Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиНачальная школаУрок русского языка в 4 классе.

Урок русского языка в 4 классе.

28 апр 2013 в 12:17
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 3172
Поделиться:
Урок русского языка в 4 классе.
28 апр 2013 в 12:17
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 3172
Поделиться:
Урок русского языка в 4 классе
учителя  начальных классов ГБОУ СОШ №766
Пестряковой Людмилы Олеговны.Тема:  Имя прилагательное как часть речи.
Цели: 

1. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и 
    число  
2. Продолжить работу над развитием речи, словообразованием, лексическим значением слов. Развивать интерес к русскому языку.
3. Воспитывать внимание, доброе, уважительное отношение к людям.

1. Организационный момент.
— Какой урок?
-Чему мы учимся на уроках русского языка?

2. Видео.  ( 2 ученика читают текст. 1 – с без им. прил., 2 – с им. прил.)
— Прослушайте 2 текста, определите виды, найдите сходство и различие, озаглавьте,  выберите лучший.

          На ( мёрзлую) землю легла зима. Деревья украсила ( пушистым ) инеем. Реки покрыла ( твёрдым хрустальным ) льдом. В ( сказочный)  наряд  нарядила лес. ( Гибкие ) стволы над ( лесными ) дорогами согнулись (кружевными) арками.
          В (зимнем) лесу много (звериных и птичьих) следов. В (мягких осиновых) стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой склонилась ива с (длинными тонкими) ветвями.
           На (пушистом) снегу видны следы бобров. Ива и осина служат им (главным зимним) кормом.
 
3. Дети отвечают на вопросы учителя.
— Сходство текстов (тема: «Зима»).
— Различие (виды текстов).
— Озаглавьте текст.
— Какой понравился? Почему?
— Какую часть речи пользуется автор для описания зимы? (им. прил.)
— Кто догадался, какая тема нашего урока?
На экране:     ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

4. Обобщение знаний.
— Что такое имя прилагательное? ( Правило )
— Каким членом предложения является?
— Для чего нужна эта часть речи?
— С каким словом связана?

5. На экране:  текст с именами прилагательными
Дети находят словосочетания: прилагательное + существительное.

6.  Преобразование частей речи.
Давайте учиться у мастеров слова, поэтов и писателей, использовать имена прилагательные в своей речи.
Все, даже самые великие, писатели начинали свою работу с работы над словом.
— С помощью чего образуются новые слова? ( с помощью приставки и суффикса)
Большинство русских слов образуется при помощи  суффиксов от основных, уже имеющихся в языке слов.
На экране: имена существительные.
Внимание, сила, наблюдение, слабость, ум, зло, рассудок, доброта, любопытство.
— Какой частью речи являются все эти слова?
-  Образуйте от данных существительных имена прилагательные, которые
   будут обозначать признаки человека и запишите их.
— Что поможет вам в этой работе? ( вопрос: какой?)
Проверка.
На экране:  имена прилагательные
Внимательный, сильный, наблюдательный, слабый, умный, злой, рассудительный, бодрый, любопытный.
— На какое слово обратила внимание ваша орфорграфическая зоркость?
  (рассудок). Объяснение орфограммы.
— Девочки подберут синонимы к именам прилагательным.
— Мальчики – антонимы.
— Какие из этих качеств положительные, какие отрицательные?
— Какими качествами должен обладать писатель?
   Давайте развивать эти качества в себе.
— На какой вопрос отвечают наши прилагательные? (какой?)
— Какие окончания они имеют?
— В каком роде стоят?
— В каком числе и падеже?
Что можно сказать об им. прил. м. р., ед. ч., Им. пад.? ( н.ф.)

7.Обобщение знаний о начальной форме имени прилагательного.
На экране:               н.ф.
                                (какой?)
                            ой     ый      ий
                       м.р.,  Им. пад.,  ед.ч.
В каких ещё родах может употребляться имя прилагательное? ( ж.р., ср.р.)
Что мы знаем о прилагательных женского и среднего рода?

