Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиШкола«Формирование творческой исследовательской деятель-ности учащихся при изучении математики.»
 

«Формирование творческой исследовательской деятель-ности учащихся при изучении математики.»

9 окт 2013 в 18:24
Автор: veraalecsandrovna
Раздел: Школа
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 1767
Поделиться:
Теги: проект
«Формирование творческой исследовательской деятель-ности учащихся при изучении математики.»
9 окт 2013 в 18:24
Автор: veraalecsandrovna
Раздел: Школа
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 1767
Поделиться:
Теги: проект

Цели и задачи творческой исследовательской деятельности учащихся при изучении математики. Формирование основных мотивов у учащихся к работе над учебным проектом или исследованием.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
1.цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2.учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3.организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:

— тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;

— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;

— организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;

— раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.

Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.

При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели— решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Проектная форма сотрудничества предполагает совокупность способов, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую организацию совместной деятельности партнёров. Такая деятельность ориентирована на удовлетворение эмоционально-психологических потребностей партнёров на основе развития соответствующих УУД, а именно:

·оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

·обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

·устанавливать с партнёрами отношения взаимопонимания;

·проводить эффективные групповые обсуждения;

·обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

·чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять инициативу для достижения этих целей;

·адекватно реагировать на нужды других.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.

Проект — это решение, исследование определенной проблемы, его практическая или теоретическая реализация. Проектная деятельность учащихся подчинена определенному алгоритму и является сложной, состоящей из нескольких этапов творческой исследовательской работы. Этим проектная методика отличается от работы над темой, в которой часто достаточно просто усвоить новый материал по теме; от ролевой игры, дискуссии и Т.п., В которых роли распределяются в групповой работе для осуществления следующего методического замысла: лучшего усвоения материала, стимулирования интереса, мотивации познавательной деятельности учащихся. Все указанные методические цели могут присутствовать и при использовании проектной методики, но, кроме всего прочего, ей обязательно присуще исследование проблемы, творческая поисковая деятельность, воплощенная в каком-либо конкретном продукте.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения математики, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их личности, высокой мотивированности обучаемых.

Результативность проектной работы зависит от множества факторов, которые должны отслеживаться учителем при планировании того или иного проекта. Знание основных особенностей типологии проекта является необходимым условием успешной реализации проекта.

Похожие статьи:

СтатьиМетодическое пособие по организации проекта в начальной школе «Знай и люби свой край»

БиологияВлияние окружающей среды на здоровье человека в Талицком районе

Начальная школаВнеклассное мероприятие на тему: "Русское чаепитие"

СтатьиОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Детский садПедагогический проект: «Семья» (2 младшая группа)

Похожие статьи:

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самостоятельному поиску, позволяет развивать критическое мышление — все...
Методический паспорт проекта «Знай и люби свой край» описывает все этапы проектной деятельности  в рамках интегративного курса "Окружающий мир".
Урок – семинар на тему «Влияние окружающей среды на здоровье человека» входит в программу по экологии «Окружающая среда и здоровье человека» в 8 классе, где отводится два урока....
...
Данный материал будет интересен педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования, предназначен для проектной деятельности с учащимися 3-4 классов.
Комментарии (0)