Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиШколаАлгебраПрограмма кружка "Математика после уроков"

Программа кружка "Математика после уроков"

6 авг 2016 в 09:47
Автор: Marina
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 376
Поделиться:

Программа

кружка «Математика после уроков»

Класс — 5

Курс рассчитан на 1 час в неделю в течение года

Общее количество проводимых занятий – 32 часа

Возраст обучающихся 10—11 лет

Разработчик – Подпальная М.В.,

учитель математики

Пояснительная записка

Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

Кружок «Математика после уроков» рассчитан на учащихся пятых классов (10-11 лет), склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Цели программы– развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Образовательные задачи:

— углубление и расширение знаний учащихся по математике

— привитие интереса учащимся к математике

— активизировать познавательную деятельность

— показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

— воспитание культуры личности

— воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры

— воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса

— воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплину.

Развивающие задачи:

— развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления,

-элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

— формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой (задача «о кенигсбергских мостах», математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца», составление графов и др.). Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения.

На занятиях математического кружка рекомендуется использовать ИК – технологии и возможности сети Интернет.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Задачи, решаемые с конца.

Геометрия и оптические иллюзии.

2

2

Наименьшее общее кратное и наибольший общий делитель.

Собирательный образ умножения чисел.

2

3

Арифметические ребусы.

Как возникли простые и десятичные дроби.

2

4

Переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах.

Математика в быту.

2

5

Задачи на разрезание и перекраивание фигур.

Значение математики для техники.

2

6

Загадка простых чисел.

Математика и живопись.

2

7

Числа-великаны и числа- малютки.

Математика и астрономия.

2

8

Занимательные задачи на проценты.

Прикидка.

3

9

Геометрические упражнения с листком бумаги.

Математика в природе.

2

10

Геометрические упражнения со спичками.

Предшественники персонального компьютера.

2

11

Алгоритмы.

Академик А.Н.Крылов – выдающийся математик и инженер.

2

12

Счет времени.

Женщины-математики.

2

13

Простейшие графы.

Архимед.

2

14

Симметрия на плоскости.

Математика и экономика.

2

15

Занимательные комбинаторные задачи.

Математика и космические полеты.

2

16

Заключительное заседание кружка.

Как постепенно менялись русские названия математических понятий.

1

Всего

32

Предполагаемые результаты обучения

знать

историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

названия больших чисел;

как находится НОД и НОК нескольких чисел;

методы решения логических задач;

свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

понятие графа;

понятие процента;

понятие софизма;

практическое применение математики.

уметь

читать и записывать римские числа;

читать и записывать большие числа;

пользоваться приёмами быстрого счёта;

находить НОД, пользуясь алгоритмом Евклида;

решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

использовать различные приёмы при решении логических задач;

решать геометрические задачи на разрезание и переклеивание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

решать задачи на проценты;

решать простейшие комбинаторные задачи;

решать математические ребусы, лабиринты, софизмы, показывать математические фокусы.

Методическое обеспечение

Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:

• наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические задачи, решение которых даёт им новые знания;

с помощью задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями; усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Большое внимание уделяется овладению учащимися математическими методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Примерами таких методов служат круги Эйлера, графы и др.

Кроме того, на занятиях математического кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии.

Что касается технологий обучения, т.е. определённым образом организованной серии (системы) приёмов, то наиболее адекватными являются

— проблемно-развивающее обучение;

— адаптированное обучение;

-индивидуализация и дифференциация обучения;

— информационные технологии.

При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий:

— эвристическая беседа;

— практикум;

— интеллектуальная игра;

— дискуссия;

— творческая работа.

Поурочные домашние задания в разумных пределах являются обязательными. Домашние задания заключаются не только в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной учителем.

Формы контроля:

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

— сообщения и доклады (мини);

— тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»

— творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);

— различные упражнения в устной и письменной форме.

Также возможно проведение рефлексии самими учащимися

Литература для учителя:

1. Балк М.Б. и Балк Г.Д.Математика после уроков. Пособие для учителей. — М., «Просвещение», 1971

2. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. — М.: Просвещение, 2005.

3. Журналы «Математика в школе», 2000 -2011.

4. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. — М.: Просвещение, 1981.

5. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по мате­матике (5-11 классы): Учеб. пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2002.

6. Руденко В.Н., Бахурин ГЛ., Захарова ГЛ. Занятия математического кружка в 5-м классе. М.: Издательский дом «Искатель», 1999.

7. Смыкалова Е.В. Дополнительные главы по математике для учащихся 6 класса. СПб: СМИО Пресс, 2001.

8. Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. М.: Посев, 2003.

9. Чименгирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. — М.: Просвещение, 1993.

10. Фарков А.В. Математические кружки в школе. – М. Айрис-пресс, 2007

11.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.:. Айрис-пресс, 2004.

12. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного круж­ка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

Литература для учащихся:

1. Алееницкий Н.Н., Сахаров И.П. Забавная арифметика. — М., 2005.

2. Асарина Е.Ю., Фрид М.Е. Математика выводит из лабирин­та. — М.: Контекст, 1997.

3. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. — М.: Наука, 2006.

4. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи. — М.: Просвещение, 1994.

5. Екимова МЛ., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002.

6. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1979.

7. Клименко Д.В. Задачи по математике для «любознательных». — М.: Просвещение, 1991.

8. Кордемский Б.А. Великие жизни в математике. — М.: Про­свещение, 1995.

9. Лоповок Л.М. Математика на досуге: Кн. для учащихся средн. школь­ного возраста. М.: Просвещение, 1981.

10. Минковский В.Л. За страницами учебника математики. — М.: Просвещение, 2005.

11. Нагибин Ф.Ф., Канин E.G. Математическая шкатулка. — М.: Просвещение, 1988.

12. СпивакА.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.

13. Чистяков В.Д. Исторические задачи. — М: Просвещение, 2002.

14. ШарыгинИ.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. М.: Дрофа, 2003.

Комментарии (0)