Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиНачальная школаРазвитие внимания у детей младшего школьного возраста.
 

Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

16 апр 2013 в 14:27
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2054
Поделиться:
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
16 апр 2013 в 14:27
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2054
Поделиться:
Развитие внимания у детей младшего школьного возраста.
Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 766
Пестрякова Людмила Олеговна.      
      
       Как учителя, мы часто замечаем, что многие дети несколько раз переспрашивают то, что им только сейчас объяснили (сколько клеток пропускать, писать ли краткую запись к задаче…)
       Как мамы, мы по несколько раз просим своих детей вовремя убрать игрушки, приготовиться ко сну …
       Почему же это происходит?
Каждый из нас легко ответит на этот вопрос: «Дети невнимательны». А что же такое внимание?
       Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном объекте.
       Внимание не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своём объекте лишь как свойство этой деятельности.
       Результатом внимания является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
       Внимание может быть:
       Непроизвольное – устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом.
       Произвольное – это сознательно направляемое и регулируемое внимание. Человек сознательно избирает объект, на который направляет своё внимание. Произвольное внимание требуется там, где непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем внимание в соответствии с целями, которые мы ставим.Развитие внимания у детей совершенствуется в процессе обучения и воспитания.
       Внимательные дети учатся лучше. У невнимательных — успеваемость связана с показателями произвольного внимания и его распределённостью. Поэтому тренировка распределённости внимания может способствовать улучшению успеваемости.
       Основные виды внимания ребёнка – непроизвольное и произвольное тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Поэтому учителя должны стремиться сложное и малоинтересное для своих учеников задание сделать занимательным и интересным.

           Упражнения для развития внимания на уроках математики.

1. Игра «Красные – Синие».«Красные» по команде выкладывают на парту кружочки. Стоп! А «Синие» столько же квадратиков ( или больше, меньше )
2. 8, 2, 6, 4, 1. Записать исчезнувшее число.
3. Записать числа по памяти.
4. Игра «Живые цифры».Детям раздаются цифры. Выходят к доске:
   а) соседи данного числа;
   б) на 4 больше, на 2 меньше;
   в) сумма 5 и 2, разность 6 и 3.
 5. Показ цифрой количество моих хлопков, стуков, морганий…
 6. Хлопните, топните… столько раз, какую цифру я покажу.
 7. Счёт через 2.
            1 – хлопок в ладоши
            2- коснуться ладонями соседа
 8. Сложение и вычитание на числовом отрезке.
 9. Хоровое проговаривание счёта, состава чисел и другого вводимого              
     материала способствует непроизвольному запоминанию.
 10.Игра « Кто за кем?»
     Дети у доски. Водящий отворачивается. Дети перестраиваются.
 11.Игра «Что изменилось?»
                      
               Упражнения для развития внимания на уроках русского языка и чтения.

1. На доске слоги. Дети закрывают глаза. Что изменилось? (один слог убирается, или слоги меняются местами)
2. Написать слоги по памяти.
3. Чтение слов в столбике, найти и показать нужный слог.
4. Закрывается верхняя половина буквы или слога. Дети отгадывают.
5. Показ слога с твёрдым согласным звуком. Нужно написать слог с мягким согласным звуком. От чего зависит твёрдость и мягкость согласных звуков?
6. Использование силы голоса при чтении слогов, слов.
7. Речевые зарядки, чистоговорки, скороговорки вырабатывают чёткое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый      темп чтения, память, обогащают речь.
8. Закончите слова: ча…,  кук…,  или начните  …нал,  …ма.
9. При знакомстве с буквой дети придумывают слова, в которых эта буква находится в начале, в середине, или в конце слова.
10.Из сказки или рассказа выбрать слова с нужным звуком и запомнить их.
11.Цепочка слов.  П — — — Г — — — — И — — З — — — К — — С — — — П  …
12.Кроссворд.
13.Г О Р К А
    К  -  -  -  -
     —   —   — М
     -  -  -  А
14.Найди слова с разными сочетаниями:
     а) жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн
     б) самое длинное, самое короткое слово.
15.Показ картинки. Назовите 1 звук, последний звук.
16.Составь слово из 2, 3 слогов.
17.Среди большого количества букв выбрать слово.
18.Прочитать слово справа налево.
19.Написать алфавит через 2, 3 буквы.
20.Составить вопросы по прочитанному.
21.Найти восклицательное, вопросительное предложение. Правильно их прочитать.
22.Составить предложение из слов.
23.Описать один из трёх предметов ( который убрали).      

      Игры с завязанными глазами несут определённую смысловую нагрузку, отключают зрительный анализатор, включают другие органы: слух, осязание. Идёт переключение внимания.

     Зажмурьтесь и достаньте из портфеля ручку или дневник. Расскажите, что вы чувствовали при этом, как изменилось ваше внимание, слух, как действовали руки. 
     У человека  с завязанными глазами напрягается внимание, он старается представить себе все подробности предмета, обостряется слух, осязание, начинается ощущение материала, из которого сделан предмет, движения его становятся осторожными и рассчитанными.

  1   С закрытыми глазами нарисуйте в определённой последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью, дерево с правой стороны, крышу.
  2.  У доски 3 команды рисуют с закрытыми глазами голову человека, рот, волосы, левый глаз, подбородок, правое ухо…
Комментарии (0)