Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиШколаИнтерактивные методы в профилактической работе образовательного учреждения
 

Интерактивные методы в профилактической работе образовательного учреждения

28 окт 2013 в 13:26
Автор: Наташа
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 3304
Поделиться:
С развитием общества изменяются  приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения. А сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.В статье раскрывается понятие интерактивное  обучение, возможность использовать интерактивные методы в профилактической работе образовательного учреждения.

«Интерактивные методы в профилактической работе
образовательного учреждения»


«Скажите мне – я забываю,
Покажите мне,  я могу  запомнить,
Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда»

Китайская пословица

 

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Сегодня многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.

В психологии интеракция — это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)», а социальная интеракция — процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

         Интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются  информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Среди основных принципов интерактивного обучения называют диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения.

При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.

Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на: дискуссионные —  диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;  игровые —  дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры —   тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.

В нашей школе интерактивные методы используются не только при организации образовательного процесса, но и во внеурочной деятельности. Интерактивная модель обучения наиболее эффективна в профилактической работе школы.

Одной из популярных форм  профилактической работы в школе являются акции. Это вид массовой игровой работы в школе. Собственно, это не игра, а игровая среда, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса. Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила, намеченный результат.

Основная цель таких акций — расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных эмоций, культурных значений. Акции могут быть эпизодичны, внезапны, невелики по количеству участников или длительности проведения. Если они иногда случаются в школе — это замечательно.  Например, «День вежливого отказа», «Ищу друга» или «День без конфликтов». «Тайный друг». Такие акции, как «Лучший слоган против пива», «А мы — против!», могут быть реализованы следующим образом: подготавливается стенд — «забор», «стена» На них учащиеся могут записывать слоганы, высказывания, речевки, агитки.  Важные особенности акции — ненавязчивость и необычность. Она не  мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции объединяют участников, создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние.

Очень эффективный метод, который используется мною на уроках и занятиях — метод, получивший название мозговой штурм (мозговая атака),  который предложил А. Осборн в конце 1930-х годов в США. Этот метод является наиболее свободной формой дискуссии, хорошим способом быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Он используется для коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов, где предполагаются генерация в группе разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Метод «мозгового штурма» относят одновременно к группе проблемных и коммуникативных методов. Успех проведения «мозгового штурма» зависит от соблюдения двух главных принципов.

Первый —  при совместной работе рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной деятельности тех же самых людей. Второй принцип состоит в том, что если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей.

«Мозговой штурм» включает три этапа: подготовительный, этап генерирования идей, этап анализа и оценки идей. Продолжительность «мозгового штурма», как правило, не менее 1, 5-2 ч. На подготовительном этапе решаются организационные вопросы, дается задание, участники знакомятся с правилами, распределяются роли. На следующем  этапе участники могут выдать до ста идей, из которых принимаются любые: и здравые, обдуманные, и фантастические, даже абсурдные. Все идеи записываются. В заключительном этапе идет  оценка, критика, аргументирование и ранжирование значимых для решения проблемы идей, оформление наиболее оптимальных идей и предложений.

Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь с учениками,  учет их запросов по поводу содержания, способов совместной  деятельности и характера атмосферы взаимодействия. В практической психологии и педагогике в последнее время накоплен большой арсенал техник получения обратной связи.  

Интерактивное обучение — несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики. Такие методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, повышают  мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.

Кроме того, интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса,  совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.

Похожие статьи:

Начальная школаОсобенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе

Детский садИгровое взаимодействие с детьми "Остров возможностей"

СтатьиОбразовательная программа "Форсайт: взгляд в будущее"

СтатьиСюжетно-ролевая игра

Детский садС.Р.И. "Ферма"

Похожие статьи:

Данная модель дестко-взрослого взаимодействия достаточно эффективная в работе с детьми 6-7 лет, родителями и учителями школ....
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве...
Сюжетно-ролевые игры
«Ферма»сюжетно-ролевая игра .Шаварина Серафима НиколаевнаСамарская об, Красноармейский р, п. Ленинский....
Данный материал может применяться на уроках английского языка в первые годы обучения, а так же на внеклассных мероприятиях, тематических встречах с англоязычной направленностью....
Образовательная программа "Форсайт: взгляд в будущее" с ипольззованием новой методики построения образа цели — "дерево возможностей".
Комментарии (0)