Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДоп. образованиеПрограмма подготовки трактористов категории "В","С","D","Е"

Программа подготовки трактористов категории "В","С","D","Е"

22 сен 2015 в 21:46
Автор: Reno540
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 5359
Поделиться:

Теория и практика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Тверской технологический колледж

Согласовано:

Начальник инспекции

Гостехнадзора Тверской области

______________ С.И. Умников

«____» _______________ 20___г.

Утверждаю:

Директор филиала ГБОУ СПО ТТК

________________ Г.В.Назарова

«____» ________________20___ г.

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

ТРАКТОРИСТОВ КАТЕГОРИИ

«В», «С», « D», «Е»

Аннотация программы

Программа подготовки трактористов категории «В» «С», «D», «Е» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 35.01.13. ( 110800.02) Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №740 от 02 августа 2013года, зарегистрированного Министерством юстиции России №29506 от 20 августа 2013года.

Разработал:

Грязнова В.П., преподаватель, мастер п/о филиала ГБП ОУ ТТК

Настоящая программа подготовки трактористов категории «В», «С», « D», «Е» разработана в филиале Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тверского технологического колледжа ( далее филиал ГБОУ СПО ТТК) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011года №351 « О внесении изменений в правила допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», на основе Государственного образовательного стандарта Российской Федерации ОСТ 9 ПО 03. (1.1,1.6, 11.2, 11.8, 22.5, 23.1, 37.3, 37.4, 37.7)-2000., утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

После сдачи квалификационных экзаменов в государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (далее — Гостехнадзор) учащиеся получают удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) на право управления самоходными машинами категории «В», «С», «D», « Е» — колесные и гусеничные тракторы с двигателем мощностью до 25,7 кВт, колесные тракторы с двигателем мощностью от 25,7 кВт до 77,2 кВт, колесные тракторы с двига­телем мощностью от 77,2 кВт до 110,3 кВт, гусеничные тракторы с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт.

Программа содержит профессиональную характеристику, учебный план и программы по предметам «Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт», «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством», « Основы организации перевозок», «Оказание первой медицинской помощи».

Структура и содержание рабочей программы представлены учебным планом, тематическими планами по учебным предметам, программами по учебным предметам.

В учебном плане содержится перечень учебных предметов с указанием объемов времени, отводимых на освоение предметов, включая объемы времени, отводимые на теоретическое и практическое обучение.

В тематическом плане по учебному предмету раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов и тем, указывается распределение учебных часов по разделам и темам.

В программе учебного предмета приводится содержание предмета с учетом требований к результатам освоения в целом программы подготовки трактористов категории «D». Требования к условиям реализации рабочей программы представлены требованиями к организации учебного процесса, учебно-методическому и кадровому обеспечению, а также правами и обязанностями филиала ГБОУ СПО ТТК

Требования к организации учебного процесса:

Учебные группы по подготовке трактористов создаются численностью до 30 человек.

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется преподавателями и мастерами производственного обучения в соответствующей учетной документации.

Продолжительность учебного часа теоретических и практических занятий – 1 академический час (45 минут), а при обучении вождению – 1 астрономический час (60 минут), включая время на подведение итогов, оформление документации.

Теоретическое и практическое обучение проводится в оборудованных кабинетах с использованием учебно-методических и учебно-наглядных пособий в соответствии с Перечнем рекомендуемых учебных материалов для подготовки водителей транспортных средств (Приложение). В ходе практического обучения по предмету « Оказание первой медицинской помощи» обучающиеся должны уметь выполнять приемы оказания доврачебной помощи (самопомощи) пострадавшим на дорогах.

Обучение практическому вождению проводится вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению на учебном тракторе. Обучение вождению состоит из обучения вождению на закрытой площадке и обучения вождению на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.

К обучению практическому вождению на учебных маршрутах допускаются лица, имеющие первоначальные навыки управления трактором данной категории и представившие медицинскую справку установленного образца.

На занятии по вождению мастер производственного обучения должен иметь при себе удостоверение на право управления трактором соответствующей категории, документ на право обучения вождению трактора данной категории.

Обучение практическому вождению проводится на учебном тракторе, оборудованном в установленном порядке и имеющем опознавательные знаки «Учебное транспортное средство».

На обучение вождению отводится 20 астрономических часов на каждого обучаемого. При отработке упражнений по вождению предусматривается выполнение работ по контрольному осмотру учебного средства.

Каждое задание программы обучения вождению разбивается на отдельные упражнения, которые разрабатываются филиалом ГБОУ СПО ТТК и утверждаются заместителем директора.

Для проверки навыков управления транспортным средством предусматривается проведение контрольного занятия.

Контрольное занятие проводится на площадке для учебной езды. В ходе занятия проверяется качество приобретенных навыков управления транспортным средством путем выполнения соответствующих упражнений.

Лица, получившие по итогам контрольного занятия неудовлетворительную оценку, не допускаются к выполнению последующих заданий.

По предметам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Устройство и техническое обслуживание» и «Основы безопасного управления транспортным средством» проводятся экзамены. По предмету «Оказание первой медицинской помощи» проводится зачет.

Экзамены и зачеты проводятся с использованием билетов, разработанных в филиале ГБОУ СПО ТТК на основе данной рабочей программы, и утвержденных заместителем по УПР.

По завершению обучения проводится итоговая аттестация. Состав аттестационной комиссии определяется и утверждается директором филиала ГБОУ СПО ТТК.

Основным видом аттестационных испытаний является практический экзамен по управлению транспортным средством.

Практический экзамен по управлению транспортным средством проводится на контрольном маршруте в условиях реального дорожного движения. На прием экзамена отводится 6 часов.

Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом.

По результатам итоговой аттестации выдается свидетельство о прохождении обучения действующего образца.

Выдача удостоверения на право управления самоходными средствами производится Гостехнадзором после сдачи квалификационных экзаменов.

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса:

Перечень учебных материалов для подготовки трактористов категории «В», «С»,

« D», «Е» содержится в приложении к рабочей программе.

Требования к кадровому обеспечению учебного процесса:

Преподаватели учебного предмета «Устройство и техническое обслуживание» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Преподаватели учебных предметов «Основы законодательства в сфере дорожного движения» и «Основы безопасного управления транспортными средствами» должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством.

Занятия по предмету «Оказание первой медицинской помощи» проводятся медицинским работником с высшим или средним профессиональным образованием медицинского профиля.

Мастера производственного обучения должны иметь образование не ниже среднего (полного) общего, непрерывный стаж управления самоходными машинами и документ на право обучения вождению данной категории.

Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

Права и обязанности преподавателя, осуществляющего подготовку водителей трактористов.

Колледж, осуществляющий подготовку трактористов, обязан:

·в рабочих программах подготовки предусмотреть выполнение содержания Примерной программы.

