Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиШколаВоспитание патриота
 

Воспитание патриота

12 окт 2013 в 10:38
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2801
Поделиться:
Статья посвящена патриотическому воспитанию в школе
Воспитание патриота
 «Идея России, которая осознается нами,
должна определить путь нашего будущего служения ей»
Г.П.Федотов
 
Воспитание детей  и молодежи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных объединений и организаций. Социально – экономические инновации в период становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, подрастающего поколения, высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В настоящее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в различных сферах жизни произошел спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших.
 
Существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи, а именно:
несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодежи и подготовке их к военной службе;
малочисленность высокопрофессиональных кадров, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
отсутствие системы координации министерств, ведомств, научных и образовательных учебных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодежиЧто же такое патриотизм?
Патриотизм –
(греч. Patris –отечество, родина)
чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее.
(Психолого – педагогический словарь. Автор – составитель  В.А. Межириков. 1998 г.)
 
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Для меня проблема воспитания патриота становится особенно актуальна  и значима.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь  к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с самого малого – с любви  к своей семье, своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействие, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно – нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.
В патриотическом воспитании реализуется идея социализации личности. Важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, создать условия для активного познания младшим школьником окружающей его социальной действительности, для освоения культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности. Гуманистическая парадигма объявляет человека высшей цен­ностью на земле и выдвигает новый подход к решению проблем в отношениях человека к природе, к обществу и к самому себе.
Я считаю, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Знаю, что эта работа ведется во многих дошкольных образовательных учреждениях нашего района.
Проводя эту работу, стараюсь использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
 
Основные принципы, которых я придерживаюсь в своей работе:
1.Энциклопедичности
2.Краеведческий (региональный)
З.Культурологический (приобщение детей к истокам культуры)
4.Тематический (деление материала на основные темы)
5.Наглядности (видео, экскурсии, плакаты, карты и др.)
 
Организация учебно-воспитательного процесса предполагает:
пятнадцатиминутки
классные часы
комбинированные занятия
экскурсии в музей, по памятным местам города, на природу
просмотр видеофильмов
творческая мастерская (рисунки, плакаты, поделки)
встречи с интересными людьми 
Что может здесь сделать школа, школа, которая строит воспитательную систему «Школа Мудрости»?
Прежде всего нужно подумать об органичном включении в систему учебно-воспитательного процесса предметов воспитательной значимости, направленных на формирование ключевых компетенций учащихся, ценностных ориентаций детей, гуманистического основания их жизнедеятельности, нравственных отношений к окружающему миру, людям и к самим себе.
В настоящее время возрос интерес к краеведению, культуре, истории городов и сел, биографиям и судьбам земляков. Краеведение подразумевает не только знание о местном крае, но и является школой познания, школой культурного и экологического воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений и разного уровня культуры и образования. Краеведение позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных ее проявлений в родном городе, крае, воспитывает уважение к истокам нашим, родной земле, языку, народным преданиям, обрядам и традициям.
В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине».
 
Я ставлю перед собой следующие задачи:
прививать любовь и уважение к своей истории;
способствовать расширению общего кругозора знаний учащихся по истории, географии своей Родины,  родного города, края;
приобщать учащихся к культуре своего народа, его обычаям, традициям;
создать условия для творческого развития учащихся и самореализации
осветить страницы истории страны, города и района
помочь осознать неразрывную связь поколений. 
Отбор и систематизация определенных знаний проводится с учетом умственных возможностей младших школьников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразным условием воспитания начал патриотических чувств. Стараюсь так организовать пополнение о семье, школе, родном городе, родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес, развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления детей.
Я понимаю, что патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.
 
