Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиШколаМузыка (пение)живут волшебники на свете
 

живут волшебники на свете

14 авг 2016 в 13:59
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 495
Поделиться:

урок в 5 классе синтез искусств

урок в 5 классе синтез искусств

Урок музыки в 5 классе II-ой четверти.

Тема урока: Живут волшебники на свете. Синтез искусств.

Цель: развитие ценностного отношения к музыке и литературе через поэтичность музыки Э. Грига и музыкальность Г.Х. Андерсена. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять в совместной деятельности по открытию новых знаний.

Личностные результаты:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

— овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

— наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное мышление, творческое воображение;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять

цель учебной деятельности;

— в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии

оценки.;

— выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать

из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике.

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации дня выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, интернета;

— строить сообщения в устной и письменной форме;

— научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений, выделять существенную информацию из муз.произведений разных жанров;

-осуществлять анализ музыки с выделением существенных и несущественных признаков;

-внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, прогнозировать содержание темы, самостоятельно решать творческую задачу.

Коммуникативные УУД:

— использование речи для регуляции своего действия;

— активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного;

— способность вести диалог;

— работать в творческой группе;

— участие в коллективном обсуждении проблем.

Тип урока: углубление и расширение темы II четверти на примере творчества Э.

Грига и Г.Х.Андерсена.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

— объяснительно-иллюстрационный,

— частично-поисковый.

— метод эмоциональной драматургии;

— метод интонационно-стилевого постижения музыки;

— метод художественного контекста;

— метод междисциплинарных взаимодействий;

— метод проблемного обучения.

Музыкальный материал:

«Утро» Э.Григ.

«Песенка о троллях». Музыка Г.Гладкова, слова из норвежской народной поэзии.

«Сердце поэта» муз. Э. Грига, слова Г.Х.Андерсена,

«Поэтические картины» Э.Григ.

Литературный материал: стихи «Мелодии сердца»Г.Х.Андерсен.

Техническое оборудование: муз инструмент, компьютер, мультимедиа проектор, музыкальный центр, диски в формате СД, МР-3.

Дополнительный материал: альбомы для рисования, карандаши, фломастеры, ручки, тетради.

План урока.

Этапы урока в соответствии с идеей

художественно-педагогической

драматургии

Деятельность учащихся

Вступление.

Постановка проблемы урока

Распевка «Утро» Э.Грига

Поэтичность музыки Э.Грига

и музыкальность поэзии Г.Х.Андерсена

Вокально-хоровая работа

учащихся по распеванию

Завязка.

Первая тема.

Слушание романса

«Сердце поэта»

муз. Э Грига,

стихи Г.Х. Андерсена.

Прослушивание и ответы на вопросы.

Вторая тема.

Поэтическое творчество

Г.Х.Андерсена «Мелодии сердца»

Чтение стихов учениками

(3-4 человека)

Разработка.

Углубление проблемной ситуации

(сказка в музыке)

Сказочность творчества

Э. Грига.

Исполнение» Песенки

о троллях»

муз. Гр. Гладкова,

сл. из норвежской народной поэзии.

Разгадывание кроссворда.

Слушание рассказа о детстве Э.Грига.

Инсценирование песни «Песенка о троллях»

Реприза.

Возвращение к поставленной в начале урока проблеме.

«Поэтические картины» Э.Грига

Слушание фортепианных миниатюр, составление синквейнов

Кульминация.

Подведение к главному выводу.

Исполнение песни

«Где водятся волшебники»

Исполнение песни хором.

Ответы на вопросы

Финал

Решение проблемы

Волшебная сила Искусства!

Домашнее задание

Ход урока.

Оргмомент. Дети входят в кабинет музыки под музыку Э.Грига «Утро».

Учитель. Здравствуйте, ребята, рада видеть вас в хорошем настроении и добром здравии. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос и тем самым решить проблему: «Кого мы можем назвать земными волшебниками?» (слайд №1)

Ребята, вы, наверняка, узнали прозвучавшую сейчас мелодию?

(«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.)

Давайте начнем наш урок, как всегда с распевания. Но попевка сегодня будет необычной. Мы используем фразу только что прозвучавшего произведения Э. Грига. Посмотрите, какие замечательные слова придумали к этой инструментальной музыке слушатели. Давайте их прочитаем. На что это похоже? (на маленькое стихотворение)

Ребята, как вы думаете, почему так легко легли в основу музыки слова. О чем это говорит?

( Музыка пьесы «Утро» Э. Грига певучая, плавная, поэтичная)

Распевание на мелодию «Утро» со словами

(3-4 тональности)

(слайд №2)

Ребята, как вы думаете, какую тему мы сегодня будем продолжать и закреплять.

(«Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Синтез искусств.)

А какие жанры появляется в результате синтеза литературы и музыки?

(Песни, романсы, дуэты, трио, квартеты, хоры, контаты, оратории, оперы, балеты)

Поможет нам в этом музыка норвежского композитора Э. Грига. Мы познакомимся с новыми вокальными и фортепианным произведениями этого композитора. А поможет нам в этом дружба Э. Грига с датским писателем Г. Х. Андерсеном.

