Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДоп. образованиеМотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников.

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников.

19 окт 2015 в 19:28
Автор: gorbacheva70
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2947
Поделиться:

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников.

Горбачева С.М. -педагог дополнительного образования

МБУ ДО «ЦТТ и ПО»

город Старый Оскол, Белгородская область

Мотива́ция — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через трудудовлетворять свои потребности

Мотивация косвенно влияет на процесс выбора профессии. В настоящее время все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении педагога дополнительного образования, который в своей профессии непосредственно сталкивается с профессиональным определением обучающегося. Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время.Учащиеся 10-11 классов испытывают стрессовое состояние находясь перед выбором профессии.Сегодня нужно помочь имв выборе профессии, для этого существуют квалифицированные специалисты, способные профессионально подойти к этому процессу.

В России работаеточень много людей, которые выполняю функциюспециалистапо социальной работе. Профессияпедагога дополнительного образования в профессиональном обучении 10-11 классовотносится к типу профессий «человек — человек», что требует более высокой квалификации специалиста .

Преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо опираясь на мотивационные факторы помочь старшеклассникам в выборе профессии .
В процессе профессиональной подготовки актуально рассмотрение вопроса мотивации. В психологии мотивация обозначает совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности. В социологии мотивация рассматривается как осознаваемая потребность субъекта в достижении определенных благ.
Работа педагога по достижению профессионального мастерства включает в себямотивационный компонент, обеспечивающий превращениезнаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.
В структуре поведения личности мотивация занимает ведущее место и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив – это побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.
Выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Педагогу необходимо донести обучающемуся важность деятельноститак как оназначима сама по себе, если же значимы внешние атрибуты профессии(признание общества, престижность и т.п.) — преобладает внешняя мотивация. В научных исследованиях практической деятельности используются не только методология выявления индивидуальных мотивов, но и усредненных, используя которые изучают мотивацию профессиональной деятельности, социальной группы.

Анализируя выбор старшеклассников можно обнаружить большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процессапрофессионального самоопределения. Наряду с экономическими мотивами (достойная заработная плата, наличие льгот) большое значение имеют психологические мотивы: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой. Эти виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, что приводит к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной и процессуальной .
Согласно первому подходу потребности человека и являются основным мотивом поведения, а, следовательно, и деятельности личности. К сторонникам такого подхода можно отнести психологовАбрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клеланда.
Основа второго подхода — процессуальные теории. К ним относятся теорияожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и модель Портера Лаулера.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивациидостигли Л.С. Выготский и его ученики А.Н. Леонтьев и Б.Ф. Ломов.
Была выдвинута следующая гипотеза: степень выраженности, уровень и характермотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала .
Существует множество факторов, влияющих на выбор профессииюношами и девушками: мнениеродителей, сверстников и школьного персонала; полоролевой фактор; уровень развития интеллекта, индивидуальные способности, а также такой немаловажный фактор, как интерес к тому или иному виду деятельности.
По А.И. Зелинченко и А.Г. Шмелёву, мотивационные факторы делятся на внутренние и внешние.
I. Внешние мотивационные факторы:
1. Факторы давления — рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино, требования объективного характера(служба в армии, материальноеположение внутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
2. Факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружения человека; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки).
3. Факторы с относительной бессодержательной мотивировкой:
− этой профессии легко научиться;
− так поступили мои друзья;
− учебное заведение находится близко от дома;
− работа не очень трудная.
4. Факторы социально-экономического характера:
− людис этой профессиейвезде нужны;
− материальные блага.
II. Внутренние мотивационные факторы (личные, профессиональные и жизненные планы):
1. Привлекает содержание этой профессии.
2. Наличие практических качеств.
3. Желание принести пользу обществу.
4. Притязание на общественное признание.
5. Присутствие интересов, склонностей, способностей.
Чем менее учащиеся информированы о мире профессий, о своих личностныхкачествах, тем более доминирующими факторами в выборе профессии являются внешние факторы (влияние родителей, материальныйдоход, престижность профессии и др.)
Среди различных психологических феноменов, принимаемых за мотив или побуждение к деятельности, большое вниманиеуделяется интересу, который рассматривается как волевой импульс, направляющий действия человека, выступает как мотив, намерение, сознательно поставленная цель .
В психологии мотивации интерес рассматривается, как правило, в двух основных аспектах: интерес как потребность и интерес как отношение.
Большинство психологов связывают интерес с потребностью, но понимают эту связь по-разному. Одни сводят интерес к определённой форме самых разных потребностей, в том числе познавательных (В. Вичев, А.К. Ковалёв, А.В. Петровский и др.), другие считают, что интерес — более сложное и широкое явление, чем простая потребность (Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, В. Макдауголл). На наш взгляд, интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью, трансформирующейся в мотив при выборе профессии. Например, интерес к педагогической деятельности может стать настоятельной потребностью поступления в педагогический вуз и получена в будущем профессии, связанной с данным видом деятельности.

