Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиШкола«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
 

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

9 окт 2013 в 13:52
Раздел: Школа
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 2659
Поделиться:
«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»
9 окт 2013 в 13:52
Раздел: Школа
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 2659
Поделиться:

Данная статья предназначена для учителей-предметников, рассказывает о современном уроке и традиционном.

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции

В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые
средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан
противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и
главным штурманом. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все
это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми
средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя,
урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом –
актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный,
современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами:
привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить
ученика, все дальше отходя от классических путей познания? Почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?

Однозначного ответа нет, так как

· Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.

Традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.

И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил
самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок– как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно,
понятно, это – традиционно.

Можно выделить следующие критерии эффективности современного урока

· Обучение через открытие

· Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.

· Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым
вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.

· Развитие личности

· Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

· Демократичность, открытость

· Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

· Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

· Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию

· Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или — выведенное самостоятельно понятие.

· Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно –поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Так что же главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих– объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей,

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)

Комментарии (0)