Сеть учителей и работников образования | Социальная сеть учителей
ГлавнаяСтатьиДоп. образованиеВождение автомобиля в сложных дорожных условиях

Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях

28 авг 2015 в 16:19
Автор: Kotlyarov69
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 741
Поделиться:

Вождение автомобиля в сложных дорожных условиях

Котляров А.И.,

мастер производственного обучения

МБУ ДО «ЦТТ и
ПО»,

Белгородская
область

г.Старый Оскол

Если вам надо срочно ехать, а на улице
сильный дождь, ночь или ослепительно яркое солнце, то, скорее всего, это вас не
остановит. Но если уж вы решились на поездку в таких условиях, только одного
осознания трудностей предстоящей поездки недостаточно.

Около трети всех дорожно-транспортных
происшествий происходит на мокрых, обледенелых или заснеженных дорогах. Такие
дороги имеют ухудшенные условия сцепления. Это значит, что увеличивается
вероятность проскальзывания колес по поверхности дороги, а также их увода в
сторону. В этих условиях автомобиль часто становится неуправляемым.

Чтобы защитить себя, необходимо совершенно точно знать, как действовать в
каждом конкретном случае.

Ограниченная
видимость
— это когда невозможно различить дорогу, другие транспортные
средства, пешеходов, дорожные знаки и объекты, которые вам необходимо видеть,
чтобы безопасно управлять автомобилем.

Видимость ограничивают следующие факторы: погода (дождь, снег, туман, град,
яркое солнце); дорожно-транспортные условия (грузовые автомобили, автобусы и
другие крупногабаритные транспортные средства, неудачная организация дорожного
движения, “слепые” перекрестки, “слепые” придорожные участки; повороты,
подъемы, объекты вблизи дороги; кусты, деревья, здания, стоящие транспортные
средства и т.д.); ваш автомобиль (наклейки на лобовом или заднем стекле, грязь
на лобовом или заднем стекле, безделушки, болтающиеся на зеркале заднего вида,
трещины на стекле, занавески на окнах, боковая стойка между задней и передней
дверьми, образует так называемую “слепую” зону, пассажиры на заднем и переднем
сиденье).

Статистика аварийности
показывает, что в условиях ограниченной видимости вероятность
дорожно-транспортных происшествий значительно возрастает.

Во время тумана,
снегопада, в других условиях ограничивающих видимость впереди, снижение
скорости просто необходимо для всех участников движения. В условиях
ограниченной видимости вы лишены возможности видеть все необходимые объекты
дорожной обстановки и, поскольку вы плохо или совсем не видите, вы не знаете,
чего ожидать. Как же поступить в таких ситуациях?

Туман. В тумане расстояние до всех предметов
кажется больше, чем есть на самом деле. Поэтому чем гуще туман, тем больше
дистанция.


    üАвтомобиль, габаритные
    огни которого вы смутно видите впереди, может не двигаться, а стоять. Не
    приближайтесь к нему на большой скорости.

    üПри очень сильном
    тумане, перед тем как сменить полосу движения или вернуться, подайте звуковой
    сигнал.

    üЕсли видимость совсем
    плохая, а надо ехать, приблизьте глаза к лобовому стеклу. Это несколько улучшит
    видимость, но, правда, повысит утомляемость.

    üДвигаясь в тумане,
    включите не дальний, а ближний свет.

    üПротивотуманные фары
    полезны, если они правильно поставлены и отрегулированы. Свет от них должен
    стелиться по дороге под слоем тумана и хорошо освещать правый край дороги.

    üЕсли есть линия,
    ограничивающая край проезжей части, то ориентироваться в тумане можно по ней.
    Сильно принимать вправо опасно, на обочине могут оказаться автомобили и люди.

    üДержите стекла дверей
    водителя и пассажиров опущенными, чтобы лучше “слышать” дорогу.

Дождь.


    üЕсли вас обгоняют, а на
    дороге лужи, заранее включите очистители стекол. Обгоняющий автомобиль может
    послать вам в стекло порцию воды, и вы полностью потеряете видимость.