Многими психологамиинтерес рассматривается как отношение, где на первый план выходит его эмоциональная окрашенность. В частности, с точки зрения Б.И. Додонова, интерес — это потребность в переживании отношений, положительных эмоций. Эмоциимогут быть индикаторамипотребностей человека. Однако не только положительными, но и отрицательными. Поэтому превращаться в положительно-эмоциональное отношение могут только положительные эмоции, которые возникают в основном при удовлетворении потребности, а не при её появлении. Именно регулярное удовлетворение потребности создаёт положительное отношение, пробуждает интерес к объекту или деятельности, удовлетворяющим потребность. Скажем, юноша либо девушка испытывают положительные эмоции при посещении театра, что пробуждает в них интерес к данной профессии и, как следствие, потребность заниматься данным видом деятельности.
Кроме того, удовлетворяя потребность в удовольствии, поддерживая свой интерес, человек в то же времяудовлетворяет другие потребности — в служении обществу, в самовыражении, обеспечении себя необходимыми для жизни средствами, которые играют столь же значительную роль при выборе профессии.
Что касается формирования профессионального интереса, то он не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта либо деятельности. Причем ещё в раннем детстве, когда ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает связанное с ним поведение. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И именно в этот момент интерес должен стать потребностью, которая будет выступать решающим мотивом при выборе профессии.
Однако следует помнить, что с интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности юноши либо девушки. Интересы, основанные на личных способностях, сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей.
Пилотажное исследование показало, что наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности является достаточно частым основанием в профессиональном самоопределении. Однако нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкреплённый советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается, ожидания не оправдываются и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию .
Таким образом, мотивационные факторы — это движущая сила процесса, определяющая его характер или отдельные его черты. В нашем исследовании — это движущая сила выбора профессии школьниками. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но полезно учитывать тот факт, что, придавая большое значение мотиву выбора как стартовой характеристике, необходимо видеть как ретроспективу (историю) данного выбора, так и его перспективу, т.е. прогнозировать возможное развитие.

Об особенностях выбора профессии у старшеклассников пойдет речьв следующем параграфе.

