость не является самоцелью, но, поскольку от нее зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.
        Развитию беглости способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность читать книги.
         На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока чтали вслух.
Комментарии (0)