    üСнижайте скорость перед
    лужами. Во-первых, брызги с грязью могут полностью лишить вас видимости,
    во-вторых, под водой могут быть ямы. Вода, попадая в тормозные накладки, может
    значительно ухудшить эффективность торможения.

    üЕсли началась гроза, то
    не стоит останавливаться вблизи старых раскидистых деревьев. При грозе они
    часто обламываются и могут повредить кузов машины.

    üПри сильном дожде
    включайте не только габаритные огни, но и ближний свет.

    üВыбирайте скорость,
    соответствующую видимости. Резко не тормозите, не меняйте неожиданно полосу
    движения.

    üПри плохой видимости от
    обгонов лучше воздержаться.

    üБоковое стекло лучше
    поднять почти до упора, иначе порция холодной воды от встречного или
    обгоняющего автомобиля может попасть в лицо, за ворот.

Влияние
обстановки на дороге.
Исследования показывают, что опаснее редкие места
ограниченной видимости и обзорности, чем часто встречающиеся, как, к примеру,
на горных дорогах. В этих случаях плохие условия компенсируются постоянной
повышенной внимательностью водителей, и скорость движения автомобилей
значительно меньше, чем в равнинных условиях. Опасен ограниченный (закрытый)
обзор на пересечениях дорог и улиц, на железнодорожных переездах, здесь чаще
происходят столкновения транспорта, чем на пересечениях с неограниченным
обзором.

Скользкая дорога.Скользкость дороги характеризуется
коэффициентом сцепления. Нормальный коэффициент сцепления асфальтобетонных
покрытий колеблется в пределах 0,6—0,8. Минимально допустимым по условиям
безопасности движения принят коэффициент сцепления 0,4. В зависимости от
состояния дорожного покрытия остановочный путь может различаться в 3—4 раза.
Так, остановочный путь при скорости 60 км/ч на сухом асфальтобетонном покрытии
составит около 37 м, на мокром — 60, на обледенелой дороге —152 м. Более того,
даже при сухом асфальтобетонном покрытии в зависимости от степени его износа коэффициент
сцепления может различаться в 2 раза и более. Скорость движения также оказывает
влияние на сцепление шин с дорогой, так как при высокой скорости начинают
проявляться аэродинамические подъемные силы, которые уменьшают силу прижатия
автомобиля к дороге. Скользкой дорога бывает не только зимой. Скользкие участки
дороги надо по возможности избегать, стараясь их объехать, либо пользоваться
особыми приемами управления автомобилем.

üИзбегайте участки, имеющие масляные
нефтяные пятна. Замасленная или покрытая свежими вяжущими материалами
(например, свежий, только что положенный асфальт) дорога очень скользкая.
Изыскивайте любую возможность объехать такой участок. В жаркую погоду масляное
пятно на дороге хорошо видно, объезжайте его.

üСтарайтесь объезжать участки дороги,
скрытые под водой. Под водой могут быть разные опасности. К тому же после
проезда глубокой лужи могут намокнуть тормозные колодки и отказать тормоза,
может заглохнуть двигатель и т. д.

üДвигайтесь по колее. Если вы четко
различаете колею, проложенную другими транспортными средствами, двигайтесь по
ней. В колее сцепление шин с дорогой лучше.

üКогда дорога покрыта тающим льдом,
избегайте двигаться по полосам с интенсивным движением. На полосах с более
интенсивным движением транспорта лед быстрее тает, и поэтому движение по таким
полосам безопаснее, чем там, где автомобилей мало, следовательно, ледовая корка
на поверхности дороги дольше сохраняется.

üНужно также опасаться участков с не
растаявшим льдом, встречающихся в тени деревьев или зданий.

üБудьте особенно внимательны, приближаясь к
мостам или путепроводам. Там ледяная корка на дороге появляется раньше, чем
повсюду, а исчезает позже. В этих зонах повышенной опасности избегайте резких
движений рулем, газом, тормозом.

üБез особой необходимости не обгоняйте.
Лучше оставайтесь на своей полосе. Даже простая смена полосы на скользкой
дороге грозит неприятностями, а обгон — тем более. Этот маневр опасный и в
хороших дорожных условиях, а при плохом сцеплении становится крайне
рискованным.