Жизненный план — понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения — моральный облик, стильжизни, уровень притязаний.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнькажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его .
Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того — сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выборпрофессии — его главная и постоянная забота.
В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.
Старшеклассники существенно отличаются другот друга не только по темпераментуи по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность — это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии — мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию .
Выбор профессии и овладение ею начинается с формирования мотивационных факторов. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
Выбор будущей профессииволнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше — в десятый класс, ПТУ, техникум.
Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности — определенные цели, задачи, мотивы .
В подростковом возрасте детские формы мечтыо профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые подростки полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.
Многое может стимулировать появление интереса к определенной профессии: учение, люди, книги, телевидение. Подростки интересуются многим, часто ориентируются в нескольких направлениях сразу, посещают различные секции и кружки. Очень часто они переоценивают свои возможности в привлекающей их профессии. Занятия в кружкахпомогают подростку осознать свои склонности, возможности, недостатки. Так же не малое значение в выборе профессии является то, что подростки занимаются в межшкольных учебных комбинатах, что является проверкой выбранной профессии, насколько правильным было решение обучаться этой профессии в комбинате. Проверка себя в деятельности — лучший способ и для осуществления мечты, и для предотвращения разочарований. Подрезать «крылья мечты» подростка нельзя, но необходимо «приземлить» ее, доводить до его сознания мысль, что путь к успеху в любом деле устлан трудностями, а не розами .
Для многих подростков время обучения в 9 классе — период интенсивных размышлений о будущем. Одни стараются перевести мечтания в действия, другие примеривают себя к разным вариантамбудущего. Третьи думают о соответствии своих возможностей требованиям профессии, четвертые — собирают информацию о привлекающей профессии и учебном заведении, где ее получают. Подростки интересуются планами одноклассников, обсуждают сомнения, колебания, они отказываются от прежних мечтаний как от «детских» .
Многие склонны поддаваться влиянию авторитетных или более взрослых друзей.
Периодически возникают споры и разногласия относительно разных профессий и того, где именно продолжать учение .
Приближающееся окончание 9 класса стимулирует размышления подростков о своем будущем.
Есть два способа выбирать профессию. Один — метод «проб и ошибок», когда ищешь в слепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию, которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но и радость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то, если повезет. Ведь профессий — десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, прежде всего, самого себя — свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы — словом все то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку — и соотнести их со своими особенностями. Только тогда выбор профессии будет точным и осмысленным.
Правильный выбор профессии — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Итак, выбор профессии — один из моментов, определяющих жизненный путь человека. Во-первых, это длительный процесс, растягивающийся на несколько лет, а во-вторых, событие, включенное в цепь событий профессиональной биографии человека.
По мнению Д. Сьюпера, человек должен выбирать профессию с учетом своего образа «Я» как собственно образа человека, способа мыслей о самом себе и оценки себя; интеллекта, как структуры общих способностей и способностей к обучению и научению; специальных способностей, интересов, ценностей личности, как внутренних (содержательных), так и внешних (сопутствующих процессутруда), отношения к труду, работе и профессии; потребностей, определяющих мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии, черт личности, как наиболее общих моделей поведения человека, профессиональной зрелости, понимаемой достаточно широко .
Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:
с формированием профессиональной направленности личности,
адекватной самооценкойспособностей,
реалистичным уровнем притязаний,
устойчивыми профессиональными намерениями,
достаточной информированностью о профессиях.
Профессиональное самоопределение — длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах. Это один из главных компонентов социализацииличности.
Поэтому на уровне межшкольного учебного комбината должна вестись работа по изучению и формированию мотивационных факторов личности учащегося должна быть системной, то есть в ней должны участвовать и администрация, и педагоги, и психологи, и и, обязательно, сами учащиеся. Кроме того, в профориентационной работе активно должны участвовать и родители школьников.
Проблема выбора профессионального и жизненного пути встаёт перед человекомв том возрасте, когда он до конца не осознаёт всех отдалённых последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальнымблагосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, очень важное и самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своём будущем общества, в котором им предстоит жить.
Таким образом, особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую пониманиесобственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.
Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьникув выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьникак своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).
Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию у школьника мотивационных факторов выбора профессии.

Похожие статьи:

СтатьиЭссе "ФГОС вводится не для педагогов, а для школьника...".

Русский язык«Развитие мотивации к обучению у школьников среднего звена на уроках русского языка»

Иностранный языкСовременная английская песня как одно из средств мотивации учащихся старших и средних классов к изучению иностранного языка.

Директору и завучуПоложение о порядке проведения квалификационного испытания в письменной форме педагогических работников, аттестуемых с целью подтверждение соответствия занимаемой должности (проект)

Детский садСовместная деятельность педагога с детьми "Эти удивительные животные - Дельфины"

Похожие статьи:

Родителям дано задание приготовить с детьми сообщения о дельфинах, побеседовать дома. Дети в группе рассказывают что они знают о дельфинах, выполняют совместную работу, аппликация (дельфины), смотрят видеоролик...
Данная статья представляет собой материал о современной английской песне, как об одном из средств повышения мотивации узучению английского языка среди учащихся средних и старших классов....
Вашему вниманию предлагается проект Положения о   порядке   проведения   квалификационного   испытания в  письменной   форме  педагогических работников, аттестуемых с целью подтверждение соответствия занимаемой должности, которое необходимо...
Учителю вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Ян Амос Коменский ...
Комментарии (0)