8. Распределение имён прилагательных по родам.

На экране:         м.р.                   ж.р.                      ср.р.
                         (какой?)            (какая?)              (какое?)
                       ой  ый  ий            ая    яя                 ое    ее
На экране:  словосочетания.
Больш… сугроб, тёпл… покрывало, елов… ветка, пушист… снег, стар… ель,
син…  небо, глубок… овраг, радостн… настроение, зимн… дорога.
— Из словосочетаний выпишите только имена прилагательные, вставив
   окончания и распределив слова в 3 столбика.
— По какому принципу вы сделаете это распределение? (по родам)
Проверка.
На экране:           м.р.                    ж.р.                    ср.р.
                          большой           еловая                тёплое
                          пушистый         старая                 синее
                          глубокий           зимняя               радостное
— Какие встретились орфограммы?
— От чего зависит окончание прилагательного?
— В каком числе стоят все наши имена прилагательные? ( в ед.ч.)
— Устно поставьте их во множественное число.
— Что поможет? ( вопрос какие?)
— Какие окончания у всех прилагательных множественного числа?
— Какой можно сделать вывод?
Во множественном числе имена прилагательные по родам не изменяются!
На экране:             мн.ч.
                             какие?
                             ые    ие

9. Физминутка.

10. Творческое разно-уровневое задание по цепочкам.
             1.                                         2.                                   3.
белоснежный …                 зима (какая?) …                   Составить
чудесная …                       солнце (какое?) …                свой текст
лёгкое …                            ветер (какой?) …                  о зиме.
Дети работают под музыку.
Проверка.

11. Наша страна славится великими поэтами и писателями, один из которых
      А.М.Горький. С его творчеством вы познакомитесь в средней школе.
На экране:      1) Портрет А.М.Горького
                      2) Текст
— Ребята! Я хочу прочитать обращение писателя к вам – детям.

                                                Дорогие дети!
             От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь внимательными, чуткими, вежливыми и отзывчивыми.
    Будьте здоровыми, любите друг друга. Крепко жму ваши  лапки, да будут они честными и сильными.
                                                (А.М.Горький)


— Сколько хороших и тёплых слов пожелал вам автор! И многие из них…? (имена прилагательные)
— Давайте найдём их и объясним значение некоторых слов.

12. Работа над лексическим значением слов.
Внимательный –
Чуткий –
Вежливый –
Отзывчивый –
Честный –

Итог.
          Ребята! Я очень хочу, чтобы вы были добрыми, честными, отзывчивыми, лёгкими и приятными в общении. Пусть всё самое хорошее, что есть в каждом из вас, не растеряется ни в средней школе, ни во взрослой жизни. И кем бы вы ни стали в будущем: водителем, строителем, бизнесменом – важно всегда оставаться хорошим человеком.
          Сегодня у нас день открытых дверей – и в первую очередь для имён прилагательных. Чаще используйте их в своей речи, делая её точной, яркой и выразительной.
На экране:              МОЛОДЦЫ! !!
                             + фото всего класса
           Я надеюсь, что каждый из вас в своей душе, в своём сердце открыл дверку для этой замечательной части речи, которая отвечает за красоту и богатство нашего языка. А закончить наш урок я хочу именами прилагательными из известной песни:
           Так будьте счастливы, друзья мои!
           Пусть будут ясными все ваши дни!
           Пусть ваши чувства будут сильными,
           Дела красивыми, сердца достойными любви!
Звучит песня в исполнении Вячеслава Добрынина «Будьте счастливы!»

Похожие статьи:

Русский языкКонспект урока по русскому языку во 2 классе с использованием ЭОР

Похожие статьи:

План-конспект урока по русскому языку во 2 классе с использованием ЭОР по теме «Что такое имя прилагательное?»...
Комментарии (0)