üОбъезжайте песчаные и снежные заносы,
сугробы, грязь или сырые листья. Сырые листья делают поверхность дороги
скользкой, как лед.

üЕсли вам требуется остановка, ищите на
дороге место, свободное от перечисленных выше опасностей: льда, снега, листьев,
песка.

üНе останавливайтесь на подъемах.
Остановитесь лучше до начала подъема или за ним. Помните о том, что трогание на
подъеме в условиях плохого сцепления — дело трудное и опасное.

üЕсли вы тормозите резко, с полной
блокировкой колес, то сразу же теряете контроль над автомобилем, ведь колеса не
вращаются, автомобиль не слушается руля и мчится вперед по инерции, скользя,
как сани, по скользкой поверхности дороги.

Движение
в зимнее время.
Движение в зимнее время осложняется наличием снега и наледи на дорогах, а
также снежных сугробов, в которые довольно часто попадает легковой автомобиль,
поскольку имеет относительно малый вес и легко подвержен буксованию в рыхлом снегу.


    üДорога, припорошенная
    свежевыпавшим снегом, для водителя не представляет трудностей. Надо только
    помнить, что под ним могут быть обледенелые участки. Когда такой снег лежит
    довольно толстым слоем, по нему надо двигаться равномерно, без крутых поворотов
    и резкого снижения скорости, своевременно и плавно переходя на низшие передачи.
    Все это позволит не сбиться с темпа и не застрять. Когда на дороге глубокая
    колея, надо двигаться не очень быстро, чтобы не потерять управляемость и
    неожиданно не выскочить на большой скорости из колеи. Главное при этом — не
    пытаться прокладывать свою колею.

    üПри снегопаде уже при
    небольшом ветре на дороге могут образоваться наносы, переметы, сугробы из
    свежего снега. Если сугроб низкий и за ним видно продолжение дороги, то его
    можно преодолеть на скорости.

    üЕсли вы видите, что
    впереди застрял автомобиль, не пытайтесь объехать его с ходу. Остановитесь,
    помогите водителю выехать, а затем двигайтесь по его следу. Достаточно
    протяженные участки дороги, занесенные снегом, следует преодолевать только с
    предварительной разведкой, чтобы всегда иметь возможность изменить маневр.

    üЕсли при буксовании
    колес в снегу или в условиях грунтовых дорог водитель чувствует, что двигателем
    не удается сдвинуть машину ни назад, ни вперед, надо прекратить эти-попытки,
    так как дальнейшая пробуксовка приведет лишь к тому, что автомобиль сядет
    корпусом кузова на дорогу, а колеса беспомощно повиснут. В сложившейся ситуации
    надо выйти из автомобиля, осмотреться и решить, куда лучше двигаться — вперед
    или назад. Затем имеющимися инструментами и приспособлениями надо вычистить
    снег или грунт из-под автомобиля в нужном направлении и сделать хорошую колею.
    Участок пути надо очистить вплоть до того места, где машина может остановиться,
    и затем самостоятельно тронуться с места. Когда все подготовлено, надо
    поставить передние колеса строго прямо и движение начинать плавно, без
    пробуксовки колес. Умелая работа педалями дроссельной заслонки и сцеплением -
    залог успеха. Если все-таки не удается тронуться с места, то под ведущие колеса
    надо положить камни, ветки, кусок брезента или коврик, доски, солому. Если
    колеса слишком «зарылись», надо поддомкратить автомобиль и углубление
    заполнить чем-нибудь или перекрыть, например, доской. Можно попробовать
    раскачать автомобиль, чередуя плавное включение и выключение сцепления в такт
    раскачивания.

Ограниченная видимость лишает вас возможности видеть объекты дорожной
обстановки на достаточно далеком расстоянии. Вам трудно разобраться в том, что
происходит вокруг. Чтобы получить столь необходимую в условиях ограниченной
видимости информацию об обстановке на дороге, приходится значительно повысить
внимание, что требует большого напряжения.

В таком же положении находятся в это время и другие участники дорожного
движения. И каждый из них (так же, как и вы сами) в любой момент может
совершить ошибку. К этому надо быть готовым.

Комментарии (0)