Колледж, осуществляющий подготовку водителей, имеет право:

·изменять последовательность изучения разделов и тем учебного предмета при условии выполнения программы учебного предмета;

·увеличивать количество часов, отведенных как на изучение учебных предметов, так и на обучение практическому вождению, вводя дополнительные темы и упражнения, учитывающие состав учебной группы, профессиональную подготовленность, просьбы и пожелания обучаемых и региональные особенности;

·организовывать на основе договорных отношений обучение по предмету « Оказание первой медицинской помощи» в образовательных учреждениях медицинского профиля, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

требования к результатам освоения РАБОЧЕЙ программы

Тракторист категории «В», «С», « D», «Е»должен уметь:

  • безопасно управлять транспортным средством в различных дорожных и метеорологических условиях, соблюдать Правила дорожного движения;
  • управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
  • выполнять контрольный осмотр средства перед выездом и при выполнении поездки;
  • заправлять средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований;
  • обеспечивать безопасную перевозку грузов;
  • уверенно действовать в нештатных ситуациях;
  • принимать возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, соблюдать требования по их транспортировке;
  • устранять возникшие во время эксплуатации средства мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
  • своевременно обращаться к специалистам за устранением выявленных технических неисправностей;
  • совершенствовать свои навыки управления средством.

Тракторист категории «В», «С», « D», «Е»должен знать:

  • назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов трактора;
  • Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
  • виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации самоходных машин и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • основы безопасного управления;
  • о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и усталости на безопасное управление трактором;
  • перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация тракторов или их дальнейшее движение;
  • приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях;
  • порядок выполнения контрольного осмотра самоходного средства перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
  • правила техники безопасности при проверке технического состояния трактора, приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила обращения с эксплуатационными материалами.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

подготовки трактористов категории «В», «С», « D», «Е»

№ п/п

Предметы

Количество часов

Всего

В том числе

Теория

Лабораторно-практические занятия

1.

Устройство

150

60

90

2

Техническое обслуживание и ремонт

66

36

30

3

Основы законодательства в сфере дорожного движения

48

33

15

4

Основы безопасного управления транспортным средством

24

24

5

Основы организации перевозок

10

10

6

Оказание первой медицинской помощи

24

8

16

ИТОГО

322

171

151

Учебная практика

120

ИТОГО

442

Консультации

6

1

2

3

Экзамены:

«Устройство», «Техническое обслуживание и ремонт»

«Основы законодательства в сфере дорожного движения»

«Основы безопасного управления транспортным средством»

Вождение *

6

6

1

Зачет:

«Оказание медицинской помощи»

1

Квалификационный экзамен

6

ВСЕГО

467

Вождение*

20

Примечание:

*Экзамен по вождению тракторов проводится за счет часов, отведенных на вождение

1.Профессия: Тракторист категории «В» — колесные и гусеничные тракторы с

двигателем мощностью до 25,7 кВт.

Тракторист категории «С» — колесные тракторы с двигателем

мощностью от 25.7 кВт до 77,2 кВт.

Тракторист категории « D»- колесные тракторы с двигателем

мощностью от 77,2 кВт до 110,3 кВт.

Тракторист категории «Е» — гусеничные тракторы с двигателем

мощностью свыше 25,7 кВт.

2.Назначение профессии

Тракторист категории «В», «С», «D», «Е» управляет колесными и гусеничными тракторами данных категорий при транспортировке различных грузов разной массы и габаритов с применением прицепных приспособлений и устройств. Наблюдает за погрузкой, креплением и разгрузкой транспортируемых грузов.

Профессиональные знания и навыки тракториста категории «В», «С», «Е» позволяют ему выявлять и устранять неисправности в работе трактора, производить текущий ремонт и участвовать во всех видах ремонта обслуживаемого трактора и прицепных устройств.

3.Квалификация

В системе непрерывного образования профессия тракторист категории «В», «С», «D», «Е» относится к первой ступени квалификации.

4. Содержательные параметры профессиональной деятельности

Виды профессиональной

деятельности

Теоретические основы профессиональной деятельности

1

2

Управление тракторами для производства работ с прицепными приспособлениями и устройствами с соблюдением правил дорожного движения. Оказание первой медицинской помощи.

Выявление и устранение неисправностей в работе тpaктоpa. Производство текущего ремонта и участие во всех видах ремонта обслуживаемого трактора и прицепных устройств.

Наблюдение за погрузкой, креплением и разгрузкой транспортируемых грузов.

Основы управления трактором и безопасность движения. Правила дорожного движения. Оказание первой медицинской помощи.

Устройство, техническое обслуживание и ремонт тракторов с двигателем мощностью:

— гусеничные до и свыше 25,7 кВт

— колесные до 110,3 кВт

Правила производства работ при погрузке, креплении и разгрузке. Оформление приемо-сдаточных документов на перевозимые грузы.

5. Специфические требования.

Возраст для получения права на управление колесным и гусеничными тракторами

категории «В», «С», « Е» — 17 лет, категория « D» — 18 лет.

Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПРЕДМЕТУ «УСТРОЙСТВО»

п/п

Темы

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

Классификация и общее устройство тракторов

Двигатели тракторов

Шасси тракторов

Электрооборудование тракторов

4

28

20

8

Итого:

60

Тема 1. Классификацияи общее устройство тракторов

Классификация тракторов. Основные сборочные единицы. Понятие о тяговых качествах тракторов. Технические характеристики тракторов категории «В», «С», « D», «Е».

Тема 2. Двигатели тракторов

Понятие о двигателе внутреннего сгорания. Общее устройство двигателя. Основные понятия и определения. Рабочий цикл двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм. Назначение, устройство, принцип работы кривошипно-шатунного механизма. Основные неисправности кривошипно-шатунного механизма, их признаки и способы устранения.

Распределительный и декомпрессионный механизмы. Назначение, устройство, принцип работы распределительного и декомпрессионного механизмов. Основные неисправности распределительного и декомпрессионного механизмов, их признаки и способы устранения.

Система охлаждения двигателей. Классификация и схемы работы систем охлаждения. Назначение, устройство, принцип работы системы охлаждения. Основные неисправности системы охлаждения, их признаки и способы устранения. Охлаждающие жидкости, их характеристика и применение. Воздушное охлаждение двигателей.

Смазочная система двигателей. Общие сведения о трении и смазочных материалах. Масла, применяемые для смазывания деталей, их марки. Классификация систем смазывания двигателей. Схемы смазочных систем. Назначение, устройство и принцип работы смазочной системы. Основные неисправности смазочной системы, их признаки и способы устранения.

Охрана окружающей среды от загрязнения смазочными материалами.

Система питания двигателей. Смесеобразование в двигателях и горение топлива. Схемы работы систем питания. Необходимость очистки воздуха; способы очистки. Воздухоочистители и их классификация.

Турбокомпрессоры. Топливные баки и фильтры. Форсунки и топливопроводы.

Топливные насосы высокого давления. Привод топливного насоса. Установка топливного насоса, регулировка угла опережения подачи топлива. Карбюрация. Простейший карбюратор, состав горючей смеси.

Принцип действия регуляторов.

Основные неисправности системы питания двигателей, их признаки и способы устранения.

Марки топлива, применяемого для двигателей.

Тема 3. Шасси тракторов

Трансмиссия. Назначение и классификация трансмиссий. Схемы трансмиссии. Механические трансмиссии. Понятие о гидромеханической трансмиссии.

Типовые схемы сцеплений. Назначение устройство, принцип работы сцеплений. Основные неисправности, их признаки и способы устранения.

Коробки передач, раздаточные коробки, ходоуменьшители. Общие сведения и классификация коробок передач. Основные детали и элементы коробок передач. Назначение, устройство, принцип; работы.Основные неисправности, их признаки и способы устранения.

