Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиШколаУЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИСТОЧНИК ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ
 

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИСТОЧНИК ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ

9 окт 2013 в 14:09
Раздел: Школа
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 1992
Поделиться:
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИСТОЧНИК ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ
9 окт 2013 в 14:09
Раздел: Школа
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 1992
Поделиться:

Статья посвящена эстетическому воспитанию школьников через предметы искусства.

Урок-это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального

богатства, показатель его

кругозора и эрудиции.

В.А.Сухомлинский.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИСТОЧНИК ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ПОДРОСТКОВ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВ

(На примере таких учебных предметов, как музыка, литература, изобразительное искусство)

Специфика современной социокультурной ситуации в России такова, что в первую очередь школа ответственна за воспитание «человека культурного», человека духовного, в жизни которого значимым является эстетический мотив, эстетическое отношение. Вместе с тем воспитание эстетического отношения школьника к различным сторонам действительности осуществляется в основном за рамками учебного процесса. Проблема обостряется дефицитом времени, большой учебной нагрузкой современного школьника. Это делает необходимым использование всех возможностей учебного процесса для приобщения подростка к духовно высоким образам культуры и искусства.

Выбор младших подростков — учащихся 5-х классов — обусловлен отсутствием эстетического интереса в этом возрасте — важнейшем периоде развития мотивационно – потребностной сферы личности, в котором возможно либо пробудить эстетическую активность ученика, либо «погасить» её навсегда, а также качественно новым уровнем изучения предметов образовательных областей искусства.

Учебные предметы — музыка, литература, изобразительное искусство — живопись, графика, скульптура характеризуются направленностью на развитие эстетической культуры школьников (это определено их целями, содержанием). В ходе изучения предметов происходит целенаправленное и систематическое познание языка, лежащего в основе любой культуры, а также языка.

Искусство — одна из форм общественного сознания, отражающая действительность специфическими средствами. Благодаря своей яркой, образной форме, искусство полнее и быстрее других форм общественного сознания воздействует на людей, так как позволяет не только осознать, но и прочувствовать воспринятое.

Интеграция учебных предметов, входящих в данные образовательные области, даёт широкие возможности для развития эстетической культуры в целом, становления эстетических интересов подростков. Реализация эстетического потенциала учебного процесса во многом определяется содержательными основами образовательной области. Такие учебные предметы как музыка, литература, ИЗО обладают максимально широкими возможностями для того, чтобы стать источниками этих эстетических интересов.

Знакомство в школе с искусством — целенаправленно происходит в процессе изучения предметов образовательной области «Искусство». В условиях современной социокультурной ситуации это обретает особую значимость: вне искусства не живет ни один человек, «тренаж души» происходит обязательно — или самыми духовно высокими образами, традициями искусств, или самыми примитивными, даже античеловеческими" (Б.М. Неменский). Понимание неразрывной связи искусств ведёт к проблеме интеграции учебных предметов. Однако вопрос взаимодействия искусств в школьном образовании, поиск путей и средств гармонизации научной, рациональной и эмоционально-образной, художественной формы познания мира до сих пор не решён.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСКУССТВ — взаимное соприкосновение и влияние различных видов искусства друг на друга в процессе их исторического развития. В художественной культуре каждой страны и эпохи виды искусства существуют и развиваются не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом. При гармоничном развитии всех искусств между ними возникают взаимодействия. Каждое из искусств способно художественно познавать сущность жизни, человеческих отношений, общественного развития, т. е. отражать мир в целом. Вместе с тем каждый вид искусства одновременно нуждается в помощи других, ибо возможности непосредственного отображения действительности у него ограничены. В этой диалектике общего и специфического в художественной сфере коренится основа процессов взаимодействия между искусствами, которые происходят в развитии художественной культуры на всех этапах её истории.

С одной стороны, каждый вид искусства стремится максимально выявить, усилить и развить то, что составляет его неповторимую особенность, отличает его от всех других и является его преимуществом перед ними, оправдывающим его право на существование. Но, с другой стороны, каждое искусство стремится также учесть и использовать опыт других, обменяться с ними достижениями, расширить свои возможности и границы.

Искусства всегда развиваются, но всегда отличаясь «лица не общим выраженьем», они вместе с тем сообща решают одни и те же задачи. Разделяясь, они стремятся породниться друг с другом.

При всей специфичности изобразительно-выразительных средств отдельных искусств между ними существует связь, выражающаяся и в том, что они подчинены некоторым общим закономерностям, и в том, что в определенных условиях те или иные искусства могут пользоваться средствами других искусств.

