Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиНачальная школаТипы текстов
 

Типы текстов

27 апр 2013 в 09:53
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2575
Поделиться:
ТИПЫ ТЕКСТОВ  учителя начальной школы ГБОУ СОШ № 766 Хаванской Татьяны Александровны

Типы текстов

В процессе речи нам приходится говорить то о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, места, о состоянии человека или об окружающей среде, то о причинах или следствиях свойств, явлений, то о своей оценке чего -либо. В связи с этим в наших высказываниях обнаруживаются группы предложений с определенным значением.
    Фрагменты тескта определенного типового значения принято называть типами речи.Среди типов речи выделяют: описание, повествование, рассуждение, субъективная оценка.
    В повествовании говорится о каких-либо событиях, связанных временными и причинными связями. В повествовательных текстах есть сюжет, и в этом смысле они близки к рассказу. В повествовании, как правило, действуют персонажи, может быть передан диалог между ними; главное внимаие здесь уделяется фактам, событиям. В  повествовательном тексте могут быть элементы описания: зарисовки картин природы или внешности людей и элементы рассуждения.
     Повествование — самый подвижный, динамичный, живой и поэтому доступный младшим школьникам тип сочинения, изложения.
      В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц; в нем изображаются картины природы,  отдельные предметы и явления. Учащиеся начальной школы менее восприимчивы к описаниям, но постепенно описательные фрагменты попадают в поле зрения школьников и начинают встречаться в их высказываниях.
       Одна из важнейших задач обучения в начальных классах — это обогащение речи школьников, в том числе повышение ее образности. Поэтому учителю необходимо иметь в виду, что при составлении описаний дети должны использовать большое число прилагательных и наречий, сравнения и переносные употребления слов.
       Рассуждением называется такой текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения используются суждения, примеры, сопоставления, приводящие к новым суждениям, выводам. Короткие высказывания типа рассуждения создаются школьниками с первых дней обучения. "Почему этот звук гласный?" "Кто прав?". Ответы на подобные вопросы предполагают построение рассуждений, высказываний, в которых устанавливаются причинно-следственные отношения между фактами, дается объяснение явлений.
      Планируя развитие связной речи, учитель предусматривает упражнения различных типов и организует обучение повествованию, описанию, элементам рассуждения.
Комментарии (0)