Масла, применяемые для смазывания коробок передач, раздаточных коробок и ходоуменьшителей, их марки.

Промежуточные соединения и карданные передачи. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения. Масла для смазывания промежуточных соединений карданных передач, их марки.

Ведущие мосты тракторов. Главная передача. Дифференциал и валы ведущих колес. Ведущие мосты колесных тракторов. Масла, применяемые для смазывания ведущих мостов тракторов, их марки.

Ходовая часть тракторов. Основные элементы ходовой части. Общие сведения о несущих системах. Назначение, устройство, принцип работы. Передние мосты колесного трактора. Подвески колесного трактора. Колесный движитель. Колеса.

Масла и смазки, применяемые для смазывания ходовой части тракторов, колесных движителей, их марки

Рулевое управление. Назначение, устройство, принцип работы рулевого управления. Основные неисправности и способы их устранения.

Тормозные системы колесных тракторов. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности и способы их устранения.

Гидроприводы тракторов. Механизм навески трактора. Назначение устройство, принцип работы. Регулировка механизма навески. Основные неисправности, их признаки и способы устранения.

Рабочие жидкости, применяемые в гидравлической системе, их марки.

Рабочее и вспомогательное оборудование тракторов. Вал отборамощности (ВОМ). Механизмы управления. Расположение ВОМ у изучаемых марок тракторов. Механизмы включения ВОМ.

Кабина, кузов и платформа. Рабочее место тракториста, защита от шума и вибраций. Вентиляция кабины.

Влияние технического состояния дополнительного оборудования на безопасность движения.

Тракторные прицепы. Устройство, назначение и техническая характеристика прицепа. Основные требования безопасности при работе с прицепными приспособлениями и устройствами.

Тема 4. Электрооборудование тракторов

Источники электрической энергии. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения.

Система зажигания. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения.

Электрические стартеры и пусковые подогреватели. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, ихпризнаки и способы устранения.

Приборы освещения и контроля, вспомогательное оборудование. Назначение, устройство, принцип работы. Основные неисправности, их признаки и способы устранения.

Схемы электрооборудования тракторов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

«УСТРОЙСТВО»

п/п

Задания

Кол-во

часов

1.

Кривошипно-шатунный механизм тракторных двигателей

6

2.

Распределительный механизм тракторных двигателей

6

3.

Система охлаждения тракторных двигателей

6

4.

Смазочная система тракторных двигателей

6

5.

Система питания тракторных двигателей

6

6.

Сцепления тракторов

6

7.

Коробки передач тракторов

6

8.

Ведущие мосты колесных тракторов

6

9.

Ходовая часть и рулевое управление колесных тракторов

12

10.

Тормозные системы колесных тракторов

12

11.

Гидропривод и рабочее оборудование тракторов

6

12.

Электрооборудование тракторов

6

13.

Тракторные прицепы

6

Всего

90

Основная цель лабораторно-практических занятий по предмету «Устройство тракторов» — углубление и закрепление знаний, полученных на теоретических занятиях, а также приобретение первоначальных умений выполнять разборочно-сборочные работы и основные эксплуатационные регулировки.

При организации и проведении лабораторно-практических занятий следует соблюдать следующий порядок выполнения заданий:

-ознакомление с организацией рабочего места, правилами безопасности, оборудованием и инструментами, подъемно-транспортными устройствами, инструкционно-технологическими картами;

-полная или частичная разборка машины или сборочной единицы;

-изучение взаимодействия деталей, их смазывание;

— изучение возможных дефектов деталей и их влияние на работу сборочной единицы;

-изучение технологических и эксплуатационных регулировок, обеспечивающих надежную работу сборочных единиц в процессе их эксплуатации;

-сборка составных частей и машины в целом, проверка правильности сборки;

-уборка и сдача рабочего места.

Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий достижения учебных целей и должна быть отражена в инструкционно-технологических картах. В тех случаях, когда разборочно-сборочные работы трудоемки, и учебного времени занятия для выполнения зада­ния недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочные единицы.

Задание 1. Кривошипно-шатунный механизм тракторных двигателей

Головка цилиндров, блок-картер, прокладка. Гильза цилиндров, поршень, поршневые кольца и палец. Шатун с подшипниками. Коленчатый вал, коренные подшипники. Маховик. Уравновешивающий механизм.

Задание 2. Распределительный механизм тракторных двигателей

Корпус распределительных шестерен, его крышки, корпус уплотнения.

Коромысла со стойками, клапаны, гнезда головки цилиндров, клапанный механизм. Декомпрессионный механизм. Распределительный вал, толкатели, штанги толкателей.

Установка распределительных шестерен по меткам.

Регулировка клапанов.

Задание 3. Система охлаждения тракторных двигателей

Системы жидкостного охлаждения, их общая схема. Радиатор, вентилятор, водяной насос. Рабочие жидкости.

Система воздушного охлаждения. Вентилятор.

Задание 4. Смазочная система тракторных двигателей

Схемы смазочной системы. Поддон.

Масляный насос. Фильтры. Масляный радиатор. Клапаны смазоч­ной системы. Сапун. Подвод масла к различным элементам двигателя.

Задание 5. Система питания тракторных двигателей

Общая схема системы питания дизельного двигателя.

Топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, плунжерная пара, нагнетательный клапан, форсунки, распылитель.

Центробежные регуляторы частоты вращения коленчатого вала. Механизмы управления. Проверка момента подачи топлива.

Турбокомпрессор. Воздушные фильтры. Впускной и выпускной коллекторы. Выхлопная труба.

Общая схема системы питания карбюраторного двигателя.

Карбюраторы. Топливные фильтры, топливный насос. Механизм управления карбюратором.

Задание 6. Сцепления тракторов

Общая схема трансмиссий.

Сцепления. Сервомеханизм, механизм управления сцеплением. Тормозок. Карданные валы.

Задание7. Коробки передач тракторов

Полужесткая муфта и редуктор привода насосов.

Коробки передач. Гидросистема трансмиссии. Приводы управления коробкой передач.

Задание 8. Ведущие мосты колесных тракторов

Задний мост. Главная передача. Дифференциал. Фрикционная гидроприжимная муфта блокировки дифференциала.

Раздаточная коробка: Дифференциал переднего ведущего моста.

Конечная передача переднего моста.

Задание 9. Ходовая часть и рулевое управление колесных тракторов

Рамы; соединительные устройства, прицепные устройства.

Колеса, диски, шины. Передний мост, подвеска.

Амортизаторы, рессоры.

Рулевое управление. Гидроусилитель рулевого управления; насос,

золотник, гидроцилиндр.

Задание 10. Тормозные системы колесных тракторов

Схема тормозной системы, размещение ее составных частей. Конструктивные особенности тормозной системы и ее привода.

Задание 11. Гидропривод и рабочее оборудование тракторов

Гидропривод.

Механизмы навески. Прицепное устройство. Механизмы отбора мощности.

Гидроувеличитель сцепного веса.

Отопление. Вентиляция кабины, стеклоочистители, сиденье.

Гидрофицированный крюк, прицепная скоба.

Механизм привода заднего вала отбора мощности. Боковой ВОМ.

Приводной шкив.

Задание 12. Электрооборудование тракторов

Источники питания. Стартеры. Система дистанционного управления стартером.

