Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиРабота над ошибками по русскому языку в начальных классах
 

Работа над ошибками по русскому языку в начальных классах

2 апр 2013 в 00:16
Раздел: Статьи
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 3625
Поделиться:
Работа над ошибками по русскому языку в начальных классах
2 апр 2013 в 00:16
Раздел: Статьи
Рейтинг: +1
Голосов: 1

Просмотров: 3625
Поделиться:
Данная методика дает результаты только при системном, целенаправленном подходе и когда взаимодействие учителя и ученика имеет партнерский, договорной характер: “учитель рядом, а не сверху”. некоторые учащиеся пишут достаточно грамотно. Не зная никаких правил или не пользуясь ими. Обычно этот факт рассматривается как “феномен “природной” грамотности”. Между тем его анализ позволил изучить природу орфографического навыка. Результатом исследования стал факт, что ничего “природного” в “природной” грамотности нет. Работа над ошибками по русскому языку в начальных классах.

У многих учащихся возникают трудности в формировании письменной речи, выражающиеся на письме и в чтении. При умело организованном учебном процессе, а именно при создании стойкой мотивации для освоения письма, осознанном овладении ими навыками языкового, слогового, звукового анализа и синтеза, четко разработанной системе графических упражнений в букварном периоде трудности эти успешно преодолеваются. Если же вовремя не обратить на это внимание, не принять профилактических мер, то специфические ошибки письма станут стойкими и перейдут из разряда трудностей в разряд нарушений письменной речи. А значит, ребенку будет необходима помощь учителя-логопеда и педагога психолога.

Данная методика дает результаты только при системном, целенаправленном подходе и когда взаимодействие учителя и ученика имеет партнерский, договорной характер: “учитель рядом, а не сверху”. некоторые учащиеся пишут достаточно грамотно. Не зная никаких правил или не пользуясь ими. Обычно этот факт рассматривается как “феномен “природной” грамотности”. Между тем его анализ позволил изучить природу орфографического навыка. Результатом исследования стал факт, что ничего “природного” в “природной” грамотности нет. Она является результатом стихийного слияния смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. При этом, по известным психологическим закономерностям включаются мощнейшие механизмы непроизвольной памяти, чем и объясняется безошибочное написание таких слов. анализ феномена “природной” грамотности приводит к ряду выводов: орфографический навык представляет собой автоматизированное письмо по памяти, а не по правилам.

В его основе лежит не орфографические действия, а хранящиеся в речи двигательной памяти образцы слов, соответствующие орфографической норме; такой орфографический навык формируется не за счет выполнения специальных орфографических упражнений, а за счет особой орфографической ориентировки, включенной в структуру смыслового чтения; темпы овладения практической грамотности оказываются выше темпов усвоения орфографических правил и овладения соответствующими умениями;   решающим условием овладения таким навыком является совмещением смысловой и орфографической ориентировки при переходе к смысловому чтению; такой навык можно сформировать у всех детей, если перед учителем будет поставлена соответствующая задача и правильно, целенаправленно организовано обучение списыванию, которое включено в программу как форма работы с текстом. В рамках которой и должно быть планомерно обеспечено совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Без серьезной работы над ошибками, без достаточного закрепления изученных орфограмм, без постоянного обращения к ним практически невозможно научить грамотно писать.

Подлинная грамотность — это автоматизм в написании слов, когда, как говорят, "рука сама напишет". Достичь этого можно различными способами. Мне знакомы люди, которые пишут более-менее грамотно, не зная при этом ни одного правила. Как правило это те, кто много читает, у кого хорошо развита зрительная память.   Настоящий орфографический навык основан на умении быстро обнаруживать в тексте орфограммы, определять их типы. Следовательно, как не крути, а впереди — теория. Сначала выучи правило, внимательно ознакомься с примерами на это правило. И только после этого приступай к практике: выполнение различных упражнений, комментирование, разбор, диктант, списывание с разбором и т.п.

В процессе обучения орфографии нужно не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся, с одной стороны, и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти — с другой». Для успешной реализации этой идеи необходимо, в первую очередь, располагать информацией об объеме и главном типе памяти учащихся конкретного класса. Получить такую информацию можно при помощи несложного теста.  Выработка навыков правописания процесс длительный. Чтобы научить детей успешно преодолевать те или иные орфографические трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет.
Статья Гузиковой Мадлены Мартыновны.

Похожие статьи:

Русский языкКак полюбить слово

Русский языкИнтерактивные средства наглядности как средство формирования мотивации к изучению русского языка

Русский языкРабочая программа курса «Русское речевое общение» для 10 класса

Начальная школаКалендарно–тематическое планирование по русскому языку 3 класс по УМК «Начальная школа ХХI века»

Русский языкУрок русского языка в 3 классе на тему «Разделительный твердый знак (ъ)»

Похожие статьи:

Методическая разработка урока рус.языка по теме: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука»...
Календарно–тематическое планирование по русскому языку 3 класс по УМК «Начальная школа ХХI века».Автор Гутте З.К., учитель начальных классов МБОУ СОШ №80 г.Краснодара....
В статье рассматривается разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания словарных слов....
Комментарии (1)