(слайды № 3,4) фрагмент слайда №3

Звучит романс «Сердце поэта» муз. Э. Грига на слова Г.Х. Андерсена.

(слайд №5)

Учитель. В каком вокальном жанре написано это произведение? (жанр романса).

Что общего между романсом и песней, и чем они отличаются?

(Оба являются жанрами вокальной миниатюры, романс – это сольное произведение с богатым инструментальным сопровождением, а песня может исполняться хором и без аккомпанемента)

А знаете ли вы, кто является автором слов? О каком замечательном сказочнике мы сегодня говорим?

(Г.Х.Андерсен).

Да, действительно, Г.Х.Андерсен, не только великий сказочник! Его перу принадлежат и множество стихов, и сегодня мы услышим строки из цикла «Мелодии сердца». А после прочтения ребятами фрагментов из его стихотворений, я прошу вас сформулировать цель нашего урока.

(слайд № 6)

Чтец I.

Тёмно-карих очей взгляд мне в душу запал,

Он умом и спокойствием детским сиял;

В нём зажглась для меня новой жизни звезда.

Не забыть мне её никогда, никогда!

Чтец II.

Тебе непонятны ни волн рокотанье,

Ни звучных аккордов, ни песен рыданье,

Ни запах душистых весенних цветов,

Ни пламя сверкающих в небе миров,

Ни пение пташек, встречающих лето,

Так, где же понять тебе душу поэта?

Чтец III.

Увял букет, тобой мне данный,

Но верю, вновь – благоуханный

Воскреснет в песнях он моих.

Узнай и встреть приветом их!

фрагмент слайда №4

Учитель. Как вы думаете? Почему Г.Х. Андерсен дал такое название своему циклу стихов? (часто встречаются слова связанные с музыкой, песней, очень мелодичные стихи, хочется превратить их в песни, наверное, у него душа пела, когда он писал стихи).

А как вы думаете, что могло вдохновить Поэта Андерсена на создание таких замечательных стихов. Не догадались ли вы кому он мог их посвятить?

(Музыка Э. Грига. Он посвятил их Э. Григу).

А как можно сформулировать цель нашего урока?

(Показать взаимосвязь музыки и литературы через поэтичность музыки Э. Грига и музыкальность поэзии Г.Х. Андерсена. Показать волшебную силу музыки, искусства)

Учитель. Поэзия и сказки гармонично сочетались в творчестве этого великого писателя Г.Х Андерсена. Сегодня картинная галерея, где представлены живописные произведения знакомых вам сказок Г.Х.Андерсена, поможет нам угадать героев норвежских сказок (предыдущее домашнее задание: вспомнить сказки Г.Х.Андерсена)

Разгадывание кроссворда по картинкам из сказок Г.Х… Андерсена:

гадкий утенок,

снежная королева,

свинопас,

русалочка,

соловей,

огниво.

( слайд № 7)

Учитель. Назовите сказки, в которых музыка играла главную роль.

( «Свинопас», «Соловей»)

Посмотрите, какие памятники ставят норвежцы своим сказочным героям. (слайд №11)

Ребята, а какое домашнее задание было задано к сегодняшнему уроку?

(Необходимо было найти в книгах или интернете информацию о скандинавских сказочных персонажах)

Ребята, а каких сказочных персонажей Норвегии, Швеции и Дании вы знаете?

(рассказы детей).

А сейчас я предлагаю вам хором исполнить «Песенку про Троллей» Григория Гладкова.

Постарайтесь петь выразительно, иронично, шутливо, с юмором. Ведь у трех троллей разные характеры, поэтому постарайтесь интонацией показать характер каждого из них.

(хоровое исполнение)

Молодцы.

(слайд №9)

Исполняется «Песенка про троллей» муз. Гр. Гладкова.

Жили – были трое троллей

На вершинах дальних гор.

Жили тролли, не скучали,

Хоть молчали с давних пор.

Как-то раз – никто не знает,

От каких таких причин,-

В той стране раздался грохот.

— Что за шум? – спросил один.

Но затих ужасный грохот,

И опять настал покой.

Двести лет прошло в молчанье…

— Это мышь! – сказал другой.

Слайд №9

А когда ещё столетье

Протекло над краем снов,

Третий тролль сказал:

-Прощайте, ненавижу болтунов!

Учитель. Можно ли назвать эту песню музыкальной сказкой? Почему?

(да, потому что в этой норвежской песне есть сюжет, три сказочных героя с разными характерами).

Учитель.Дорога шла вдоль ущелья. Эдвард остановился около сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:

— А где же тролли? Где они могут прятаться?

— Ты спрашиваешь, где живут тролли? В сказках, мой милый. В старых норвежских сказках!

Эдвард не поверил отцу. Тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. И великаны тоже есть на самом деле. А далеко в море раскинулись волшебные острова, но достичь их могут лишь самые отважные и сильные. И вообще, всё, что существует – живое! И умеет говорить. Гора разговаривает с ручьём, ручей с рекою, река с морем, а море с небом.