В своей работе выделяю 6 тематических блоков:
Моя семья,  Моя школа,  Мой город,  Мой край,  Моё Отечество, Культура
 
Остановимся на каждом из них.
Моя семья.
Цель:
воспитывать интерес к членам семьи;
воспитывать уважение и бережное отношение к близким;
возрождать традиции семьи.«Любовь к Родине начинается с семьи». (Ф.Бэкон).
 Для меня важно знать семью каждого ребенка. Знакомлюсь с родителями. В результате чего у меня есть постоянные помощники.
Проведенные родительские собрания, различные по форме (мастерские общения, круглые столы, собрания — рецепты), «Мир детства – мир книги и игры», «Резервы детского Я», «Разговор о Мудрости» помогают преодолеть трудности и сделать очередной шаг к мудрости.
Ко Дню Матери традиционно проводятся классные часы, конкурс стихов о маме и бабушке, рисунки «Портрет моей мамы».
Многие родители принимают участие во всех школьных и классных мероприятиях.
По результатам анкетирования изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью высокая.
 
Моя школа.
Цель:
познакомить с историей родной школы;
формировать личность, способную строить жизнь по законам Добра и Красоты 
Учащимся начальной школы нравится быть доброградцами. Они с большим желанием изучают гимн школы и, Доброграда. Сразу в начале года организуем дежурство класса. Отработана структура самоуправления. По результатам тайного голосования выбран председатель Совета класса, члены Совета Доброграда, а по результатам анкетирования (по желанию) распределены другие поручения. Мной велось постоянное обучение самоуправлению. Особенно хорошо работает Совет Чистюль, Совет Дисциплины и Порядка, Совет друзей природы.
Быть патриотом – это не только знать и любить свою школу, но и активно действовать на ее благо. Учу детей радоваться труду, прививаю им чувство ответственности, требую от них выполнения порученного дела, приучаю самостоятельно замечать и устранять непорядок в классе. Поддерживаю активность и инициативу детей похвалой и поощрением. Периодически на классных часах обсуждаем, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу.
Большая работа проводилась по подготовке к юбилею школы. Так как я – выпускница школы, в проведенных пятнадцатиминутках и классных часах я рассказала об истории школы, познакомила со своими учителями, работающими сейчас, читала свои стихи о школе. Ребята проявили огромный интерес: узнали, чьи родители и родственники учились здесь, приносили фотографии, материалы переданы в школьный музей. Совместно с родителями была выпущена замечательная газета «С юбилеем, родная школа». Каждый ребенок сам или совместно с родителями приготовил поделку на выставку, на которой были представлены лучшие.
Проведенные серии  классных часов «О доброте», « Разговор о дружбе», пятнадцатиминутка «Истины свет и знаний сила пусть будут друзьями твоими»  и другие способствовали формированию классного коллектива на основе доброжелательного отношения друг к другу, развитию процессов познавательной деятельности.
 
Мой город.
Цель:
познакомить с историей города, традициями,                 достопримечательностями своего города;
формировать навыки поисковой деятельности
прививать любовь к родному городу 
Безграничны наши российские просторы… Но у каждого есть место, где он родился, произнес первое слово, сделал первый шаг, прикоснулся к своей земле, пережил первую радость и первое огорчение. Для каждого из нас Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с нами. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует как первый животворный источник, с которого каждый из нас начинался…»
 Я думала: как удивить детей городом, в котором они живут, научить видеть красоту, знать достопримечательности, научить любить свой город?
Начиная с первого класса, мы узнали о Г.И.Шелехове, его детстве и юности, заслугах перед Отечеством, об орловских комсомольцах, строительстве нашего города, его достопримечательностях, людях, живущих рядом с нами.
Итоговым мероприятием в этой работе стал классный час «Мой город»,  проведенный  в рамках школьного фестиваля педагогических идей, на котором ученики не только показали свои знания, но и  проявили чувство гордости  за свой город. У них появился интерес узнать еще больше, желание беречь свой город.
В настоящее время мои ученики приняли участие в работе над проектом «История шестого квартала» (руководитель школьного музея Савицкая И.А.)
 