Черты взаимовлияния различных искусств можно проследить в любом виде художественного творчества. Воздействие одного искусства на другое плодотворно, когда оно совершается на основе сохранения специфики какого-либо вида искусства и ведёт к обогащению его чертами другого, к расширению художественных возможностей и средств.

Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния и взаимопонимания принадлежит к важнейшей проблеме художественного образования. Взаимодействие между искусствами существенно влияет на полноценность тех или иных результатов художественного образования.

Для художественной культуры общества, выполняющей задачу всестороннего и гармоничного развития личности, одной из ведущих закономерностей является тенденция к развитию видов искусств как единой системы. Взаимодействие между ними служит расширению горизонтов каждого из искусств, углублению художественного познания мира.

Выражая многообразие и полноту окружающего мира через различные виды искусств художественная культура формировала художественное сознание человека, делая из него человека культуры. Каждое искусство стремится выразить и развить то, что является его неповторимой особенностью, а с другой стороны использовать опыт и достижения других видов искусств, расширить свои возможности и границы.

Изучая художественную культуру в комплексе, учащиеся приобретают знания о различных стилях, жанрах, этапах исторического становления художественной культуры в целом, и её взаимодействие с эволюцией общества. Универсальное значение всех видов и уровней художественного образования незаменимо в интенсивно развивающемся образовании педагогики, одновременно даёт возможность изучения комплекса искусств, как необходимого компонента профессионального образования ЧЕЛОВЕКА культуры. Отсюда возникает преемстенность развития художественного мышления в отличие от одностороннего формирования профессиональных навыков в раннем возрасте, при которых игнорируется воспитание основ художественного воспитания. Воздействие комплекса искусств – это условие, принцип и метод художественного развития личности.

Интересы младших подростков разнообразны, а их эстетические интересы в основном ориентированы на эстетику массовой культуры, проявляются главным образом в сфере эстетического созерцания. Обнаружена тесная связь уровня знаний школьников об эстетическом явлении и наличием эстетического отношения к нему. Односторонность эстетических интересов подростков во многом обусловлена тем, что значимыми источниками эстетической информации являются друзья, средства массовой информации, родители. Функция корректировки и укрепления разносторонних эстетических интересов, очевидно, в основном ложится на школу. Учителя школы, большинство которых обладают глубокими и разносторонними эстетическими интересами, для пятиклассников не являются значимыми источниками информации об эстетических явлениях, недостаточно стимулируют творческую активность подростков в учебном процессе. На уроках музыки, литературы и изобразительного искусства эстетические интересы проявляются ярче, но укрепление интересов происходит тяжелее, так как, в соответствии с учебным планом, уроки проходят один раз в неделю.

Нужно отметить, что у младших подростков недостаточно развито личностное эстетическое отношение к таким учебным предметам, как музыка, литература, ИЗО. Эстетическое отношение проявляется эпизодически, находит поддержку со стороны учителей преимущественно во внеучебной деятельности. Возникновение эстетического интереса подростков на уроках связано с познанием нового и с процессом деятельности на этапе первичного закрепления. Вызывает тревогу то, что учителя музыки, литературы, ИЗО не ориентированы на создание условий для проявления и развития эстетических интересов подростков на уроках. Когда учитель стимулирует эстетическую и познавательную активность своих учеников, их интересы отчётливо проявляются. Стихийно возникающие эстетические интересы пятиклассников зависят от особенностей познавательного отношения к предмету, специфики психо-эмоционального развития мальчиков и девочек. И только развив у учащихся обобщённую творческую способность воспринимать целостный художественный образ можно рассчитывать, что художественное образование будет активно способствовать становлению творческой индивидуальности учащегося как исполнителя – творца и как грамотного слушателя и зрителя. Следовательно, творческие способности ребёнка будут развиваться не как ряд отдельных компонентов личности, а как множественность единого качества характеризующего развитие личности учащегося в целостно-личностном плане.

Анализ специфики проявления и развития эстетических интересов младших подростков показывает, что развитие эстетических интересов школьников этого возраста нуждается в педагогической поддержке. Особенности развития эстетических интересов подростков определяет личность учителя. Реализация возможностей учебного процесса как источника эстетических интересов подростков происходит только в условиях его особой организации, стратегия которой определяется учителем. Расширение методической и психолого-педагогической компетенции педагогов экспериментальных образовательных областей является необходимым условием организации учебного процесса как источника эстетических интересов подростков.

Комментарии (0)