Для Эдварда, действительно, природа была живой. И сам он жил в мире сказок. Мать Эдварда – фея. Только фея может так играть на рояле! Всё становится необычным, и хочется куда-то лететь.

Учитель.Как вы думаете, о каком мальчике шла речь? Найдите в тексте слова, подтверждаюшие мысль о том, что музыка обладает волшебной силой. Найдите в тексте слова, подтвердающие то, что Э. Григ очень любил сказки и жил в мире сказок.

Любовь к поэзии и сказкам, а особенно Г.Х. Андерсена, оказало свое воздействие на творчество Э.Грига. Взаимная симпатия двух художников была основана на глубоком духовном родстве и близости творческих индивидуальностей. Последнее ярко проявилось в «Поэтических картинах» для фортепиано Э.Грига.

« …В каждой из этих маленьких пьес «без названия»,- пишет исследователь творчества композитора О.Левашов,- слушатель легко угадывает то стихотворения, то лирические сказки Андерсена…».

А сейчас я предлагаю вам послушать эту музыку. Постарайтесь быть очень внимательными, подмечайте все детали, смену настроения.

(Слушание музыки Э. Грига «Поэтические картинки»).

Ребята, вам понравилась музыка? Какая она по характеру? Как вы думаете, почему Э. Григ дал такое название этому произведению? Разве в нем есть поэтический текст? Что вы в ней услышали?

(По характеру загадочная, вдохновенная, романтическая, стратсная сказочная, поэтичная. Слушая эту музыку, можно писать и лирические стихи и рисовать картины, представить весь огромный мир сказок. В музыке слышатся сказки и поэзия Г.Х.Андерсена)

(слайд №13)

А теперь мы разделимся на две группы и выполним небольшое творческое задание. Это будет сиквейн. Но для начала давайте вспомним, что это такое?

(Синквейн– это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн– это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам)

(класс делится на три группы- романтики, журналисты и поэты. Ребятам даётся творческое задание, прослушав произведение «Поэтические картинки», составить синквейн. Во время выполнения творческого задания, рекомендуется повторить услышанное ранее произведение)

(слайд №14)

Учитель. Давайте, почитаем ваши синквейны. (Ученики по желанию читают синквейны). Оценивание(Отметка в оценочный лист).

Как вы думаете, что помогло вам в сочинении сиквейнов? (Сказочность и поэтичность музыки Э.Грига).

Ребята, какой вывод можно сделать на этом этапе урока?

Какой силой обладает музыка Э.Грига и поэзия Г.Х.Андерсена? (Волшебной)

Почему?(потому что, музыку Э.Грига можно превратить в стихи, а поэзию Г.Х.Андерсена – в музыкальное произведение )

А как вы думаете, мы с вами достигли цели нашего урока? Что мы должны были сегодня доказать и показать?

(Достигли. Показали взаимосвязь музыки и литературы на примере поэтичности музыки Э. Грига и музыкальности поэзии Г.Х. Андерсена? Доказали, что музыка и поэзия обладают волшебной силой)

Какие произведения музыки и литературы нам сегодня помогли в этом?

(Романс «Сердце поэта» Э. Грига, стихи Г.Х. Андерсена, «Песенка про Троллей» Г. Глаткова, «Поэтические картинки» Э. Грига)

(слайд №13)

Учитель. Кого мы можем назвать земными волшебниками?

Во что они верят? Что, уходя, оставляют они нам в наследство?

(ответы учеников)

(слайд№14)

Итог урока.

Искусство обладает волшебной силой. Оно вдохновляет человека на хорошие поступки, учит любить и понимать природу, ценить человеческие отношения, бороться со злом, верить в добро и чудеса.

Домашнее задание.

Продолжить работу над рисунками и синквейнами.

Приложения

Оценочный лист

ФИ ученика

Оценка качества участия в коллективном обсуждении проблемы, постановке цели урока

Оценка качества работы в творческой группе (составление сиквейнов)

Оценка качества при исполнении песни

Выразительность при чтение стихотворений

разгадывание кроссворда

Умение работать с текстом

Умение делать обобщения, выводы

Итоговая отметка

Текст

Учитель.Дорога шла вдоль ущелья. Эдвард остановился около сосны, выглядывающей из глубины ущелья. Мальчик долго смотрел на сосну. Потом, повернувшись к отцу, спросил:

— А где же тролли? Где они могут прятаться?

— Ты спрашиваешь, где живут тролли? В сказках, мой милый. В старых норвежских сказках!

Эдвард не поверил отцу. Тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. И великаны тоже есть на самом деле. А далеко в море раскинулись волшебные острова, но достичь их могут лишь самые отважные и сильные. И вообще, всё, что существует – живое! И умеет говорить. Гора разговаривает с ручьём, ручей с рекою, река с морем, а море с небом.

Для Эдварда, действительно, природа была живой. И сам он жил в мире сказок. Мать Эдварда – фея. Только фея может так играть на рояле! Всё становится необычным, и хочется куда-то лететь.

Где водятся волшебники?

Автор текста (слов):Энтин Ю. Композитор (музыка):

Минков М.

Комментарии (0)