Мой край.
Цель:
формировать знания о родном крае;
учить видеть красоту окружающей природы;
прививать любовь к дому, родному краю. 
Во время экскурсии, походов я учу детей видеть красоту окружающей природы, бережно относится к ней. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные.
Окружающий мир обогащает и стимулирует детское и художественное творчество. Дети с удовольствием рисуют свою страну, свой город, родную природу. Проведен конкурс рисунков «Мой край», «Грустим мы о Земле, она больна». Оформляем Красную Книгу Сибири.
Уже третий год с наступлением холодов проводится операция «Забота о птицах». Ребята с большим интересом активно включаются в это мероприятие:  делают кормушки, подкармливают птиц. Помогают им в этом родители, бабушки и дедушки. За три года сделано более 70 кормушек.
 
Моё Отечество.
Цель:
Способствовать получению и расширению знаний обучающихся о России, традициях и культуре страны;
воспитывать основы гражданственности, чувства патриотизма;
формировать у обучающихся чувство гордости за свою Отчизну. 
Стараюсь сформировать у детей первоначальные представления об истории нашей Родины, проявить корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребенка.
На 15-ти минутках и классных часах знакомлю школьников с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации,  с основными правами и обязанностями гражданина своей страны: право на труд, отдых, образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, заботиться о благосостоянии страны.
Закрепить у детей правильное представление о символике мне помогают беседы «О чем рассказывает наш Герб», «Цвета нашего Флага», «История возникновения Флага  и Герба Российской Федерации».
Ежегодно принимаем участие в мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны Черкашиным И.С., Кузнецовым С.С., Лоза А.В. стали для детей особенно интересными и запоминающимися. Классные часы «Человек – защитник своего Отечества», «Родина – мать, умей за нее постоять», праздник «Салют Победа!» открытый классный час «Урок памяти» (1 место в районном конкурсе 2009 г.) углубили представления  обучающихся о Великой Отечественной войне, способствовали воспитанию чувства гражданственности и патриотизма, гордости за исторические свершения нашего народа, формированию умений у школьников вести поисковую работу, связанную с историей родных и близких, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны.
 
Культура.
Цель:
познакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
учить определять и выражать свое отношение к культуре, языку, творчеству мастеров;
развивать творчество, фантазию детей. 
В процессе работы по патриотическому воспитанию стараюсь решать задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Экскурсия на выставку «Декоративно-прикладное искусство» в школу искусств заинтересовала моих учеников. Две девочки стали заниматься в кружке по декоративно – прикладному искусству.
Большой интерес вызвал классный час «Человек», на котором в «Путешествии в галерею» использовались картины русских художников.
Работу по патриотическому воспитанию школьников связываю с их физическим воспитанием. Час общения «Здоровье планеты – здоровье детей», викторина «Как природа нас лечит», выпуск плакатов «Советы Неболейкина», праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», родительское собрание «Как вырастить здорового ребенка» помогут нам вырастить сильных, ловких и здоровых детей.
В  школьной Спартакиаде мои ученики заняли призовые места: I место (2011г.), 2 место  (2013 г.).
 
Свой доклад мне хотелось бы закончить стихотворением Е.Синицына «Берегите Россию».
 
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом столе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.

Похожие статьи:

ШколаЗанятие по изготовлению оригами "Голубь мира"

Начальная школаПатриотическое воспитание в начальной школе (реализация программы развития).

Детский сад«Мастера земли русской»

Детский сад"Чайные посиделки"

СтатьиВоспитание патриотизма посредством устного народного творчества

Похожие статьи:

Патриотическое воспитание в начальной школе (реализация программы развития). ...
В конспекте досуга для подготовительной группы можно найти историю появления чая в России, чайные традиции русского народа, речевые и двигательные задания для детей, воспитание у детей гостеприимства.
Занятие по изготовлению оригами с детьми 6-ого коррекционного класса, приуроченное к празднику День Победы....
Статья раскрывает этапы и методику работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на основе ознакомления детей  с народным декоративно-прикладным искусством через проектную деятельность.
 «Патриотизм — это твоё и моё, лично  историческое чувство, это наше достояние и  ответственность. И оно способно, если о нём не забывать, благотворно действовать и повседневной жизни, способно строить твоё сознание, твоё мировоззрение, твои поступки и всю жизнь». ...
Комментарии (0)