Передняя и задняя фары, подфарники, задний фонарь, указатель поворотов, плафон освещения кабины, включатели, звуковой сигнал, сигнализатор и указатель температуры воды и давления масла, амперметр.

Схема батарейной системы зажигания и расположение ее составных частей на тракторе.

Контактно-транзисторная система зажигания. Транзисторный коммутатор.

Система зажигания от магнето.

Монтаж и взаимосвязь составных частей электрооборудования. Расцветки соединительных проводов.

Пути тока в основных цепях системы электрооборудования. Проверка исправности потребителей. Предохранители.

Задание 13. Тракторные прицепы

Устройство тракторных прицепов. Устройство и работа прицепных приспособлений и устройств. Устройство и работа тормозов. Неисправности прицепов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ»

п/п

Темы

Кол-во

часов

1.

Основы материаловедения

6

2.

Техническое обслуживание тракторов

12

3.

Ремонт тракторов

18

Итого

36

Программа

Тема 1. Основы материаловедения

Общие сведения о черных и цветных металлах и сплавах. Неметаллические материалы. Защиты поверхности деталей машин от коррозии.

Тема 2. Техническое обслуживание тракторов

Средства технического обслуживания тракторов. Оборудование для технического обслуживания тракторов. Диагностические средства. Организация технического обслуживания тракторов. Виды технического обслуживания тракторов и перечень работ при их проведении. Обкатка тракторов. Организация и правила хранения тракторов. Безопасность труда.

Тема 3. Ремонт тракторов

Виды ремонта тракторов. Методы ремонта тракторов. Подготовка тракторов к ремонту. Технология ремонта. Требования к качеству ремонта. Безопасность труда.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

«ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ»

п/п

Задания

Кол-во

часов

1.

Оценка технического состояния тракторов и проведение ежесменного технического обслуживания (ЕТО)

6

2.

Первое техническое обслуживание колесного трактора

6

3.

Первое техническое обслуживание гусеничного трактора

6

4.

Второе техническое обслуживание колесного трактора

6

5

Второе техническое обслуживание гусеничного трактора

6

Итого

30

Программа

Задание 1. Оценка технического состояния тракторов и проведение
ежесменного технического обслуживания (ЕТО)

Ознакомление с инструкционно-технологической картой выполнения работ. Изучение оборудования, применяемого для оценки технического состояния трактора и подготовка его к работе. Выполнение работ ежесменного технического обслуживания трактора в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно-технологической карте.

Задание 2. Первое техническое обслуживание колесного трактора

Инструктаж по безопасности труда. Выполнение работ первого технического обслуживания колесных тракторов в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно-технологической карте. Контроль качества работы. Охрана окружающей среды. Безопасность труда.

Задание 3. Первое техническое обслуживание гусеничного трактора

Инструктаж по безопасности труда. Выполнение работ первого технического обслуживания колесных тракторов в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно-технологической карте. Контроль качества работы. Охрана окружающей среды. Безопасность труда.

Задание 4. Второе техническое обслуживание колесного трактора

Выполнение работ второго технического обслуживания трактора в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно-технологической карте.

Контроль качества работы. Безопасность труда.

Задание 5. Второе техническое обслуживание гусеничного трактора

Выполнение работ второго технического обслуживания трактора в соответствии с порядком и правилами, изложенными в инструкционно-технологической карте.

Контроль качества работы. Безопасность труда.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

п/п

Наименование тем

Количество часов занятий

Всего

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Введение. Обзор законодательных актов

1

1

Раздел 1. Правила дорожного движения

1

Общие положения. Основные понятия термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров

2

2

2

Дорожные знаки

5

5

3

Дорожная разметка и ее характеристики

1

1

Практическое занятие по темам 1 — 3

4

4

4

Порядок движения, остановка и стоянка самоходных машин

4

4

5

Регулирование дорожного движения

2

2

Практическое занятие по темам 4-5

4

4

6

Проезд перекрестков

4

4

7

Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

2

2

Практическое занятие по темам 6-7

4

4

8

Особые условия движения

2

2

9

Перевозка грузов

1

1

10

Техническое состояние и оборудование трактора

2

2

11

Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения

1

1

Зачет по темам 1 — 11

2

2

Итого по разделу

40

28

12

Раздел 2. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения

12

Административное право

2

2

13

Уголовное право

1

1

14

Гражданское право

1

1

15

Правовые основы охраны окружающей среды

2

2

16

Страхование гражданской ответственности владельцев тракторов

2

1

1

Итого по разделу

8

7

1

Всего (по введению и разделам)

48

35

13

Программа

Введение. Обзор законодательных актов.

Раздел 1. Правила дорожного движения

Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины

Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения и лиц, уполномоченных регулировать движение. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.

Документы, которые тракторист самоходной машины обязан иметь
при себе и представлять для проверки работникам милиции, гостехнадзора и их внештатным сотрудникам.0бязанности тракториста перед выездом и в пути.

Права и обязанности тракториста, движущегося с включенным проблесковым маячком и (или) специальным звуковым сигналом. Обязанности других трактористов по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств.

Обязанности трактористов, причастных к дорожно-транспортному происшествию.

Тема 2. Дорожные знаки

3начение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к paсcтановке знаков. Дублирующие, сезонные и временные знаки.

Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия тракториста при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каж­дого знака. Действия тракториста в соответствии с требованиями знаков приоритета.

Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия трак­ториста в соответствии с требованиями запрещающих знаков. Исключения. Зона действия запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака.

Действия тракториста в соответствии стребованиями предписывающих знаков. Исключения.

Информационно-указательные знаки. Назначение. Общие признаки информационно-указательных знаков. Название, назначение и место установки каждого знака.

Действия тракториста в соответствии с требованиями знаков, кото­рые вводят определенные режимы движения.

Знаки сервиса. Назначение. Название и установка каждого знака.

Знаки дополнительной информации. Назначение. Название и раз­мещение каждого знака.

Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.

Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия тракториста в соот­ветствии с требованиями горизонтальной разметки.

Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Практическое занятие по темам 1-3.

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обуче­ния, макетов, стендов и т.д. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и разметкой.

Ознакомление с действиями тракториста в конкретных условиях дорожного движения.

Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка самоходных машин

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Пра­вила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Слу­чаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Использование пре­дупредительных сигналов при обгоне. Включение ближнего света фар в светлое время суток. Аварийная ситуация и ее предупреждение.

Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупреди­тельных сигналов.

Начало движения, изменение направления движения. Обязанности тракториста перед началом движения, перестроением и другим измене­ниям направления движения. Порядок выполнения поворота на пере­крестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия тракто­риста при наличие полосы разгона (торможение). Места, где запрещен разворот. Порядок движения задним ходом.

Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.

Расположение самоходной машины на проезжей части. Требования к расположению самоходной машины на проезжей части в зависимости от

rоличества полос для движения, видов транспортных средств, ско­рости движения.

Случаи, когда разрешается движение по трамвайным путям. Пово­роты на дорогу с реверсивным движением.

Опасные последствия несоблюдения правил расположения само­ходных машин на проезжей части.

