Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиШколаРусский языкИнтерактивные средства наглядности как средство формирования мотивации к изучению русского языка
 

Интерактивные средства наглядности как средство формирования мотивации к изучению русского языка

8 окт 2012 в 11:45
Автор: liseno4ka
Раздел: Русский язык
Рейтинг: +4
Голосов: 4

Просмотров: 6457
Поделиться:
Интерактивные средства наглядности как средство формирования мотивации к изучению русского языка
8 окт 2012 в 11:45
Автор: liseno4ka
Раздел: Русский язык
Рейтинг: +4
Голосов: 4

Просмотров: 6457
Поделиться:

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Источниками информации в условиях обучения можно отнести базы данных и информационно — справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы сети Internet т.д.

В качестве инструментов учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникации — локальные компьютерные сети и Интернет. Преимущества обучения, проводимого с использованием компьютеров состоит в использование цвета, графики: многократное возвращение на экран одного из разделов или параграфов.

Преимущества обучения с использованием средств ИКТ нашли широкое применение в структуре наглядных средств обучения. Наглядные средства обучения или иллюстративные материалы — это рисунки, схемы, диаграммы, фотографии, мультимедиа и другие графические изображения, поясняющие текст.
Принцип наглядности обучения в современной дидактике — это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации.

Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация[1]. Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).[2]

Средства наглядности обретают новую функциюуправление познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания.
Одним из требований эффективной методики использования иллюстративных средств обучения является реализация их дидактических и воспитательных возможностей.
Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями информации, способствует повышению степени мыслительной активности учащихся.

Среди средств мультимедийной наглядности (на основе как изобразительных, так и условно-графических иллюстраций) выступают:

  • все фотоизображения;
  • анимация и 3D моделирование (без звука);
  • анимация и 3D моделирование (с музыкальным или речевым сопровождением);
  • аудиофрагменты (аудиофрагменты текста, аудиолекции, звуковые комментарии к рисункам, речевые фрагменты персоналий и др.);
  • видеофрагменты, или видеоролики;
  • аудиовидеофрагменты (лекций, конференций, видеообращений, политических событий, явлений и др.);
  • видеофильмы (художественные и документальные).

Для учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения с помощью интерактивных средств наглядности предусмотрены: выбор темпа продвижения каждым обучаемым; многократные повторы действий, вариативные формы подачи учебной информации с учетом преобладания зрительных, слуховых типов восприятия и памяти, абстрактного или конкретного мышления.

Наглядные средства обучения с помощью компьютера активизируют все компоненты процесса обучения: целевой, стимул мотивационный, содержательный, операционно — деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.

Компьютерная наглядность применяется па трех уровнях обучения:

1. на уровне восприятия грамматико-орфографического материала;

2. на уровне осмысления, закрепления;

3. на уровне обобщения и повторения.

Предусмотрена следующая градация дидактических функций электронных средств наглядности: на первом уровне интерактивные средства наглядности призваны стимулировать познавательную активность, желание понять сущность грамматико — орфографических явлений и овладеть понятийным аппаратом. Для достижения этих задач демонстрационно-тренировочные средства наглядности используют преимущественно иллюстративно-репродуктивный метод. На втором этапе наглядность используется для стимулирования желания получить не только базовый, но и факультативный объем знаний, умений и навыков. Для достижения поставленных задач на данном уровне обучения используется объяснительно-иллюстративный, а также проблемный методы. Третий уровень обучения позволяет с помощью интерактивной наглядности стимулировать желание углубленно изучать предмет[8;37].

Современные интерактивные средства наглядности обладают уникальными дидактическими возможностями. Они позволяют:

Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке русского языка это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик)[3];

Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;

Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;

Мобилизовать внимание обучаемого;

Воспроизводить и комментировать информацию;

Выходить в мировое информационное сообщество;

Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес[4].

Как считает Левицкий С.П., возможности использования современных интерактивных средств наглядности не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Также это проявляется и на уроках русского языка. Это представлено в таблице:

Процессы

Технические функции компьютеров в обучении

русскому языку

воздействие на органы чувств

Графика, анимация, звук, цветовая палитра

память

Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи языко­вой учебной информации

мышление

Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма ре­шения грамматико-орфографической задачи, проблемные задания, вопросы

обобщение

Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руко­водство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д.

укрепление

Повторное воспроизведение важных элементов грамматико-орфографического разбора, предъявление других вариантов дидактического материала, многоступенчатый тренинг

изменение

Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объемом языкового материала

Применение интерактивных технологий при реализации рассматриваемого принципа обеспечивает возможность интенсификации обучения и повышение мотивации обучения за счет применения современных способов обработки аудиовизуальной информации, таких, как:

· «манипулирование» (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;

· контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;

· деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);

· дискретная подача аудиовизуальной информации;

· тонирование изображения;

· фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения “под лупой”;

· многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном «окне» — видеофильм, в другом — текст);

· реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм)[5].

Таким образом, принцип наглядности обучения при использовании компьютерных информационных технологий приобретает следующие особенности:

1. Компьютерная обработка существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее (особенно при использовании интерактивных технологий).

2. В связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание «наглядной абстракции». Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это необходимо.

Благодаря мультимедийным и интерактивным возможностям компьютера и демонстрационного оборудования можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности обучения, а именно — высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми признано, то второе преимущество, заключающееся в возможности наглядно-образного представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в должной мере осознано. Но именно в нем скрывается большой резерв повышения эффективности процесса обучения. Благодаря этому преимуществу облегчается переход к дедуктивной логике учебного процесса.

Таким образом, требование обеспечения наглядности в случае использования электронного учебного материала могут и должны быть реализованы на принципиально новом, более высоком уровне. В перспективе, когда получат большее распространение системы виртуальной реальности, обеспечивающие воздействие на зрение, слух, осязание и даже обоняние, по-видимому, целесообразнее будет говорить не только о наглядности, но и о полисенсорности обучения, то есть чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания.



[1]Подгаецкая, И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. / И. М. Подгаецкая. – М.: Дрофа, 1984 – 220 с.

[2]Зельманова, Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. / Л. М. Зельманова. – М.: «Просвещение», 1984 – 280 с.

[3]Гудилина, С. И. Наглядность в медиаобразовательных технологиях. / С. И. Гудилина. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/vmuza/naglyadnost/naglyadnost.htm

[4]Живенкова, Н. Е. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы. / Н. Е. Живенкова – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org

[5]Ипполитова, Н. А. Средства обучения русскому языку. / Н. А. Ипполитова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/ B358/B358Chapter1-4-12.php.

Опубликовала:

учитель русского языка и литературы Прошина Елена Юрьевна

 

Похожие статьи:

Русский языкКак полюбить слово

Русский языкУрок русского языка в 3 классе на тему «Разделительный твердый знак (ъ)»

Начальная школаКалендарно–тематическое планирование по русскому языку 3 класс по УМК «Начальная школа ХХI века»

СтатьиРабота над ошибками по русскому языку в начальных классах

Русский языкРабочая программа курса «Русское речевое общение» для 10 класса

Похожие статьи:

Методическая разработка урока рус.языка по теме: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука»...
Календарно–тематическое планирование по русскому языку 3 класс по УМК «Начальная школа ХХI века».Автор Гутте З.К., учитель начальных классов МБОУ СОШ №80 г.Краснодара....
В статье рассматривается разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания словарных слов....
Данная методика дает результаты только при системном, целенаправленном подходе и когда взаимодействие учителя и ученика имеет партнерский, договорной характер: “учитель рядом, а не сверху”. некоторые учащиеся пишут достаточно грамотно. Не зная никаких правил или не...
Комментарии (3)