Скорость движения и дистанция. Факторы, влияющие на выбор скорости движения. Ограничения скорости в населенных пунктах. Ог­раничения скорости вне населенных пунктов на автомагистралях и ос­тальных дорогах для различных категорий транспортных средств, а также для трактористов со стажем работы менее двух лет. Запрещения при выборе скоростного режима. Выбор дистанции и интервалов. Осо­бые требования для тракториста тихоходных и большегрузных само­ходных машин.

Опасные последствия несоблюдения безопасной скорости и дис­танции.

Обгон и встречный разъезд. Обязанности тракториста перед нача­лом обгона. Действия тракториста при обгоне. Места, где обгон запре­щен.

Встречный разъезд на узких участках дорог. Опасные последствия несоблюдения правил обгона и встречного разъезда.

Остановка и стоянка. Порядок остановки и стоянки. Способы пос­тановки самоходной машины на стоянку. Длительная стоянка вне на­селенных пунктов. Меры предосторожности при постановке трактора на стоянку. Места, где остановка и стоянка запрещена.

Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

Тема 5. Регулирование дорожного движения

Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия трактористов в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. Регулирование движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделен­ной для них полосе.

Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и без­рельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах све­тофора или регулировщика, запрещающих движение.

Действия тракториста и пешеходов в случаях, когда указания регу­лировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и раз­метке.

Практическое занятие по темам 4-5.

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие. Ознакомление с действиями тракториста в конкретных условиях дорожного движения.

Тема 6. Пpoeзд перекрестков

Общие правила проезда перекрестков.

Нерегулируемые перекрестки, перекрестки неравнозначных и равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначны и равнозначных дорог.

Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и дорожных знаков. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.

Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление. Действия тракториста в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное) и при отсутствии знаков приоритета.

Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Обязанности тракториста, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, остановке маршрутных транспортных средств или транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей».

Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.

Правила остановки самоходных машин перед переездом. Обязанности тракториста при вынужденной остановке на переезде.

Запрещения, действующие на железнодорожном переезде.

Случаи, требующие согласования условий движений через переезд
с начальником дистанции пути железной дороги.

Опасные последствия нарушения правил проезда пешеходных переходов, остановок и железнодорожных переездов.

Практическое занятие по темам 6-7.

Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения, макетов, стендов и т.д.

Развитие навыков прогнозирования в ситуациях, характеризующихся признаком ограниченного обзора. Действия тракториста при вынужденной остановке на железнодорожном переезде.

Ознакомление с действиями тракториста в конкретных условиях дорожного движения.

Тема 8. Особые условия движения

Приоритет маршрутных транспортных средств. Пересечение трам­вайных путей вне перекрестка.

Порядок движения на дороге с разделительной полосой для марш­рутных транспортных средств. Правила поведения тракториста в слу­чаях, когда троллейбус или автобус начинает движение от обозначенной остановки.

Правила пользования внешними световыми приборами.

Действия тракториста при ослеплении. Порядок использования противотуманных фар, фары-прожектора, фары-искателя и задних противотуманных фонарей, знака автопоезда.

Буксировка трактора. Условия и порядок буксировки. Случаи, когда буксировка запрещена.

Опасные последствия несоблюдения правил буксировки трактора.

Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному трактору.

Тема 9. Перевозка грузов

Правилa размещения и закрепления груза.

Обозначение перевозимого груза. Случаи, требующие coглacовaния условий движения тракторов с уполномоченными на то организациями.

Опасные последствия несоблюдения правил перевозки грузов.

Тема 10. Техническое состояние и оборудование трактора

Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация тракторов.

Неисправности, при возникновении которых тракторист должен принять меры к их устранению, а если это невозможно — следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.

Опасные последствия эксплуатации тракторов с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

Тема 11. Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения

Регистрация (перерегистрация) трактора.

Требования к оборудованию трактора номерными и опознаватель­ными знаками, предупредительными устройствами.

Опасные последствия несоблюдения правил установки опознавательных знаков и предупредительных устройств.

Раздел 2. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения

Тема 12. Административное право.

Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность.

Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, с целью обеспечения производства по делу об АПН.

Тема 13. Уголовное право.

Понятие об уголовной ответственности.

Состав преступления. Виды наказаний.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Преступления против жизни и здоровья (оставление в опасности) Условия наступления

уголовной ответственности.

Тема 14. Гражданское право.

Понятие гражданской ответственности. Основания для гражданской ответственности. Понятия: вред, вина, противоправное действие.

Ответственность за вред, причиненный в дорожно-транспортных происшествиях. Возмещение материального ущерба.

Понятие материальной ответственности за причиненный ущерб. Условия и виды наступления материальной ответственности, ограниченная и полная материальная ответственность.

Право собственности, субъекты права собственности. Право собственности и владения

транспортным средством.

Налог с владельца транспортного средства.

Тема 15. Правовые основы охраны окружающей среды.

Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы

и методы охраны природы.

Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.

Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.

Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

Тема 16. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Обзор законодательных актов. Порядок страхования. Порядок заключения договора о страховании. Страховой случай. Основание и порядок выплаты страховой суммы.

Практическое занятие по теме 16

Заполнение бланка извещения о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ»

№ п/п

Наименования тем

Всего

Количество часов

Теоретические

занятия

Практические занятия

Раздел 1. Психологические основы безопасного управления самоходным средством

1

Психологические основы деятельности тракториста

2

2

2

Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления самоходным средством

2

2

3

Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения

2

2

Практическое занятие по темам 1-3

2

2

Итого по разделу

8

6

2

Раздел 2. Основы управления тракторами

4

Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения

2

2

5

Оценка опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления самоходным средством

2

2

6

Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг самоходного средства в различных условиях движения

2

2

7

Техника управления трактором

Техника экстренного торможения

2

2

8

Действия тракториста при управлении самоходным средством

6

6

9

Действия тракториста в нештатных ситуациях

2

2

Итого по разделу

16

16

ВСЕГО

24

22

2

Программа

Раздел 1. Психологические основы безопасного управления трактором

Тема 1. Психологические основы деятельности тракториста.

Зрение, слух и осязание — важнейшие каналы восприятия информации.

Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении трактором. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания.

Различные причины отвлечения внимания, регулировка зеркала после начала движения, настройка радиоприемника или навигационной системы во время поездки, прикуривание или прием пищи, чтение дорожной карты или схемы проезда во время движения, телефонные разговоры или дискуссия в тракторе.

Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством.

Психологические качества человека и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.

Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения.

Чувство опасности и скорости. Риск и принятие решений в процессе управления трактором.

Качества, которыми должен обладать идеальный тракторист. Ценности и цели тракториста, обеспечивающие безопасное управление самоходным средством. Мотивация безопасного вождения. Мотивация власти и ее роль в аварийности.

Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления трактором.

Психические состояния, влияющие на управление трактором: утомление, монотония, эмоциональное напряжение.

Работоспособность. Стресс в деятельности тракториста. Нештатные ситуации как фактор возникновения стресса. Приемы и способы управления эмоциями.

Контролирование эмоций через самопознание.

Профилактика утомления. Способы поддержания устойчивого физического состояния при управлении трактором. Влияние болезни и физических недостатков, алкоголя, наркотиков и лекарственных препаратов на безопасность дорожного движения. Приемы и способы повышения работоспособности. Нормализация психических состояний во время стресса.

Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика тракториста как важнейший элемент его активной безопасности.

Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов. Способы регулирования и конструктивного завершения конфликтов. Возможности снижения агрессии в конфликте.

Практическое занятие по темам 1 — 3

Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств тракториста. Анализ трудностей и успехов в деятельности (примеры из практического обучения вождению обучаемых).

Раздел 2. Основы управления трактором и безопасность движения

Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.

Влияние целей поездки на безопасность управления трактором. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.

Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги.

Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Понятие о дорожно-транспортном происшествии.

Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.

Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления трактором.

Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30 — 120 секунд), средняя (12- 15 секунд) и ближняя (4 — 6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам.

Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы.

Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.

Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения.

Время реакции тракториста. Время срабатывания тормозного привода.

Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг самоходного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.

Тема 7. Техника управления транспортным средством.

Посадка тракториста за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.

Контроль за соблюдением безопасности при перевозке грузов.

Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия тракториста по применению световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.

Приемы действия органами управления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя.

Начало движения и разгон с последовательным переключением передач.

Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение

двигателем.

Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.

Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.

Тема 8. Действия тракториста при управлении самоходным средством.

Силы, действующие на трактор. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления — условие безопасности движения.

Управление трактором в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление трактором в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянки трактора.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей самоходного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

Тема 9. Действия тракториста в нештатных ситуациях.

Условия потери устойчивости трактора при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости самоходного средства.

Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия тракториста при возникновении юза, заноса и сноса. Действия тракториста при угрозе столкновения спереди и сзади.

Действия тракториста при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.

Действия тракториста при возгорании и падении тракториста в воду.

Тематический план и программа предмета

«ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК»

п/п

Наименование тем

Количество часов теоретических занятий

1.

Основные показатели работы трактора

2

2.

Организация перевозок грузов

Диспетчерское руководство работой подвижного состава

Режим труда и отдыха трактористов

Охрана труда трактористов

2

3.

4.

5.

2

2

2

Всего

10

Программа

Тема 1. Основные показатели работы трактора

Технико-эксплуатационные показатели работы тракторов. Повышение грузоподъемности подвижного состава. Зависимость производительности труда тракториста от грузоподъемности подвижного состава. Экономическая эффективность автомобильных перевозок.

Тема 2. Организация перевозок грузов

Централизованные перевозки грузов — основной метод использования самоходного транспорта. Эффективность централизованных перевозок. Организация перевозок различных видов грузов. Принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов. Специализированный подвижной состав. Перевозка строительных грузов. Перевозка длинномерных грузов, применяемый подвижной состав и его характеристика. Перевозка жидких топлив, нефтепродуктов и сельскохозяйственных грузов.

Способы использования тракторов. Перевозка грузов по рациональным маршрутам. Маятниковый и кольцевой маршруты. Челночные перевозки. Перевозка грузов по часам графика. Междугородные перевозки. Сквозное движение, система тяговых плеч. Перевозка грузов в контейнерах и пакетами. Пути снижения себестоимости перевозок.

Тема 3. Диспетчерское руководство работой тракторами

Диспетчерская система руководства перевозками. Централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства. Контроль за выполнением графиков движения и работой тракторов на линии. Диспетчерское руководство работой тракторов на линии. Формы и технические средства контроля и диспетчерской связи с трактористами, работающими на линии, и клиентурой.

Оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии. Обработка путевых листов. Оперативный учет работы трактористов. Порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии.

Тема 4. Режим труда и отдыха трактористов

Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам. Нормальная продолжительность рабочего времени. График сменности работ трактористов. Положение о рабочем времени и времени отдыха трактористов. Работа в ночное время. Сверхурочные работы. Дежурство. Работа в выходные и праздничные дни. Суммарный учет рабочего времени. Порядок оплаты за сверхурочные работы.

Тема 5. Охрана труда трактористов

Основные положения законов о труде, относящиеся к работникам предприятий. Подготовка и проверка состояния рабочего места тракториста.

Противопожарное оборудование и правила пользования им. Основные причины возникновения пожаров на предприятиях и тракторах. Правила тушения пожаров на стоянке, в пути, меры по их предупреждению.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙМЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»

п/п

Наименование разделов и тем

Занятий

Количество часов

Всего

из них на занятия

Теор.

Практ-е

1

2

3

4

5

1.

Основы анатомии и физиологии человека

1

1

2.

Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы их диагностики

1

1

3.

Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях

2

2

4.

Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности

1

1

5.

Термические поражения

1

1

6.

Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

1

1

7.

Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния

1

1

8.

Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП

3

3

9.

Остановка наружного кровотечения

3

3

10.

Транспортная иммобилизация

3

3

11.

Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт

2

2

12.

Обработка ран. Десмургия

3

3

13.

Пользование индивидуальной аптечкой

2

2

Итого

24

8

16

П р о г р а м м а

Тема I. Основы анатомии и физиологии человека

Основные представления о системах организма и их функционировании: сердечно-сосудистая система, нервная система, опорно-двигательная система. Простейшие признаки, позволяющие определить их состояние: частота пульса и дыхания, реакция зрачков, степень утраты сознания, цвет слизистых и кожных покровов.

Тема 2. Структура дорожно-транспортного травматизма. Наиболее частые повреждения при ДТП и способы ихдиагностики

Характеристика транспортных средств, приспособления, предохраняющие от травм при ДТП. Статистика повреждений при ДТП, их локализация и степень тяжести. Влияние фактора времени при оказании медицинской помощи пострадавшим. Повреждения, характерные для лобового столкновения, удара в бок, резкого торможения, переворачивания. Повреждения при ударе о рулевое колесо. Типичные повреждения при наезде на пешехода.

Достоверные и вероятные признаки перелома, черепно-мозговой травмы, повреждения позвоночника, таза, открытого пневмоторакса.

Тема 3. Угрожающие жизни состояния при механических и термических поражениях

Определение понятий: предагональное состояние, агония, клиническая смерть, биологическая смерть. Их признаки. Содержание реанимационных мероприятий при оказании первой медицинской помощи и критерии ее эффективности.

Шок. Виды шока — травматический, геморрагический, ожоговый, кардиогенный, аллергический. Клинические проявления шока. Комплекс противошоковых мероприятий при оказании первой медицинской помощи.

Острая дыхательная недостаточность. Причины, клинические признаки, способы снижения степени дыхательной недостаточности при оказании первой медицинской помощи. Классификация повреждений грудной клетки. Асфиксия.

Синдром утраты сознания. Кома. Причины. Способы профилактики асфиксии при утрате сознания.

Особенности угрожающих жизни состояний у детей, стариков, беременных женщин.

Тема 4. Психические реакции при авариях. Острые психозы. Особенности оказания помощи пострадавшим в состоянии неадекватности

Психотические и нервотические расстройства, их характеристики и частота возникновения. Аффективно-шоковые реакции, психомоторные возбуждения, истерические психозы, психогенный ступор. Особенности оказания медицинской помощи не полностью адекватным пострадавшим, как с психогенными реакциями, так и находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Тема 5. Термические поражения

Термические ожоги. Клинические признаки, определение степени тяжести ожогового поражения, особенности наложения повязок, проведения иммобилизации при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи пострадавшим с ожогами глаз, верхних дыхательных путей.

Тепловой удар. Принципы оказания первой медицинской помощи Холодовая травма. Отморожения, переохлаждение. Способы согревания при холодовой травме.

Тема 6. Организационно-правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях

Основы действующего законодательства (административное и уголовное право) относительно оказания или неоказания помощи пострадавшим. Обязанности тракториста, медицинского работника, административных служб при дорожно-транспортных происшествиях, повлекших за собой человеческие жертвы.

Тема 7. Острые, угрожающие жизни терапевтические состояния

Диабетическая кома. Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Гипертонический криз. Эпилептический припадок. Астматиче­ский статус. Отравления. Клинические признаки, способы оказания первой медицинской помощи.

Тема 8. Проведение сердечно-легочной реанимации, устранение асфиксии при оказании первой медицинской помощи по­страдавшим в ДТП

Оценка тяжести состояния пострадавшего и определение показа­ний к проведению сердечно-легочной реанимации.

Восстановление функции внешнего дыхания. Очищение ротовой полости тампоном, обеспечение проходимости верхних дыхательных путей. Проведение искусственного дыхания «изо рта в рот», «изо рта в нос». Использование воздуховода. Техника закрытого массажа сердца. Особенности проведения сердечно-легочной реанимации одним или двумя спасателями. Особенности проведения сердечно-легочной реа­нимации пострадавшим с повреждениями лица, открытыми поврежде­ниями грудной клетки, множественными переломами ребер.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации детям. Устранение механической асфиксии у детей.

Тема 9. Остановка наружного кровотечения

Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного кровоте­чения. Приемы временной остановки наружного кровотечения: пальце­вое прижатие артерии; наложение жгута-закрутки и резинового жгута; максимальное сгибание конечности; тампонирование раны, наложение давящей повязки. Приемы гемостаза при кровотечении из полости рта, из ушей, из носа. Первая медицинская помощь при кровохарканьи, кро­вавой рвоте, подозрении на внутрибрюшное кровотечение.

Тема 10. Транспортная иммобилизация

Общие принципы транспортной иммобилизации. Иммобилизация подручными средствами (импровизированные шины). Наложение бин­товых фиксирующих повязок. Использование транспортных шин (лест­ничных, лубочных), их подготовка. Правила наложения транспортной иммобилизации, типичные ошибки и осложнения. Особенности иммо­билизации при повреждениях таза, позвоночника, головы, грудной клетки.

Тема 11. Методы высвобождения пострадавших, извлечения из машины; их транспортировка, погрузка в транспорт

Приемы открывания заклиненных дверей машины, извлечения пострадавших через разбитое стекло. Особенности извлечения пострадавших с длительно придавленными конечностями. Приемы переноски на импровизированных носилках, волокуше, на руках, на плечах, на спине. Техника укладывания пострадавших на носилки. Особенности извлечения и перекладывания пострадавших с подозрением на травму позвоночника, таза. Использование попутного транспорта для транспортировки пострадавших (способы укладывания в легковой и грузовой автомобиль, автобус).

Тема 12. Обработка ран. Десмургия.

Техника туалета ран, дезинфицирования и наложения асептиче­ских повязок при повреждениях различной локализации. Наложение окклюзионной повязки на грудную клетку с использованием перевя­зочного индивидуального пакета или подручных средств. Наложение асептической повязки при травме брюшной стенки с эвентрацией внут­ренних органов. Использование подручных средств наложения повязок.

Тема 13. Пользование индивидуальной аптечкой

Комплектация индивидуальной аптечки. Навыки применения ее содержимого.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ И МАНИПУЛЯЦИЙ

1. Техника очищения ротовой полости и восстановления проходимости верхних дыхательных путей.

2. Искусственная вентиляция легких:

-изо рта в рот (с применением и без применения «устройства для проведения искусственного дыхания»);

-изо рта в нос.

3. Закрытый массаж сердца:

-двумя руками;

-одной рукой.

4. Проведение реанимационных мероприятий одним спасателем.

5. Проведение реанимационных мероприятий двумя спасателями.

6. Определение пульса:

— на лучевой артерии;

— на бедренной артерии;

— на сонной артерии.

7. Определение частоты пульса и дыхания.

8. Определение реакции зрачков.

9. Техника временной остановки кровотечения:

— прижатие артерии: плечевой, подколенной, бедренной, сонной;

— наложение жгута-закрутки с использованием подручных средств;

— максимальное сгибание конечности в суставе (коленном, локтевом);

— наложение резинового жгута;

— передняя тампонада носа;

— использование порошка «Статин» и салфеток «Колетекс ГЕМ».

10.Проведение туалета ран.

11.Наложение бинтовых повязок:

-циркулярная на конечность;

— колосовидная;

-спиральная;

-«чепец»;

-черепашья;

-косыночная;

-Дезо;

-окклюзионная;

-давящая;

-контурная.

12. Использование сетчатого бинта.

13.Эластичное бинтование конечности.

14.Использование лейкопластыря, бактерицидного пластыря.

15.Транспортная иммобилизация с использованием подручных средств и сетчатых шин при повреждениях:

-ключицы;

-плеча;

-предплечья;

-кисти;

-бедра;

-голени;

-стопы.

16. Техника транспортной иммобилизации при повреждениях:

— позвоночника;

— таза;

— живота;

— множественных переломах ребер;

— черепно-мозговой травме.

17. Техника извлечения и укладывания на носилки пострадавших с

повреждениями:

-грудной клетки;

-живота;

-таза;

-позвоночника;

-головы.

18. Техника переноски пострадавших:

-на носилках;

-на одеяле;

-на щите;

-на руках;

-на спине;

-на плечах;

-на стуле.

19. Погрузка пострадавших в:

— попутный транспорт (легковой, грузовой);

— санитарный транспорт.

20. Техника закапывания капель в глаза, промывания глаз водой.

21 Снятие одежды с пострадавшего.

22. Снятие мотоциклетного шлема с пострадавшего.

23. Техника обезболивания хлорэтилом.

24. Использование аэрозолей.

25. Вскрытие индивидуального перевязочного пакета.

26. Техника введения воздуховода.

27.Использование гипотермического пакета-контейнера.

28.Применение нашатырного спирта при обмороке.

29.Техника промывания желудка.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Тематический план

п/п

Задания

Кол-во

часов

1.

Безопасность труда, пожарная безопасность и

электробезопасность в учебных мастерских

6

2.

Слесарные работы

30

3.

Ремонтные работы

84

Всего

120

Задание 1. Безопасность труда, пожарная безопасность электробезопасность в учебных мастерских

Учебная мастерская. Организация рабочего места, порядок полу­чения и сдача инструментов, оборудования.

Требования безопасности в учебных мастерских. Виды травма­тизма и его причины. Мероприятия по предупреждению травматизма.

Основные правила и инструкции по требованиям безопасности
труда и их выполнение.

Правила электробезопасности.

Противопожарные мероприятия. Причины пожаров в помещениях учебных мастерских. Правила отключения электросети, меры предосторожности при пользовании пожарными жидкостями и газами. Правила поведения учащихся при пожаре, порядок вызова пожарной коман­ды, пользование первичными средствами пожаротушения.

Задание 2. Слесарные работы[1]

Плоскостная разметка. Подготовка деталей к разметке. Разметка замкнутых контуров, образованных отрезками прямых линий, окружностей и радиусных кривых с отсчетом размеров от кромки заготовки и от осевых линий.

Разметка по шаблонам. Заточка и заправка разметочных инструментов.

Рубка металла. Рубка листовой стали по уровню губок тисков. Вырубание на плите заготовок различной конфигурации из листовой стали. Обрубание кромок под сварку, выступов и неровностей на по­верхностях отлитых деталей или сварочных конструкций. Заточка ин­струмента.

Гибка. Правка. Гибка полосовой стали под заданный угол. Гибка стального сортового проката, кромок листовой стали в тисках, на пли­те и с применением приспособлений.

Правка полосовой стали и круглого стального прутка на плите.

Правка листовой стали.

Резка металла. Резка полосовой стали, квадратной, круглой и уг­ловой стали слесарной ножовкой в тисках. Резка труб с креплением в трубозажиме и в тисках. Резка листового материала ручными ножни­цами. Резка листового металла рычажными ножницами.

Опиливание металла. Основные приемы опиливания плоских по­верхностей. Опиливание широких и узких поверхностей. Опиливание открытых и закрытых плоских поверхностей, сопряженных под углом 90 градусов. Опиливание параллельных плоских поверхностей. Опи­ливание цилиндрических поверхностей и фасок на них.

Измерение деталей.

Сверление, развертывание и зенкование. Сверление сквозных от­верстий по разметке. Сверление глухих отверстий с применением упоров, мерных линеек, лимбов и т.д.

Сверление с применением механизированных ручных инструмен­тов. Заправка режущих элементов сверл. Зенкование отверстий под головки винтов и заклепок. Ручная развертка цилиндрических отверстий.

Нарезание резьбы. Нарезание наружных резьб на болтах и шпильках. Нарезание резьбы в сквозных и глухих отверстиях. Кон­троль резьбовых соединений.

Клепка. Подготовка деталей заклепочных соединений. Сборка и клепка нахлесточного соединения вручную заклепками с полукруглы­ми и потайными головками. Контроль качества клепки.

Шабрение. Шабрение плоских поверхностей. Шабрение криволи­нейных поверхностей.

Затачивание и заправка шаберов для обработки плоских и криво­линейных поверхностей.

Пайка. Подготовка деталей к пайке. Пайка мягкими припоями. Подготовка деталей и твердых припоев к пайке. Пайка твердыми при­поями.

Задание выполняется с соблюдением требований безопасности труда.

Задание 3. Ремонтные работы

Разборка машин на сборочные единицы и детали.Разборка трак­торов согласно инструкционно-технологическим картам.

Очистка тракторов и сборочных единиц.

Подъемно-транспортное оборудование мастерской, механизиро­ванный инструмент.

Стенды для разборки двигателей, комплекты съемников.

Контроль качества выполнения работ.

Ремонт типовых соединений и деталей. Ремонт резьбовых со­единений и деталей. Ремонт шлицевых шпоночных соединений. Кон­троль качества выполнения работ.

Ремонт сцеплений, механизмов управления, тормозов, рессор и амортизаторов. Разборка и дефектация сборочных единиц. Ремонт основных деталей. Выбраковка деталей и их замена. Сборка и регу­лировка механизмов. Притирка. Контроль качества выполнения работ.

Ремонт тракторных колес.Разборка колес, дефектация. Ремонт ступиц, дисков, покрышек и камер. Сборка колес. Контроль качества выполнения работ.

Ознакомление с технологией ремонта двигателя и его систем, электрооборудования, трансмиссии, кабин, кузова и навесной системы тракторов. Ознакомление учащихся с технологическими процессами ремонта. Ознакомление с применяемым инструментом, приспособлениями и оборудованием.

Ознакомление со сборкой и обкаткой двигателей тракторов.Ознакомление учащихся с участками сборки и обкатки двигателей. Ознакомление с режимами обкатки и применяемым оборудованием.

Задание выполняется с соблюдением требований безопасности труда.

ВОЖДЕНИЕ

Задание 1. Индивидуальное вождение колесного трактора

Вождение колесных тракторов.

Упражнения в правильной посадке тракториста в кабине, пользовании рабочими органами.

Изучение показаний контрольных приборов.

Пуск двигателя. Трогание трактора с места по прямой до достижения плавности начала движения. Повороты направо и налево до достижения уверенности в приемах пользования органами управления трактора. Остановка и трогание на подъеме. Разворот. Постановка трактора в бокс задним ходом. Разгон-торможение у заданной линии. Агрегатирование трактора с прицепом. Постановка трактора в агрегате с прицепом в бокс задним ходом. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Проезд железнодорожных переездов. Развороты.

Вождение трактора с прицепом.

Задание 2. Индивидуальное вождение гусеничного трактора

Вождение гусеничного трактора.

Упражнения в правильной посадке тракториста в кабине, пользовании рабочими органами.

Изучение показаний контрольных приборов.

Пуск двигателя. Трогание трактора с места по прямой до достижения плавности начала движения. Повороты направо и налево до достижения уверенности в приемах пользования органами управления трактора. Остановка и трогание на подъеме. Разворот. Постановка трактора в бокс задним ходом. Разгон-торможение у заданной линии. Агрегатирование трактора с прицепом. Постановка трактора в агрегате с прицепом в бокс задним ходом. Проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Проезд железнодорожных переездов. Развороты.

Вождение трактора с прицепом.

Задание 2. Перевозка грузов

Производство работ при погрузке, креплении и разгрузке грузов. Перевозка грузов. Оформление приемо-сдаточных документов на перевозимые грузы.

ЛИТЕРАТУРА

    1.В.А.Родичев / Тракторы/. Учебник – М., «Академия», 2012г.

    2.А.К. Болотов / Конструкция тракторов и автомобилей/. Учебное пособие- М.,

    « Колос», 2013г.

    3.Правила дорожного движения РФ.- М., ООО « Мир автокниг», 2015г.

    4.Материалы для проверки знаний по ПДД для водителей самоходных машин, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.- М., « Росинформагротех», 2010г.

    5.О.В.Майборода. // Основы управления трактором и безопасность движения.- М.,

    « За рулём», 2012г.

    6.В.Н.Николенко.// Первая доврачебная медицинская помощь, — М., « Академия», 2012г.

    7.А.В.Смагин.// Правовые основы деятельности водителя.- М., « Академия», 2013г.


[1]Все теоретические вопросы общеслесарных работ (назначение и применение операций, устройство и назначение инструментов для их выполнения, применяемое оборудование и приспособления, режимы обработки, контрольно-измерительный и поверочный инструмент, способы контроля, организация рабочего места и требования безопасности труда) излагаются мастером производственного обучения при проведении вводных инструктажей.

Похожие статьи:

ОбществознаниеМетодические рекомендации по проведению практических занятий на уроках обществознания (включая экономику и право) «Бизнес-план на уроках экономики в школе»

Учреждения дополнительного образованияКОСы по ПМ.03. Транспортировка грузов

Учреждения дополнительного образованияРазвитие творческих и эстетических основ через практическую деятельность на уроках трудового обучения

Похожие статьи:

Данные рекомендации позволят эффективно проводить практические занятия на уроках экономики....
Современное обучение и воспитание школьников – это постоянный труд для учителя, и научить обучающегося видеть прекрасное в повседневной жизни — первоочередная задача педагога. Прививать обучающимся на уроках трудового обучения...
Комментарии (0)